Галина Стрижевская: «Свой вклад в продюсирование я оцениваю масштабно»
Какие факторы повлияли на ваше решение войти в сферу кино после получения образования в области физики и нанотехнологий?
Когда я училась, то уже заранее знала, что буду работать немного в другом направлении. Но делала акцент на том, что это образование негуманитарного профиля отлично скажется на работе мозга в целом. Но что меня действительно привлекало, так это медиасфера. В институте я была организатором, председателем студсовета, делала различные внутренние мероприятия. Также я знала, что за пределами учебного заведения есть более масштабные дела: шоу-бизнес, ивенты, кино... Не буду скромничать, я всегда понимала, что я человек умный. И справлюсь с любым объемом работ в любой сфере. Но больше всего меня привлекло кино. Там-то и решила развернуть свое поле деятельности.
Какие традиции в съемочном процессе вы сформировали, начиная свой путь с второго режиссера?
Позиция второго режиссера была моей отправной точкой в кино. И когда я пришла на свой первый проект, то мне пытались внушить правило: второй режиссер — это человек, которого ненавидит вся съемочная группа. Я такая: «Ну это как-то не очень, я смогу изменить это убеждение!». Зачем кого-то ненавидеть для работы? Не понимала я. И действительно, у меня это получилось! Я научилась создавать такую атмосферу в группе, чтобы все работали как единый организм. А в основе этой работы были ответственность, уважение и любовь друг к другу. Да-да, на моих проектах всегда было очень много любви во всем. И этого хватало на то, чтобы все вопросы решались оперативно. Пока ты снимаешь кино, все члены группы становятся на это время, как семья, по количеству проведенного времени так точно. Завтракаете, обедаете, пьете кофе, постоянно что-то обсуждаете. Понятно, что не всегда все дружно и гладко происходит. Все не без сучка. Но изначальный подход к тому, что второй режиссер – это и строгий «капитан», и понимающая иногда «мать», – дал возможность исключить тот негатив, который привыкли питать ко второму режиссеру. Самое явное тому доказательство это то, что у меня после каждого проекта сохранилось очень много теплых контактов с коллегами. Мы до сих пор дружим и общаемся. Это и артисты, и люди из разных цехов: грим, костюм, операторская группа и тд. Кстати! Будучи вторым режиссером я добилась того, чтобы эту позицию прописывали в начальных титрах. Раньше такой традиции не было. Но с меня пошла (улыбается). Потому как я уверена: второй режиссёр — это одна из главных и ключевых единиц в съемочном процессе.
Какую роль сыграла ваша должность второго режиссера в вашем профессиональном развитии?
В этой должности я изучила все аспекты кинопроизводства. Плюс – я сильно прокачала скиллы в оперативном решении вопросов. Разные же ситуации бывают. Вечером, например, все четко готово к съемке. А в ночи случается что-то, и все горит огнем! Съемка на грани срыва! Что это в ситуации остается делать? Думать. Включать все шестеренки мозга. И не впускать туда панику. Тогда есть шанс все решить.
Можете поделиться опытом совершения вашей первой дорогой покупки в жизни после начала карьеры в сфере кино?
Моей первой дорогой покупкой был автомобиль. Я его долго выбирала – цвет, комплектация. Наконец внесла залог. И в этот же момент у меня начался очень интенсивный съемочный период. Это был фильм «Новый год шагает по стране», который в итоге вышел под названием «Елки». Съемки были настолько сложными и плотными, что у меня не было времени доехать до салона и дооформить документы, чтобы забрать машину. В итоге прошло несколько месяцев. Приезжаю в салон, а там – еще несколько вариантов авто, только в других цветах. Менеджер сходу сказал: бери белую! Идеально тебе подходит! И я согласилась. Так, белая машина стала неким символом моей первой «победы» в кино. То есть будучи вторым режиссером, я смогла себе позволить купить новую машину из салона, и впоследствии не одну. До сих пор этим горжусь! (смеется)
После второго режиссера вы решили перейти в продюсирование. Как вы оцениваете свой вклад в продюсирование, и почему решили сосредоточиться именно на этом направлении?
Свой вклад в продюсирование я оцениваю масштабно. Продюсер должен знать все! Это помогает более верные решения принимать. Сопровождать и контролировать весь путь, начиная от написания сценария, поиска инвестиций и до выхода фильма к зрителю. Этот путь трудный, нервный, но кайфовый) И я могу проходить его не один, и не два раза. А много и регулярно. Это очень большая работа. Почему я решила на ней сосредоточиться? Потому что мне нравится полный цикл создания кино. Видеть, как идеи раскручиваются до больших событий. Мало того, эти события потом надо правильно упаковать и преподнести, донести до зрителя. Потому что одно дело — когда выпускается франшиза, и у нее уже есть фанатская база и свой зритель. Другое дело, когда есть неизвестные фильмы с известными артистами. Третье дело, когда есть вообще новая ниша, к которой надо привлечь народ. Четвертое, когда у тебя кино или сериал для семейной аудитории – там вообще по-другому работает маркетинг. Это все очень интересные процессы. И мне нравится во все это вникать, понимать и существовать там на протяжении всего периода. Поэтому я пошла в такое продюсирование. И потом, как продюсер, я абсолютно автономно могу существовать и работать сама. Зная, что нужно для кино, как это все сделать, как это все собрать, где взять денег, авторов, как это все соединить, чтобы в итоге получился хороший продукт.
Какие были вызовы при работе над проектами «Мажор 2» и «Хардкор» с Ильей Найшуллером?
