Михаил Питерский: «Я понимаю, что всем хочется простых ответов на сложные вопросы»
Михаил, в качестве диджитал арт-директора одного из самых известных дизайн-агентств в РФ вы создали десятки успешных проектов. Какой самый значимый опыт за последние годы в работе вы приобрели?
Я начинал свою карьеру с медиа, работал дизайнером, а потом арт-директором журнала FURFUR. После этого перешел с клиентской стороны на агентскую, устроился в дизайн бюро Charmer. Через пару лет, когда я получил достаточно опыта в дизайне медиа с нуля (Charmer специализировались в основном на дизайне диджитал медиа), я решил вернуться на сторону клиента и стал арт-директором журнала Inc. Применив весь свой опыт там, построив все дизайн процессы и команду, устроился в ONY, агентство в котором всегда мечтал работать.
Работать арт директором в диджитал медиа, пусть и международно признанном, и арт директором в таком высокоуровневом агентстве как ONY не одно и тоже, поэтому я начал свою работу с должности senior-дизайнера, за год работы я приобрел больше экспертизы и опыта работы с клиентом и получил должность арт-директора. Самыми значимыми проектами за все время моей работы для меня стали: Трехгорная мануфактура, Парк Горького, Moscow Art Magazine, сайт «Visit Nizhny», Абсолют помощь, Гулливер маркет, Flacon Magazine, Brand Monitor и Bausch+Lomp App.
Сейчас ONY является ведущим дизайн агентством России. В чем специфика работы в такой компании?
Когда я пришел в агентство, digital-отдел был небольшим и фокусировался на «бутиковых» проектах: частных небольших бизнесах. Но мы хотели развития и не могли не следовать трендам рынка. Первым подобным проектом для меня стал редизайн российской версии портала KIA. Далее
мы развивали экспертизу, учились проводить исследования, формировать продуктовые команды.
Какие задачи перед вами стояли во время работы в ONY? Поделитесь своими достижениями
В качестве арт-директора я занимался концептуальным дизайном проектов, наймом, обучением и ростом новых сотрудников. Я с командой формировал с нуля экосистему и нормативы по работе с разными типами клиентов. Мы систематизировали знания и опыт в единую структуру, готовую работать с бизнесами всех размеров (малый, средний, крупный бизнес). Из группы в 6 человек выросли в команду из более чем 20 человек с большим количеством аутсорса и штатом сотрудников с разными новыми экспертизами, а также сформировали широкий выбор новых услуг, что превратило диджитал отдел ONY в ведущего игрока на рынке.
Насколько ваша сфера деятельности подвержена трендам?
Есть большая опасность переоценки значимости тенденций и трендов. Если дизайнер погружается в изучение трендов чтобы найти универсальное решение, которое позволит сделать его работу максимально актуальной, скорее всего он потерпит неудачу. Любая попытка решить дизайн-задачу через такую поверхностную вещь как мода или тренд, мешает увидеть суть проблемы, а значит найти решение. Тренды не сменяют друг друга календарной осенью, более того, у разных трендов разные сроки годности, а многие и вовсе неправильно называть трендами, так как они могут быть полностью продиктованы такими мейджорами рынка как Apple, например, и носить максимально утилитарный характер, становясь новой нормой.
Какие тренды дизайна в 2023 году вы как эксперт можете выделить?
Я понимаю, что всем хочется простых ответов на сложные вопросы, и позволю себе такой ответ дать. Главные диджитал тренды сегодня задают небольшие web3 стартапы, не боящиеся маргинальных решений. Такие проекты сейчас могут сильно влиять на дизайн мир, во многом из-за того, что люди относятся к дизайну своих продуктов более расслабленно. Авторы новых диджитал трендов эксплуатационным образом используют эстетику киберпанка, глитча и в целом фантомных 80-х. Они шутят, не боятся быть яркими и искать собственную выразительность, нарушая правила. Этот тренд наглядно разделил все web3 проекты на два лагеря — проекты с классическим продуктовым дизайном, порой даже трудно различимые между собой, и проекты с яркой индивидуальной выразительность, порой скатывающиеся в весьма маргинальные решения. Я думаю, что такая встряска давно нужна была рынку. Со времен закрытия сайта Brutalist Websites все двигалось в сторону визуальной рационализации, но этот пузырь не может расти вечно. Кажется, в 2023 году нас всех ждет гораздо более яркая диджитал среда.
