Михаил Питерский: «Я понимаю, что всем хочется простых ответов на сложные вопросы»

Арт-директор Михаил Питерский рассказал о трендах в диджитал дизайне и образовании. Он работал с такими журналами как Inc, FURFUR и другими, был диджитал арт-директором Ony и создал множество дизайнов для масштабных и известных проектов, оказавших влияние на индустрию.
Михаил Питерский: «Я понимаю, что всем хочется простых ответов на сложные вопросы»

Михаил, в качестве диджитал арт-директора одного из самых известных дизайн-агентств в РФ вы создали десятки успешных проектов. Какой самый значимый опыт за последние годы в работе вы приобрели?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я начинал свою карьеру с медиа, работал дизайнером, а потом арт-директором журнала FURFUR. После этого перешел с клиентской стороны на агентскую, устроился в дизайн бюро Charmer. Через пару лет, когда я получил достаточно опыта в дизайне медиа с нуля (Charmer специализировались в основном на дизайне диджитал медиа), я решил вернуться на сторону клиента и стал арт-директором журнала Inc. Применив весь свой опыт там, построив все дизайн процессы и команду, устроился в ONY, агентство в котором всегда мечтал работать.

Работать арт директором в диджитал медиа, пусть и международно признанном, и арт директором в таком высокоуровневом агентстве как ONY не одно и тоже, поэтому я начал свою работу с должности senior-дизайнера, за год работы я приобрел больше экспертизы и опыта работы с клиентом и получил должность арт-директора. Самыми значимыми проектами за все время моей работы для меня стали: Трехгорная мануфактура, Парк Горького, Moscow Art Magazine, сайт «Visit Nizhny», Абсолют помощь, Гулливер маркет, Flacon Magazine, Brand Monitor и Bausch+Lomp App.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас ONY является ведущим дизайн агентством России. В чем специфика работы в такой компании?

KIA Soul design by ONY
KIA Soul design by ONY

Когда я пришел в агентство, digital-отдел был небольшим и фокусировался на «бутиковых» проектах: частных небольших бизнесах. Но мы хотели развития и не могли не следовать трендам рынка. Первым подобным проектом для меня стал редизайн российской версии портала KIA. Далее

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

мы развивали экспертизу, учились проводить исследования, формировать продуктовые команды.

Какие задачи перед вами стояли во время работы в ONY? Поделитесь своими достижениями

NSR Group design by ONY
NSR Group design by ONY

В качестве арт-директора я занимался концептуальным дизайном проектов, наймом, обучением и ростом новых сотрудников. Я с командой формировал с нуля экосистему и нормативы по работе с разными типами клиентов. Мы систематизировали знания и опыт в единую структуру, готовую работать с бизнесами всех размеров (малый, средний, крупный бизнес). Из группы в 6 человек выросли в команду из более чем 20 человек с большим количеством аутсорса и штатом сотрудников с разными новыми экспертизами, а также сформировали широкий выбор новых услуг, что превратило диджитал отдел ONY в ведущего игрока на рынке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько ваша сфера деятельности подвержена трендам?

Есть большая опасность переоценки значимости тенденций и трендов. Если дизайнер погружается в изучение трендов чтобы найти универсальное решение, которое позволит сделать его работу максимально актуальной, скорее всего он потерпит неудачу. Любая попытка решить дизайн-задачу через такую поверхностную вещь как мода или тренд, мешает увидеть суть проблемы, а значит найти решение. Тренды не сменяют друг друга календарной осенью, более того, у разных трендов разные сроки годности, а многие и вовсе неправильно называть трендами, так как они могут быть полностью продиктованы такими мейджорами рынка как Apple, например, и носить максимально утилитарный характер, становясь новой нормой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие тренды дизайна в 2023 году вы как эксперт можете выделить?

