Интервью с Софико Шеварднадзе: о новой книге, пандемии и итогах года
Как лично вас изменила пандемия? Какие мысли посещали в этот непростой период и к каким умозаключениям вы в итоге пришли?
Меня очень сильно изменила пандемия. Всё началось с первой волны, с локдауна, когда я осталась одна в самоизоляции. У меня было огромное количество страхов, тревога, которая зашкаливала, и очень много вопросов – как жить дальше, что делать и вообще что с нами будет. И дальше, когда я начала в этом разбираться, когда занялась как раз написанием книжки и разбором этих вопросов с моими замечательными спикерами, ко мне пришло понимание того, как сейчас надо жить. Во-первых, нужен размеренный режим. И самое главное, наверное, какое-то возвращение к истокам, главным истинам вселенной и истинам жизненным, о которых я забыла и забыло человечество. Руководствоваться ими и слышать себя. Мы все в этой суете, в этом сумасшедшем ритме, который был до пандемии, забыли, как слышать себя и свой внутренний голос, а это, оказывается, самое важное, что может быть в жизни.
Для книги вы пообщались с большим количеством профессионалов в различных областях: экономистами, журналистами, психологами, деятелями искусства и не только. С кем из героев, на ваш взгляд, получилось наиболее глубокое интервью? Чьи мысли оказались вам близки? Были общие идеи, которые объединяли бы всех спикеров?
Я безумно благодарна всем моим героям. Я особо не думала, с кем хотелось бы обсудить то, что с нами происходит, потому что все эти люди – те, с кем я раннее соприкасалась, и они на меня произвели огромное впечатление. И это точно не интервью, это достаточно эмоциональные разговоры по поводу того, что с нами будет и как дальше жить, потому что, несмотря на то, что это величайшие умы человечества и нашего времени, они пандемию переживали как простые смертные. Они тоже, как мы с вами, пытались в первую очередь вывести правила существования в личном пространстве, а дальше уже задумывались о каких-то глобальных процессах. И поэтому каждый спикер внес совершенно бесценный вклад в эту книжку. Вот если из совсем каких-то прикладных примеров, мне очень помогло то, о чем говорила Татьяна Владимировна Черниговская: нужны новые качества, надо взращивать в себе новые качества в это время неопределенности, потому что неопределенность – это наша новая реальность. Необходимы адаптивность, любопытство, эмпатия и эмоциональный интеллект. Вот это четыре качества, которые нам позволяют выработать новую систему навигации в этой странной реальности, которая нас окружает на неопределенное время. Также нужен, конечно, размеренный режим – он очень важен, когда мы сидим в самоизоляции, особенно когда работаем на удаленке. Чтобы не впадать в апатию, надо иметь очень жесткий режим. Гораздо жестче, чем в мирное время. Это действительно помогает. Как говорил Талеб, если жизнь подкидывает кислый лимон, из него надо делать сладкий лимонад. У кризиса есть обратная сторона: он нам показал, что никто нами не займется и никто нам не поможет, если мы сами не возьмем свою жизнь в руки, не возьмем за нее ответственность. И это в некотором смысле хорошо, потому что, когда ты берешь ответственность за свою жизнь, ты начинаешь творить чудеса. Включается какой-то другой механизм, какая-то невидимая мышца, которая тебе позволяет делать такие вещи, которые были совершенно немыслимы еще сколько-то месяцев назад. Всех моих спикеров объединяет мысль, что жизнь никогда не будет прежней, что мы живем и дальше будем жить в совершенно новой реальности, к которой надо адаптироваться – и чем быстрее, тем лучше.
В период пандемии в Сети то и дело стали появляться различные теории заговора. Как вы к ним относитесь? Почему, по-вашему, люди пытаются объяснять происходящее таким образом?
Я лично не верю в теории заговоров, и мы это тоже обсуждаем, в книге есть глава, посвященная тому, что нет никакой теории заговора. Это скорее человеческая халатность, и, собственно, из-за нее и ускользнул вирус из лаборатории Уханя. Но если человек в принципе склонен верить в какие-то эзотерические теории, в то, что в этом вирусе есть нечто символичное и что он даден человечеству для того, чтобы оно немножко остановилось и задумалось – куда мы, зачем мы, почему мы... Наверное, в этом есть доля правды. Потому что в том виде, в котором существовало человечество до пандемии, оно уже было на исходе, мы бы вот-вот лопнули с нашим бешеным темпом, консьюмеризмом, неслышаньем себя и своего внутреннего голоса, алчностью и так далее. Пандемия нас вынуждает, хотим мы этого или нет, задуматься.
По одной из таких безумных теорий, коронавирус был намеренно создан для того, чтобы существенно сократить население планеты. Сократить, но не уничтожить. А что, на ваш взгляд, вполне может привести к гибели человечества?