Как вы будучи диджитал арт-директором относитесь к стремительному развитию искусственного интеллекта?
Искусственный интеллект уже стал инструментом в работе, которым нужно уметь пользоваться всем дизайнерам, так как это может упростить жизнь. Сейчас его применение еще не очень широкое. Его используют гейм-дизайнеры, иллюстраторы и бренд-дизайнеры для агрегации и генерации контента, а потом фильтруют то, что создала нейросеть. Искусственный интеллект можно будет скоро увидеть и в digital-дизайне, он присутствует в контентной зоне: генерация изображения, например 3D-объект. Так, инструменты на основе ИИ сегодня пользуются большой популярностью и вызывают волны споров. Главное в этих инструментах следующее — это подручное средство, с помощью которого можно частично облегчить себе жизнь и ускорить процессы. Так, Chat GPT уже пишет тексты для музыкантов, не заинтересованных в райтинге, и код для программистов, сокращая им таким образом время на рутинные задачи.
Что вы думаете о дизайн-образовании: нужно ли оно для успешной работы?
Основная проблема дизайн-образования, которая стала для меня очевидна, после того как я начал нанимать дизайнеров на работу, это формальный подход к получению знаний. Если мы рассматриваем высшие учебные заведения, то однозначно можно говорить о том, что они дают много полезного материала. Однако при этом из всех, кто после школы решает поступать на дизайн, очень маленький процент становится осознанным, уникальным профессионалом.
Насколько знания, которым учат в университетах и на дизайнерских курсах, практичны?
Относительно дизайн-образования есть две полярные точки зрения. Первая заключается в том, что дизайнерские институты не нужны, потому что они ставят ненастоящие задачи. Впоследствии, когда новоиспеченный выпускник дизайнерского факультета придет в настоящий проект, все его мечты разрушатся. Потому что все работает не так, как ему говорили и приходится учиться заново. Вторая – в том, что к дизайн-образованию нужно подходить фундаментально.
Факт в том, что этот вопрос актуален, если мы рассматриваем его в вакууме. Ведь есть еще одна переменная – осознанность. Если у человека действительно есть интерес к профессии, и он готов заниматься самообразованием, то ему можно пойти в институт. При этом, когда он начнет работать, у него уже будет представление о том, что он может получать знания в процессе работы. Если у человека горят глаза этот конфликт двух мнений сам по себе аннулируется. Наличие высшего образование не дает гарантий успеха и развития. Самый главный совет для всех, кто хочет связать свою жизнь с дизайном, состоит в том, что ключ к качественному дизайн-образованию – это грамотно построенная среда.
Вы добились большого успеха как дизайнер и арт-директор. В 2022 году вы получили золото в рамках крупнейшей digital-премии в Европе Tagline Awards. К чему вы стремитесь в профессии?
Я хочу аккумулировать свой опыт из агентства, набранный на стороне клиента, в стартапе, посвященном AR-технологиям. Если конкретнее, я хочу изменить отношение общественности к AR, так как эти технологии воспринимаются как нечто развлекательное. Смысл проекта, в котором я сейчас работаю, в возможности по-новому посмотреть на дополненную реальность, потому что сейчас не так много кейсов, где AR используется в более серьезном контексте. Есть кейсы, где AR используется в медицине и психиатрии, но на повседневном уровне восприятие несерьезное. Хочется повлиять на сознание людей и показать им важность технологичности AR для общества, так как это позволит им самовыражаться совершенно новыми способами и подарит огромное количество новых сценариев взаимодействия с пространством вокруг себя и выведет дизайн на новую ступень. В индустрии очень мало людей, которые работают с интерфейсами в дополненной реальности, и это новая часть профессии, которую хочется развивать и добиться там успеха.
Автор-журналист: Сабина Абасова