Александр Першиков: «Метамир ограничен лишь вашим воображением»
Александр, как вы пришли к идее освоениясоздания метавселенныхой?
Все началось с компьютерных игр. Всегда был уверен, что рано или поздно уровень развития игр позволит создать реальность неотличимую от действительности. Вот это время и стремительно наступает. Сегодня в нашей экосистеме находится широкая клиентская база путешествующих по всему миру людей, что подталкивает нас к расширению предложений продуктов и услуг нашим клиентам. Мы смотрим на возможности метавселенной как на дополнительные инструменты продажи для нашей клиентской базы. Но особенность заключается в том, что здесь всё работает в обе стороны: одни захотят увидеть Великие Пирамиды Гизы сначала в виртуальной реальности, а другие, наоборот, познакомившись с ними воочию, захотят досконально исследовать их уже в метамире. Сегодня путешествия в метавселенные являются комплементарным продуктом т.к. основным спросом по прежнему пользуются путешествия в реальном мире. Мы создаем маркетплейс экспириенсов, где есть возможность выбора разных типов путешествий, в том числе и в метавселенные. Метавселенная – это естественное продолжение для многих бизнеса в виртуальном пространстве.
Идея расширения продуктовой линейки и добавления метаверсов появилась, когда стало понятно, что крупные компании сегодня уже начали стимулировать спрос на NFT. Мы провели анализ наших клиентов и поняли, что им этот продукт интересен. А все, что интересно нашим клиентам, мотивируетстимулирует нас на создание предложенияе. У нас вы можете отправиться в экспириенс по реальному миру, в онлайн-путешествие, игровые вселенные и в зарождающийся новый тип путешествий – метаверсы. Этот мир позволит создать новый вид путешествий и предоставит клиентам возможность исследовать мир посредством уникального аватара и функций, которые невозможны на данный момент в реальной жизни. Для нас это источник новых клиентов из метаверса для реальных путешествий. Всё очень просто: увидев средневековый замок в виртуальном мире, клиент захочет познакомиться с ним лично. Таким образом метавселенные будут привлекать клиентов не только в виртуальный мир, но и в реальный.
Метавселенные тесно связаны с виртуальным общением, как вы планируете объединить свои бизнес-проекты и общение воедино?
Мы не создаем платформы для виртуальных миров, мы помогаем людям продавать контент для метавселенных и развивать сами создаем его. Так мы решаем проблему поиска уникальных экспириенсов в метавселнных. Наша задача – продажа клиентам экспириенсов, связанных с путешествиями и получением нового опыта. Для создателей контента наш сервис – именно то место, куда они приходят за своим клиентов. AirBnb – маркетплейс для владельцев квартир, а мы – для создателей метаконтента. Клиенты сами решают, какие впечатления они хотят получить и в каких вселенных. У нас есть возможность провести тендер на различные метаэкспириенсы т.е. клиент сам определяет бюджет и получает предложения. Мы создаем уникальную тревел-экосистему, где клиент может путешествовать между двух миров: виртуальным и реальным. Таким образом будет происходить конверсия путешественников из метавселенной в настоящие поездки. К примеру, вы сегодня посетили Гайд-парк в Лондоне, а по приезде домой решили еще раз изучить парк, но уже в виртуальном мире. Вероятно, вы даже встретите людей, которых видели в реальном парке. В метавселенной возможно всё.
Мы создаем тревел экосистему, в которую уже входят компании, тесно связанные с тревел мобилити. Например, GetTransfer.com – сервис, который предлагает лучшие авто по выгодным ценам по всему миру. Заказать такси и трансфер теперь можно без языкового барьера в любой точке мира. Мы открыты для всехдругих компаний и проектов, которые готовы присоединяться к нашей экосистеме.
Кто будет вашим пользователем? На кого вы ориентируетесь?
Основной фокус делается на молодое поколение, именно они выступают движущей силой научного и технологического прогресса. Их потребности заставляют корпорации работать над качеством продукта, скоростью интернета и производительностью. Благодаря их запросам, метавселенная встретит 8К качество картинки и новое поколение девайсов для виртуальной реальности. Но мы не ограничиваемся только этим поколением. Наша экосистема сервис GetExperience.com предлагает тревел-экспириенсы для всех, кто хочет испытать на себе новейшие компьютерные достижения и попробовать уникальные экспириенсы, которые доступны только в виртуальном мире.