Я понимаю, что всем хочется простых ответов на сложные вопросы, и позволю себе такой ответ дать. Главные диджитал тренды сегодня задают небольшие web3 стартапы, не боящиеся маргинальных решений. Такие проекты сейчас могут сильно влиять на дизайн мир, во многом из-за того, что люди относятся к дизайну своих продуктов более расслабленно. Авторы новых диджитал трендов эксплуатационным образом используют эстетику киберпанка, глитча и в целом фантомных 80-х. Они шутят, не боятся быть яркими и искать собственную выразительность, нарушая правила. Этот тренд наглядно разделил все web3 проекты на два лагеря — проекты с классическим продуктовым дизайном, порой даже трудно различимые между собой, и проекты с яркой индивидуальной выразительность, порой скатывающиеся в весьма маргинальные решения. Я думаю, что такая встряска давно нужна была рынку. Со времен закрытия сайта Brutalist Websites все двигалось в сторону визуальной рационализации, но этот пузырь не может расти вечно. Кажется, в 2023 году нас всех ждет гораздо более яркая диджитал среда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы будучи диджитал арт-директором относитесь к стремительному развитию искусственного интеллекта?

Искусственный интеллект уже стал инструментом в работе, которым нужно уметь пользоваться всем дизайнерам, так как это может упростить жизнь. Сейчас его применение еще не очень широкое. Его используют гейм-дизайнеры, иллюстраторы и бренд-дизайнеры для агрегации и генерации контента, а потом фильтруют то, что создала нейросеть. Искусственный интеллект можно будет скоро увидеть и в digital-дизайне, он присутствует в контентной зоне: генерация изображения, например 3D-объект. Так, инструменты на основе ИИ сегодня пользуются большой популярностью и вызывают волны споров. Главное в этих инструментах следующее — это подручное средство, с помощью которого можно частично облегчить себе жизнь и ускорить процессы. Так, Chat GPT уже пишет тексты для музыкантов, не заинтересованных в райтинге, и код для программистов, сокращая им таким образом время на рутинные задачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что вы думаете о дизайн-образовании: нужно ли оно для успешной работы?

Основная проблема дизайн-образования, которая стала для меня очевидна, после того как я начал нанимать дизайнеров на работу, это формальный подход к получению знаний. Если мы рассматриваем высшие учебные заведения, то однозначно можно говорить о том, что они дают много полезного материала. Однако при этом из всех, кто после школы решает поступать на дизайн, очень маленький процент становится осознанным, уникальным профессионалом.

Насколько знания, которым учат в университетах и на дизайнерских курсах, практичны?

Pro 4.0 design by ONY
Pro 4.0 design by ONY

Относительно дизайн-образования есть две полярные точки зрения. Первая заключается в том, что дизайнерские институты не нужны, потому что они ставят ненастоящие задачи. Впоследствии, когда новоиспеченный выпускник дизайнерского факультета придет в настоящий проект, все его мечты разрушатся. Потому что все работает не так, как ему говорили и приходится учиться заново. Вторая – в том, что к дизайн-образованию нужно подходить фундаментально.

Факт в том, что этот вопрос актуален, если мы рассматриваем его в вакууме. Ведь есть еще одна переменная – осознанность. Если у человека действительно есть интерес к профессии, и он готов заниматься самообразованием, то ему можно пойти в институт. При этом, когда он начнет работать, у него уже будет представление о том, что он может получать знания в процессе работы. Если у человека горят глаза этот конфликт двух мнений сам по себе аннулируется. Наличие высшего образование не дает гарантий успеха и развития. Самый главный совет для всех, кто хочет связать свою жизнь с дизайном, состоит в том, что ключ к качественному дизайн-образованию – это грамотно построенная среда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы добились большого успеха как дизайнер и арт-директор. В 2022 году вы получили золото в рамках крупнейшей digital-премии в Европе Tagline Awards. К чему вы стремитесь в профессии?

Gulliver market design by ONY
Gulliver market design by ONY

Я хочу аккумулировать свой опыт из агентства, набранный на стороне клиента, в стартапе, посвященном AR-технологиям. Если конкретнее, я хочу изменить отношение общественности к AR, так как эти технологии воспринимаются как нечто развлекательное. Смысл проекта, в котором я сейчас работаю, в возможности по-новому посмотреть на дополненную реальность, потому что сейчас не так много кейсов, где AR используется в более серьезном контексте. Есть кейсы, где AR используется в медицине и психиатрии, но на повседневном уровне восприятие несерьезное. Хочется повлиять на сознание людей и показать им важность технологичности AR для общества, так как это позволит им самовыражаться совершенно новыми способами и подарит огромное количество новых сценариев взаимодействия с пространством вокруг себя и выведет дизайн на новую ступень. В индустрии очень мало людей, которые работают с интерфейсами в дополненной реальности, и это новая часть профессии, которую хочется развивать и добиться там успеха.

Автор-журналист: Сабина Абасова