Fragment gallery открыла персональную выставку Александра Щуренкова
Открытие проходило в новом посткараннтинном формате — в течение трёх дней, с 3 по 5 июля, так как в Москве по-прежнему высока вероятность заражения коронавирусом. На открытии присутствовали Алена Долецкая, Андрей Малахов, Евгения Милова, Ирина Вольская, Александр Перепелкин, Николай Палажченко, Кира Альтман и другие.
Выставка «Сады Эдема» является итоговым этапом многолетнего исследования художника, посвященного изучению различных неконвенциональных методов психологической помощи, позволяющих справляться с различными кризисами (от хронического стресса до более серьезных психологических проблем). Одним из них является шопинг-терапия. Торговые центры из храмов потребления превращаются в медицинские центры, покупатели становятся пациентами, а выбор предмета и само совершение покупки — терапевтическим действием. В результате изучения по всему миру торговых центров и связанных с ними моделей поведения, художник отметил, что для всех из них характерна определенная запрограммированность действий посетителей, схожая с некоей медитативной практикой. При этом торговые центры находят все больше возможностей, чтобы дать иллюзорный новый опыт: здесь появляются рекреационные зоны из тропических растений, фонтаны, искусственные водопады, аквариумы с экзотическими видами рыб, которые делают торговое пространство все больше похожим на райский остров, прекрасную, но не существующую на картах страну. Именно эта иллюзия и имитация художника увлекла больше всего.
Название проекта — отсылка к игре Game of Life британского математика Джона Конвея, придуманной им в 1970-м году, и представляющей собой клеточный автомат — алгоритм, состоящий из набора простых правил. Игра, действие которой происходит во «вселенной», размеченной на клетки поверхности, имитирует «жизнь», в которой участвуют цветные клетки, которые могут быть в состоянии «живых» либо «мертвых». Игрок расставляет или генерирует начальную конфигурацию «живых» клеток, которые вступают во взаимодействие согласно правилам, но уже без его участия — он становится наблюдателем. В зависимости от первоначальной расстановки, могут появиться такие фигуры, которые в игре будут бесконечно двигаться и/или воспроизводить все новые элементы. Конфигурации, которые не могут быть созданы какой-либо предшествующей комбинацией, то есть не могут появиться в результате эволюции, носят название «Сады Эдема».
Специально для проекта композитором и саунд-дизайнером Димой Аникиным была написана звуковая дорожка «glider/планер» (так же называется одна из фигур игры Конвея), представляющая собой рефлексию на музыку в торговых центрах и музыку, предназначенную для медитации.
«Мы очень рады, что наконец возобновляем работу после карантина. "Сады Эдема" — большой исследовательский проект, над которым художник работал несколько лет. Он посвящен в том числе анализу нетрадиционных терапевтических методов преодоления психологических проблем, связанных с постоянным стрессом, что сейчас очень актуально для всех нас», — Сергей Гущин, основатель и владелец галереи Fragment.