Есть ощущение, что метавселенные направлены на полную деанонимизацию пользователя, что вы думаете по этому поводу?
Сегодня, чтобы зарегистрироваться в Get Experience.com, вам нужно ввести почту и мобильный телефон – так мы идентифицируем вас как живого пользователя. Но развитие метавселенных дойдет до той стадии, когда вход в виртуальный мир может стать как анонимным так и персонализированным. Именно в таких вселенных люди сами будут больше готовы рассказать о себе. Без дополнительного давления со стороны регулирующих систем людби будут более открыты. Такой мир без авторизованных пользователей будет близок к современному пониманию даркнета, но в разы меньше.
Обеспечение безопасности также выйдет на новый уровень. Уверен, что метавсленные обзаведутся собственными регулирующими органами, которые будут заниматься проверкой и идентификацией личности. Помимо этого в метамире отдельно будут определятьсявыделяться личные границы каждого пользователя. Так, компания Мета уже создала настройки личных границ – сегодня они определены в 1.2 метра между пользователями. Так на корню уничтожена потенциальная проблема виртуальных домогательств.
Какими будут метавселенные через 10 лет?
Я думаю, что через 10 лет большинство людей будет воспринимать эту вселенную, как сегодня мы относимся к смартфону – она станет частью мира, в котором мы живем и будем жить. Уверен, что будут и те, кто большую часть времени будут проводить именно там. Новые технологии еще больше перетянут общения в просторы мета, а телефон, как обычная коробка с экраном, потеряет свою актуальность. Я думаю, что в 2032 мы увидим нейронные системы управления миром вокруг – это всевозможные приборы, помогающие человеку через нервную систему осуществлять прямое управление компьютером, программами, домашней техникой. Они уже развиваются, и уже есть успехи. Илон Маск подключил обезьян к чипу NeuralLink, теперь они играют в тетрис. Именно эти системы управления компьютерами будут, скорее всего, востребованы и доступны в уже обозримом будущем.
Мы увидим переходные формы управления до того, как появится чип для нервной системы. Это, например, инновация классической линзы для улучшения зрения к её гибридной модели с проецированием картинки прямо на сетчатку человеческого глаза. Вся информация видна для обладателя в режиме дополнительной реальности. Проще говоря, на то, что видит человек, накладывается компьютерное изображение.
Сегодня основным тормозом для таких проектов является источник питания: у нас сегодня просто нет элементов достаточно маленьких и емких, чтобы поместить в линзу. На помощь приходит физика. Человек сам по себе является реактором холодного синтеза: как только человек научится использовать эту энергию, перед нами откроется мир новых возможностей.
Сегодня мы видим три направления развития технологии, которые дадут нам наибольший рост спроса на метапутешествия и экспириенсы в дополнительной реальности. Первое направление – это очки, второе – это линзы, третье – нейрочипы. Линзы сегодня ограничены источником питания или обычной батарейкой. Очки не ограничены ничем, но они тяжелые и дорогие, соотношение цены и качества оставляет желать лучшего. С нейрочипами пока нет определенности: они уже есть, но сложно сказать, когда они будут пригодны для использования.
Корпоративные метавселенные для огромных интернациональных корпораций станут неотъемлемой частью их деятельности. Обучение, работа, карьера, общение – большая часть современных реалий этих функций переедут в метамир. Например, прием на работу новых сотрудников, их обучение, развитие и аттестация – с этим прекрасно справятся виртуальные ассистенты в таком же виртуальном мире. Сам бизнес начнет осваиватьплавно перейдет в виртуальный мир: компании будут создаваться и развиваться именно здесь. Это и станет новым толчком для двустороннего развития бизнеса в реальном мире и в метавселенной.
С появлением метавселенных и NFT начали говорить и о виртуальной моде, имеет ли она место быть сейчас? И зачем нужна обычным людям?
