Кристина Жегунова рассказала о том, что такое ресторанный PR
Кто такой пиарщик в ресторанном мире?
Еще несколько лет назад пиарщиков называли «девочками». Сейчас чаще в свою сторону я слышу слова «это наш пиар», «это наши партнеры, они занимаются всем, что связано с рекламой ресторана». В большинстве ресторанных холдингов пиарщик – это такой же член команды, как бухгалтер, операционный директор или шеф-повар. Истории про то, что пока все они работают, пиарщик пьет шампанское в зале с гостями, мягко говоря, стереотип. И мне кажется, его создали сами пиарщики, чтобы хоть как-то успокоить себя тем, что в нашей изнурительной работе есть плюсы. Ведь на самом деле задач очень много – несколько встреч в день в разных концах Москвы, пресс-туры на выходные, ответы на запросы журналистов 24/7, стратегии, которые делаешь полгода, а потом все вдруг меняется, большой объем информации и людей, каждому из которых надо уделить время. Пиарщик работает не меньше остальных, а иногда и больше: пока шеф спит после смены, пиарщик отвечает на письма, правит тексты и подписывает фотографии, распределяя их по папкам.
Я вижу, что в наше время пиарщик поднялся по иерархии и стал важной частью команды. С тобой сверяется ресторан, что можно и чего нельзя делать в информационном поле, в каких событиях им участвовать, кого приглашать и кому что говоришь. Пиарщик создает бренд – и это довольно увлекательная, хотя и непростая работа.
Модно ли заниматься PR?
Да, насколько мне известно, эта профессия в топ 10 в России сейчас, наряду с it-специалистами.
Как стать профессионалом по связям с общественностью?
Любить людей. Конечно, не вся работа пиарщика, но большая ее часть – это общение с людьми. Есть те, кто не любит общаться, но отчаянно пытаются заниматься пиаром. Видя такое, я умоляю перестать себя мучать – это хорошо не закончится ни для общего уровня счастья, ни для здоровья.
Сюда бы я добавила врожденное желание учиться, развиваться, простым языком любопытство. Пассионариям легко быть пиарщиками. Грамотная речь, умение быстро реагировать и одновременно решать несколько задач, обладать навыками ивенщиками, дизайнера, копирайтера, фотографа и видеографа, стратега и аналитика – это неполный список того, чему нужно учиться, чем желательно увлекаться, чтобы преуспеть в этой профессии. Самое главное – что тебе должно быть интересно делать то, что ты делаешь. Ведь пиарщик работает 24/7, даже, если он не на работе, он подмечает коммуникации других брендов с клиентами и так развивает свою насмотренность, что потом, конечно же, пригодится.
Ты всегда хотела быть пиарщиком?
В студенческие годы я ходила по ресторанам и писала на них рецензии, что-то готовила дома — экспериментировала, выискивала новые продукты в магазинах, много общалась с разными людьми, читала, смотрела, путешествовала. С тех пор ничего не изменилось, просто уже 10 лет это называется «работа».
Почему каждому бизнесу нужен пиар?
На мой взгляд это очень простой вопрос. Повесить вывеску над входом в ресторан – это еще не значит сделать так, чтобы гости пришли к вам. И тем более не значит, что будет столько гостей, сколько нужно, чтобы бизнес успешно работал и развивался годами. Здесь и появляется пиарщик, он рассказывает правильным людям, за которыми стоят СМИ, телеграм-каналы, подписчики, что появился новый проект. По их каналам это разносится дальше, и, если проект интересный, гости начинают бронировать столы. Открыться с классным проектом, но никому об этом не сказать – не работает. Как, впрочем, и не работает открыться с посредственным проектом и при этом нанять лучшего пиарщика.
Значит нет ни одного варианта, когда PR не нужен?
Думаю, что есть. Я часто это говорю на своих выступлениях в Novikov School, когда студенты, воодушевленные моим рассказом, готовы начинать работать. Кому-то нужен только SMM, кому-то локальный маркетинг, с кем-то надо поработать лишь на запуске, с кем-то очень активно на запуске, но поддерживать весь год, а с кем-то и весь год, не останавливаясь делать какие-то активности. Ответ зависит от целей и задач. Если открыть единственный ресторан в огромном ЖК, возможно, им достаточно лишь вывески.
В каком возрасте лучше всего быть пиарщиком?
В любом, наверное? Ведь дело не в возрасте, а как ты себя сам ощущаешь – интересно тебе это или ты «вырос» из профессии. Я недавно услышала прекрасную мысль: если хочешь быть молодым, забудь свой возраст. Это трюк для нашего мозга, который просто перестает считать годы, не ассоциирует себя с теми, кто выглядит на этот же возраст, а значит не дает сигнала телу стареть. Но, если честно, я пока не видела пиарщиков за пятьдесят, которые организуют съемки, бронируют столы и летают как феи между столами с инфлюенсерами. Молодые пиарщики после университетов тоже есть, у них все еще впереди, надо дать им шанс. Я знаю, что при хороших учителях, а главное, умении учиться, они быстро вырастают в крутых специалистов, которыми можно восхищаться.
Как ты находишь work-life balance?
Задаю себе вопрос: «а чего я сейчас хочу?». И, если не работать, то иду гулять или плавать, читать книжку, назначаю встречу с друзьями или просто остаюсь дома. Напитываюсь и опять работаю. Плюс я научилась работать быстро, чтобы все успевать.