Почему мы любим смотреть на психопатов в кино: выясняем вместе с актрисой Полиной Ворониной
Как правило, кино-психопатов отличает некая особенная харизма. И здесь можно провести аналогию с ядовитыми растениями и хищниками. Их природа оснастила красивым окрасом для того, чтоб помочь привлечь жертв, которые для хищников необходимы в качестве еды. Человек же, поскольку, может добыть себе еду и без яркого окраса, такими данными от природы не обладает. Поэтому психопат наделяет себя привлекательностью сам, зачастую уделяя внешнему лоску и развитию своего обаяния львиную долю внимания.
«Психопаты — это социальные хищники, которые очаровывают, используют в собственных целях людей и безжалостно пробивают себе дорогу, оставляя за собой широкий след из разбитых сердец, несбывшихся надежд и пустых кошельков. Начисто лишенные совести и сочувствия, они берут, что хотят, и делают, что нравится, нарушая при этом общественные нормы и правила без малейшего чувства вины или сожаления.» (Р. Хаэр «Лишённые совести. Пугающий мир психопатов»)
Давайте взглянем в качестве примера на Патрика Бейтмана в «Американском психопате». Он идеально стилизован с головы до ног, ухожен и выглядит как модель Balenciagа. Кроме того, Патрик успешный, обеспеченный мужчина, что влечёт к нему людей (и его потенциальных жертв) как мотыльков на свет.
Но не внешностью единой. Обаяние, начитанность, интеллектуальный юмор. Этот уровень ещё опаснее. Ведь под маской обаятельного милого парня может скрываться расчётливый психопат, одержимый своей целью.
Здесь идеальным примером является Джо Голдберг из сериала «Ты». Джо настолько увлечён мечтами о большой любви, что в процессе её поисков не останавливается ни перед чем. А стоит объекту обожания разочаровать Джо, в качестве выхода герой предпочитает уничтожить девушку, не оправдавшую его ожиданий. Чем Джо покоряет и девушек, и приятелей? Интеллект, забота, эмпатия – такой образ «хорошего парня», от которого точно не ожидаешь наличия клетки в подвале.
Среди женщин в кино тоже есть психопатки. И как правило, руководствуются они местью. Как говорится, «нет ничего хуже мести обиженной женщины». А уж если эта женщина – психопат...
Идеальный пример мести обиженной женщины с психопатией можно лицезреть в фильме «Исчезнувшая», где героиня Розамунд Пайк превращает жизнь неверного мужа в сущий кошмар. На пути к реализации своего извращённого плана по сохранению семьи героиня не останавливается ни перед чем. Она с лёгкостью использует и убивает человека, бесконечно ей преданного.
Зачастую можно услышать как вышеперечисленных героев кто-то звучно называет словом «псих». Но стоит понимать разницу между психом и психопатом. В состоянии психоза человек не всегда отдаёт себе отчёт в том, что творит. Будучи в состоянии припадка, псих может даже не помнить, что натворил, не контролируя себя. Психопат же прекрасно осознаёт все свои действия. Если присмотреться к действиям Джо в «Ты» или Эми в «Исчезнувшей», а также других кино-психопатов, то их интеллектуальные способности поражают. Они простраивают и реализуют сложнейшие планы, хладнокровно расправляясь с каждым, кто встаёт на их пути. Зачастую психопатия героя может стать его профессиональным навыком. Вспомним наёмную убийцу Вилланель из «Убивая Еву». Именно психопатия по сюжету делает её идеальной киллершей.
«Большинство врачей и ученых не употребляют термин психопат в таком контексте. Они знают, что психопатию нельзя рассматривать с позиции традиционных взглядов на психические расстройства. Психопаты не дезориентированы, не лишены чувства реальности
и не страдают от бредовых идей, галлюцинаций и выраженного дистресса, которые характеризуют большинство других психических расстройств. В отличие от психотических
личностей психопаты мыслят рационально и осознают, что и почему делают. Их поступки — результат осмысленного выбора.» (Р. Хаэр «Лишённые совести. Пугающий мир психопатов»)
Почему же эти «высокофункциональные маньяки» столь привлекательны для зрителя?
Они обладают решительностью и острым умом, позволяющим этом людям творить то, что ментально здоровый человек никогда себе не позволит, но иногда, нет-нет, да и подумает о чём-то таком. Идеальный пример: супруга Джо Голдберга Лав (с тем же диагнозом, что и её муженёк), в гневе убивающая антипрививочника, по вине которого заболел её ребёнок. Конечно, оправдания её поступку нет, но где-то в тёмной глубине души зритель зачастую испытывает желания приложить чем-то тяжёлым по голове того, кто безгранично раздражает.
Но неужели эти киногерои не имеют абсолютно никаких чувств?
«В отличие от настоящих психических заболеваний психопатические личности как правило способны это осознавать, иметь к себе критическое отношение. К. Шнайдер определял их как лиц, которые по этой причине "страдают сами и заставляют страдать других".» («Расстройства личности». В. В. Дунаевский)
И действительно. С одной стороны, мы видим на экране бездушных и хладнокровных убийц, а с другой тот же Джо Голдберг бесконечно рефлексирует на тему своих поступков и пытается завязать с «пагубной привычкой убивать людей».
Одно ясно точно. Определить человека с психопатией в толпе – задачка со звёздочкой, причем для профессионального профайлера. Ведь мы никогда не можем знать наверняка, что скромный и тихий с виду мужчина в очках, сидящий напротив в метро – не преемник идей Чикатило. Да и встретив милого, начитанного парня, который следит за своей внешностью, странно будет первым делом спрашивать, нет ли у него часом в подвале клетки с запертой в ней бывшей подружкой. Да и откуда нам знать, о чём думает ухоженная домохозяйка, «счастливая жена и мама двух ангелочков» из квартиры по соседству?
Остаётся лишь надеяться, что все психопаты останутся по ту сторону экрана. А мы сможем наблюдать за ними, изучая их повадки и манеры, спокойно поедая попкорн под пледом на диване у себя дома. Но дверь на всякий случай предварительно закроем на все замки. Мало ли что в голове у этой мамы двух ангелочков по соседству.