Опять повторюсь, что не верю в теории заговора и тем более не верю в то, что коронавирус был искусственно создан для того, чтобы избавиться от пожилого населения и заполнить пенсионные фонды или сбавить нагрузку на здравоохранение. Я, конечно, в этот бред не верю, но мировые лидеры должны перестать существовать в старой парадигме разоружения-вооружения и понять, что перед человечеством стоят совершенно иные вызовы, которые нельзя уже игнорировать: глобальное потепление, невидимое социальное расслоение населения мир – вот это как раз новые пандемии, вирусы, к которым мы совершенно не готовы. Посмотрите, как мы с коронавирусом справляемся – как в допотопные времена: сидим дома и не выходим на улицу, потому что ничего другого за сто лет не смогли придумать, потому что мы были слишком заняты – опять же – боеголовками. Вот если не придут в себя политические лидеры, не поймут, что надо полностью менять парадигму жизни, то может погибнуть огромное количество мирового населения.
В августе этого года российский президент объявил о создании вакцины против COVID-19. Как вы относитесь к вакцинации? Должна ли она быть принудительной?
Я не считаю, что вакцина должна быть принудительной, но к созданию ее отношусь очень положительно. А как можно к этому негативно относиться? Другое дело, что есть вопросы к непрозрачности процесса, но это как бы даже не российская, это советская реальность, такие остатки советской реальности. В Советском Союзе тоже никто не публиковал составы вакцин, но нам делали прививки от туберкулеза и так далее – мы все жили и не умирали. Вот по таким принципам создаются у нас вакцины, и, если копнуть глубже, действительно, третья фаза сейчас только в разработке тестирования, но при этом огромное количество материалов, в том числе и в западных СМИ – например в The Lancet, одном из самых уважаемых медицинских журналов Великобритании, где опубликованы состав вакцины и огромный труд, подтверждающий, что «Спутник V» – это безопасная вакцина, которую можно применять. Принудительной, конечно, она не должна быть до тех пор, пока не пройдет все фазы тестирования.
Сейчас многих смущает тот факт, что в мае, когда заболевших было чуть больше 12 тысяч, в стране был введен режим самоизоляции, многие работодатели переводили сотрудников на удаленку, а некоторые компании и вовсе приостанавливали производство. Сейчас же количество зараженных в день превышает 17 тысяч, но таких жестких мер, как весной, правительство не вводит. Как вы считаете, почему? Правильно ли это?
Я считаю, что очень сложно найти баланс: убить экономику или убить людей. Думаю, что по подсчетам, наверно, вдолгую приняли решение не убивать экономику. А социальная ответственность всё-таки лежит на людях, и вот это очень важный момент, который должен осознать каждый из нас: при таких обстоятельствах, как всемирная пандемия, мы не можем всю ответственность перекладывать на правительство. Это нереально, надеть маску и так выйти на улицу – это личная и социальная ответственность каждого из нас, и, если мы этого не будем делать, то будем заражаться и умирать. Это факт. И это ведь несложно, понимаете, несложно на какое-то время не закатывать свадьбы, юбилеи, не ходить в ночные клубы, когда тебе говорят, что всемирная пандемия. Да, это неприятно, всем хочется жить, но это факты, с которыми надо считаться, и в первую очередь понимать: пандемия подчеркивает базовые законы квантовой физики – мы все взаимосвязаны. То есть ты в ответе не только за свою собственную жизнь, но, не защищая себя, ты, возможно, убиваешь огромное количество людей вокруг. Если это каждый не осознает и не примет эту социальную ответственность, то ничто нас не спасет.
Помимо коронавируса 2020 год запомнился небывалым количеством жутких событий: природные катаклизмы, военные конфликты, катастрофы. В Сети даже начали шутить о том, что уже не осталось вещей, которых можно бояться, потому что всё, что могло произойти, уже случилось. А какое из событий 2020 года сильнее всего заставило переживать вас? Почему?
Знаете, как говорят, беда никогда не приходит одна. Понятно, что одна катаклизма влечет за собой другую, третью, четвертую, но в этом тоже есть некий символизм. Это некий процесс, может, даже природная закономерность, трансформация, тектонические сдвиги, которые приведут обязательно к лучшему. Когда в странах проводят какие-то фундаментальные реформы, такие моменты всегда очень болезненны, и особенно населению приходится многое пережить, но потом наступает золотой период. И вот у меня есть полное ощущение, что через эту пандемию мы пройдем, это будет сложно, нелегко, но выйдем из нее совершенно новыми людьми с новым миром, который будет лучше прежнего.
За что вы благодарны уходящему 2020 году?
За очень многое. В первую очередь за то, что он меня вернул к истокам: я уже шесть месяцев как в Грузии, давно столько времени не проводила на родине. Это невероятное ощущение, когда ты, оказывается, очень хотел пить, не подозревал – и вот припал к первоисточнику, не можешь напиться. Исполнилась такой небывалой энергией. Также я говорю спасибо этой пандемии, потому что она научила меня жить здесь и сейчас, не строить планов и быть благодарной за то, что у меня есть в этот момент. Это то, к чему я стремилась всю жизнь, но у меня никогда не получалось, а сейчас как будто нет другого выбора, и моя жизнь очень сильно поменялась в лучшую сторону во всех сферах. Поэтому благодарна я двадцатому году за очень многое.
Заказать книгу «Будущее сегодня: как пандемия изменила мир» можно по ссылке.