Есть одна общая черта у этих двух фильмов. И там, и там у меня были режиссеры-дебютанты. То есть это режиссеры, которые снимали свое кино в первый раз. Это уже определенный вызов. Никогда не знаешь, чем это обернется и каким будет процесс. Но по итогу все получилось классно! На «Мажоре» было очень тепло, дружно и весело. Так как до этого уже выходил сериал, то к нам на съемки приезжали целые фанатские базы Паши Прилучного и других актеров. И несмотря на тяжелые съемки, высокую выработку в день и еще какие-то моменты производственные, вот эта теплота внутри команды давала очень много сил. И как-то это все прошло без выходных, но незаметно. Плюс – при работе с «Мажором» было фееричное сплетение съёмочного графика по актёрской занятости. Нужно было сопоставить несопоставимое! Выстроить календарно-постановочный план так, чтобы было удобно всем. Очень тонкое кружево вышло с моей стороны! До сих пор практически наизусть помню весь тот КПП.
А на «Хардкоре» мы вообще кайфовали, потому что Илья был дебютант абсолютно. Он безбашенный, креативный. И на съемках был такой кураж и драйв! Илья заражал своей энергией всех вокруг и все были на подъеме. Помню, когда пришли на премьеру, сидели, смотрели фильм и думала, как мы все это сделали, все было ооочень иногда не просто, но вот ведь — сделали! А одна сцена, над которой мы много времени колдовали даже не вошла. И знаете, не было даже никакого сожаления. Я подумала, ну прикольно, что пережили это. Не вошла и ладно! Это очень ценные эмоции. И зарядить на них может только режиссер и команда.
Какие ценности и принципы вы внедрили в сфере продюсирования?
Важная ценность — быть честным, стараться быть беспристрастным, продюсер все-таки должен обладать холодной головой, чтобы уметь решать вопросы. Быть справедливым. Один из принципов работы при продюсировании — это не халтурить, то есть не бояться работы, не обладать ответом «нет», искать решения, варианты, выходы, чтобы кино сложилось. Перепробовать сначала все, а потом говорить, что возможно, а что невозможно. Не сдаваться с первых минут режиссерской придумки, не скатываться в то, что ой-ой-ой, как сложно! Вот это, наверное, один из принципов, который я требую и от сотрудников. Делать свою работу на все 100%. Нельзя не изучить эпоху, если ты работаешь в историческом фильме. Нельзя не изучить нейросети, если ты работаешь с фантастикой или с каким-то развивающимся миром. Нельзя не изучить поведение или как одеваются женщины, если ты снимаешь «Секс в большом городе». То есть это такие принципиальные нюансы, которые нельзя просто проскочить.
Какие проекты из вашего списка фильмографии оказались наиболее значимыми для вас, и почему?
«Слово пацана», безусловно, это большой, значимый проект, потому что это мой личный новый нулевой километр. Мы смогли сделать сериал на новом уровне. Только я знаю, через что проходила я, через что проходил режиссер, съемочная группа и артисты. Как это всех нас вырастило. Поэтому, безусловно, для меня это значимый и важный проект останется, я думаю, до конца даже жизни. Еще один из значимых проектов — это «Елки». Они привнесли в мою жизнь огромное количество новых знакомств. Это же каждый раз новельные истории. Соответственно это 6-7 команд разных классных людей. Это особая атмосфера создания чего-то позитивного и доброго в нашем мире. Также очень значимым я считаю свое знакомство с Тимуром Нархетовичем Бекмамбетовым. Он мой ментор в плане продюсирования. И я благодарна ему за нашу совместную работу над проектами. А вообще – случайных проектов и знакомств в кино не бывает. Все идет в опыт, в копилку. И благодаря всем своим проектам, я теперь не только умею продюсировать, но и развивать проект с самой идеи. От самого начала до конца. Поэтому я открыта к самым смелым и неожиданным предложениям!
Каким образом ваша свадьба, состоявшаяся в разгар работы над проектом «Слово пацана», повлияла на атмосферу в съемочной группе?
Моя свадьба... Это было очень забавно, потому что 8 декабря у меня была свадьба, организацию которой на себя взял полностью мой супруг — за что ему отдельная благодарность — и свадьба получилась легкой и классной, а 10 числа у нас была сложная длинная смена пересъема 8-й серии, на которую люди просто пришли с такими глазами вытаращенными и говорили: «У тебя свадьба была, как ты еще умудряешься работать в таких масштабах?!» А я знаю, что во мне очень много энергии. И я эту энергию умею аккумулировать и для съемочной группы, и для личного в жизни. Для них это как подпитка. На таком кураже мы и домчали до конца съемочного периода.
Каковы ваши планы и амбиции в области кино на будущее?
Я — человек амбициозный. При этом одновременно скромный, иногда даже слишком. Но в наше время это уже не котируется. Смотрю, например, какой хайп поднялся после выхода «Слова пацана» и как кто-то просто чихнувший рядом со съемочной площадкой, уже дает интервью – думаю, а не засиделась ли я в скромницах? Я очень хочу создавать и дальше крутой контент в разных жанрах и направлениях. Я очень люблю честное, для большого количества зрителей, про людей и думающее кино, которое заставляет нас еще долго о нем размышлять. И один из главных зачинов на будущее – это кино и сериалы с мировым охватом популярности, хотя отчасти это получилось и со «Словом пацана», что приятно. Мне хочется развивать нашу индустрию, чтобы все видели, что мы умеем снимать хорошее кино и сериалы. И делать какие-то коллаборации с зарубежными коллегами и брендами. Я верю в то, что это станет возможным!