Посмотреть страху в глаза на выставке: раскрываем подробности
Каждый год масштабная выставка на заданную куратором тему, издательский проект и публичная программа собирают как пазл антологию российского современного искусства. Темы не повторяются, как и состав художников, постепенно охватывая всех действующих художников. Заявленная тема исследуется в смежных дисциплинах через философию, психологию и другие науки. Результат исследования публикуется в ежегодном издании. Для первого выпуска Винзавод.Гравитация выбрана тема страхов.
28 художников откровенно размышляют на тему страха с помощью искусства. Вместе с куратором Еленой Селиной художники создали объекты и инсталляции, визуально эффектных и необычных про страхи и способы его преодоления. Выбрали пять интерактивных инсталляций, позволяющих максимально близко приблизиться к произведению художника и пережить необычные эмоции.
Комарова Анна, «Прятки»
Инсталляция в виде лесной чащи, через которую ведет узкая тропинка, в лесной чаще в ветках прячутся птицы и животные. По словам художницы, лес как метафора игры в прятки, где или ты прячешься или лес тебя прячет. Пройдя по тропинке сквозь чащу можно преодолеть и освободиться от чувства тревоги и сковывающего страха.
Капизова Диана, «Пою в такой огромной луже»
Диана Капизова собрала комнату, где каждый предмет про одну из сторон ее страха сесть в лужу, которую заменяет надувной бассейн с водой. Это ситуация, когда неожиданно в твою ванную комнату врывается посторонний, о котором предупреждали с детства и которому нельзя открывать. С другой стороны, публичное пение в караоке тревожит, если перед тобой незнакомые зрители и вызывают страх публичного провала, того самого, когда ты «сидишь в луже». В проекте художница показывает как она справляется со всеми страхами разом, исполняя в луже караоке, документируя и представляя документацию на плазме внутри комнате.
Ковалева Анастасия, «Очаг!»
Большая конструкция дома, выполненная из соломы, представляет главный страх художницы в течение последних лет — отсутствие дома, где хранятся главные воспоминания жизни. Утрата ощущается как потеря самого себя. Соломенная конструкция стала призраком, ее стены не защищают и напоминают о временности. Внутри вместо привычного и ожидаемого пространства в доме размещен коридор-лабиринт, на экране Анастасия пытается собрать из поленьев очаг, который как колодец, наполненный огнем дополняет хрупкость конструкции.
Жения Кузьма, «Ничего не происходит, никто не записывает»
Жения Кузьма делится чувством тревоги из-за нестабильности того, что по идее должно быть постоянным: дом, идентичность, порядок. Собранный из хрупких блоков Дом только с виду кажется стабильным. Во время выставки художница будет постоянно собирать и разбирать конструкцию на блоки, подчеркивая таким образом, что сегодня дом – это процесс, его поиск, организация и новый поиск идеальной формулы безопасности.
Лиза Штормит, Les sans dents
Изящная инсталляция с французским акцентом. Два основных страха художницы – бедность и выбить зубы. Французская поговорка les sans dents дословно переводится как «без зубов» или «беззубый», но с XV века во Франции она всегда трактовалась как бедный. Интерактивная ольфакторная инсталляция представляет из себя алтарную зону с небольшой лестницей. Зритель должен подняться по ступеням, чтобы почувствовать страх через запах. Композиция создана совместно с французским парфюмером Ирина Неза и обладает нотами старых зубов, сырости и гниения.