Сельский учитель из Дагестана отправился в ИГИЛ, чтобы вернуть дочерей
Расул Магомедов живет в Дагестане вместе с тремя дочками. Почти всю жизнь он проработал учителем в сельской школе. Некоторое время назад мужчина совершил подвиг: отправился на территорию ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России), чтобы вернуть домой своих детей.
Материал о Расуле Магомедове был опубликован в «Новой газете» 15 декабря. Мужчина всю жизнь прожил в Дагестане. Человеком он был мягким и неконфликтным, работал в сельской школе. В 25 лет Расул женился, как он добавляет, «по любви». Его супруга Фатима была медиком по образованию. После рождения второй дочки она вышла на работу. В город из своего села они выезжали редко, но женщина часто ездила в гости к младшей сестре. Расул знал, что муж девушки не совсем простой парень, но общаться своей семье с ними не запрещал.
Прошло немного времени, и жена спросила у Расула разрешения «закрыться», то есть надеть хиджаб. До этого она носила обычный дагестанский платок. Расул согласился: «Почему нет, если так по исламу положено». Вскоре Фатима попросила мужа переехать в Махачкалу. У них должен был родиться третий ребенок, и зарплаты Расула не хватало на большую семью. Мужчина не возражал против переезда, и в 2011 году они отправились в город. Расул нашел работу в строительной бригаде, а поселилась его семья недалеко от сестры Фатимы, которая к тому времени стала вдовой и жила с двумя детьми у матери.
Все свободное время супруга проводила с сестрой. Они с Расулом стали чаще ссориться, и однажды она заявила ему: «Ты мурад (вероотступник, — прим.ред.) и размазня». После этого Фатима забрала детей и ушла к матери. Мужчина просил вернуться, но она настаивала на разводе. Тогда Расул просил ее отдать детей, но в ответ Фатима стала избегать встреч и заблокировала его во всех социальных сетях.
Через несколько недель Расул узнал, что Фатима с сестрой и с тремя детьми, 12-летней Заирой, 10-летней Патимат и годовалой Асей, уехала в Турцию. Вскоре она отправила старшую дочь домой в Махачкалу, у девочки начались серьезные проблемы со здоровьем. Еще спустя пару недель Расулу позвонил брат Фатимы и сообщил, что женщина с сестрой уехали в Давлю («Исламское государство»).
Расул начал поиски жены. Спустя несколько месяцев ему пришло сообщение на телефон от незнакомого человека. Тот представился дагестанцем Али, новым мужем сестры Фатимы, за которого та вышла замуж в Турции. «Брат, я чувствую несправедливость в твоем вопросе. Если тебе нужны твои дети, приезжай и забери их. Но с одним условием: ты должен совершить хиджру (переселение на земли Халифата — прим. ред)», — написал он.
Расул согласился, не раздумывая. Договорились, что он прилетит в Стамбул, где его встретит человек Али. Мужчина занял денег на путешествие и отправился в Турцию. Об обращении в ФСБ он не думал. Расул боялся, что ему закроют выезд, и он больше никогда не увидит своих детей.
В аэропорту Стамбула его уже ждали. Вместе с проводником он отправился на машине в Газиантел, город на границе с Сирией. Оттуда, подобрав еще несколько человек, они подъехали к границе.
В городе Табка Расула отправили в пункт приема новых граждан Халифата, где его попросили сдать паспорт. Они уточнили, будет ли он воевать на пути Аллаха, но мужчина сказал, что приехал к семье, и ему нужно обвыкнуться. «Ну, давай, давай, только за свой счет тогда», — ответили ему.
На улице Расул удивился оживленности города. Люди спешили по делам, мимо проезжали автобусы и такси, стояли небольшие магазинчики, а вдалеке шумел рынок. На импровизированных развалах можно было купить любую контрабанду. Рядом с жизнью царила смерть: разрушенные дома, обгоревшие остовы машин, воронки от снарядов. Повсюду можно было увидеть вооруженных мужчин, стайки женщин, одетых с головы до пят во все черное, и мальчишек, увешанных оружием. С 9 лет мальчиков здесь учат обращаться с оружием, а в 12 они уже участвуют в военных операциях.
Проводник отвел Расула в дом жены, предупредив, что у Фатимы новый муж, он узбек и воюет на передовой. Дочери были счастливы увидеть отца, но от супруги он добился лишь презрительного взгляда. Расул подал на жену заявление в шариатский суд. Дело было сложным, и им пришлось отправиться в суд в Ракку, самопровозглашенную столицу ИГ. В суде Фатима настаивала, что Расул вероотступник и не заслуживает права воспитывать детей. Но важным аргументом стало мнение старшей девочки Патимат, которая категорически отказалась оставаться с мамой. В итоге было решено, что Расул имеет полное право забрать у Фатимы детей.
Расулу было негде жить, он не мог найти работу, деньги заканчивались, и как выбраться с земель Халифата он тоже не знал. Мужчине пришлось поселиться в мечети недалеко от дома сестры Фатимы, где жили его дочери. Он пытался найти возможность вернуться домой.
Граница с Турцией находилась в 200 километрах, и чтобы отправиться туда, ему была нужна причина. В ИГ дефицит средств связи. У жителей нет телевизоров, зато на улицах стоят большие плазменные панели, где крутят проповеди «правильных» проповедников. Интернетом можно воспользоваться только в кафе, при этом хозяева заведений обязаны знать, на какие сайты заходят их посетители. Сотовых телефонов нет в свободной продаже, а солдатам ИГ мобильная связь и социальные сети вообще запрещены.
Расул взял такси и отправился к границе, где погулял несколько часов, чтобы разведать обстановку. Проходили месяцы. Расул видел дочек каждый день, девочки были испуганы. Мужчина изучил все карты, которые смог найти, продумал маршрут, но все равно боялся. Он отвечал не только за себя, но и за дочек.
Однажды старшая девочка попросила Расула отвезти их домой. Это стало последней каплей для него. В день побега они наняли микроавтобус, сказав водителю, что едут в гости в приграничный городок. За поселком до границы были разбиты фруктовые сады, а значит мин там быть не могло. Из Табки они выехали налегке, добравшись до места в 9 вечера. Оттуда пошли пешком к границе. Младшую девочку Расул нес на руках.
Дойдя до границы, они залегли в кустах, чтобы дождаться, когда проедет патруль ИГ. После проползли под колючей проволокой через границу. Асе было всего три года, и Расул боялся, что она заплачет, выдав их.
«В один момент у меня даже мысль была, если засекут нас боевики — детей через границу перекину. В буквальном смысле — возьму на руки и брошу что есть силы. Там неподалеку оросительный канал начинался и камыши. Шанс есть. А меня пусть убивают — не важно», — рассказал Расул корреспонденту «Новой газеты».
На турецкой стороне по ним стреляли пограничники, которые боялись, что это боевики ИГ. Расулу с дочками пришлось долгое время сидеть в камышах в воде. Он приложил все усилия, чтобы Ася не расплакалась. Старшая девочка плакала беззвучно.
Когда все стихло, они перелезли через железнодорожную насыпь и пошли к ближайшей деревне. За полночь добрались до жилищ, где нашли амбар с сеном. Там и заночевали. Но это был не конец пути. Им нужно было каким-то образом попасть домой. В кармане у Расула было лишь 50 долларов, документы отсутствовали.
Они доехали до Стамбула. В российском консульстве на заявление об утере документов сотрудник лишь ухмыльнулся. Деньги пришлось собирать с миру по нитке. Помогали родственники и депутат дагестанского Народного собрания, который узнал про эту историю.
На обратном пути Расула допрашивали турецкие и российские пограничники. Он не стал рассказывать им свою историю. В Махачкале его уже ждали сотрудники ФСБ. С тех пор он часто ходит в ФСБ и МВД. Расул прожил в ИГ пять с половиной месяцев, а его дочери – почти год.
«Долги за поездку еще остались, но ничего, заработаю. Меня больше старшие девочки волнуют, как они переживут все это. А Аська-то что. Она, хвала Аллаху, еще маленькая. Она мороженое и конфеты очень любит, купишь — и нет счастливее человека на свете», — рассказал Расул.
Сейчас он снова работает учителем в сельской школе и живет с дочками в родном селении.
Фото: Reuters