Сегодня фэшн-индустрия в метавселенных – это, скорее всего, продукт хайпа. Возможно, кто-то видит здесь инвестиционную составляющую: покупая сегодня виртуальные кроссовки на NFT платформах неподключенных к другим NFT платформамх, вы не повышаете их ликвидность при перепродаже. Чтобы ваш NFT товар был ликвидный NFTплатформы должны научиться обмениваться товарами. Именно поэтому сегодня идет активное развитие таких платформ, которые позволят продавать и перепродавать NFT товар. Это откроет огромный мир для индустрии моды и производителей одежды. Платформы, которые позволят покупать и импортировать одежду для своих аватаров в различных виртуальных мирах, создадут новый массовый метафэшн. Начнется золотой век развития виртуальной моды. Дизайнеры по всему миру готовы и активно ожидают этого времени, ведь создание виртуальных предметов гардероба легче и является неотъемлемой частью создания реальных вещей. Только представьте, как производителям больше не нужно будет переживать за производство, дистрибуцию и логистику: все сложные и ресурсоемкие процессы заменены на виртуальные. Это новая мода, которая придёт в цифровой мир, а захватит оба: виртуальный и реальный.
Цифровая мода – новое течение фэшн-индустрии, которое сегодня набирает невероятную популярность. Это решение приходится по душе не только модным домам, но также лидерам общественного мнения, обычным пользователям интернета и экозащитникам. Она приобрела не только развлекательный окрас, но также стала ещё одним символом защиты окружающей среды и бережного отношения к природе. Помимо этих аспектов цифровая мода делает возможным то, что дизайнеры не могут воспроизвести в реальном мире: сорочка из сложных материалов или платье неординарной формы – всё это стало реально в цифровом пространстве.
Как пандемия сказалась на развитии виртуальной моды?
Существует много отраслей, на которых пандемия сказалась только положительно. Игры, социальные сети, сервисы доставки и онлайн-образование – все они испытали огромный скачок в развитии за это время. Если мы говорим о виртуальной моде и о всей метавселенной в целом, можно сказать, что именно пандемия стала временем зарождения того, что мы имеем сейчас. Рассвет NFT и метавселенных как раз пришелся на период глобальной пандемии. Люди оказались дома, спрос вырос, появились новые товары и услуги для тех, кто не мог покинуть дом.
Всемирный локдаун стал толчком для развития цифровой моды в виртуальном мире. Пока все магазины были закрыты, фабрики стояли, а дизайнеры только делали наброски будущих шедевров, фэшн индустрия медленно, но очень уверенно переходила в цифровое пространство. Здесь не нужны производственные силы или поиск редких материалов – возможно всё, на что способен креативный мозг. Время пандемии стало моментом зарождения цифрового туризма т.е. того самого виртуального экспириенса, который предлагает наш сервис.
Тогда что нам ждать в будущем, если мы уже сейчас наблюдаем коллаборации Gucci и The Sims 4 или Louis Vuitton и League of Legends?
Я думаю, что такие тренды станут популярными уже очень скоро. Особенно в тот момент, когда NFT платформы начнут обмен инвентарем между собой. Массовый спрос придет с подключением NFT мира к игровым платформам, что позволит играть в одном виртуальном мире в одежде, купленной в другой метавселенной. Первопроходцами, по всей видимости, станут Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Microsoft.
А сегодня мы ожидаем всё больше коллабораций существующих брендов в попытке создатьсделать хайп и получить на этом сверхприбыли . Фэшн-индустрия готова уже и к NFT платформам, и метаверсам: эта ниша ждет появления сервисов для дистрибуции виртуальных товаров. Конечно, нам будет важно понимать, в какой рубашке наш персонаж сегодня вышел из дома. Нам также будет интересно посмотреть на других модных людей, оценить их наряды и стиль. Всё это приведёт к индивидуализации виртуальных аватаров.
Модные дома сделали верный шаг: они пошли к тем, кто уже развил свои локальные метавселенные и игры. Из таких коллабораций и получился прогресс и для фэшн-индустрии и для виртуальных миров. В обозримом будущем индустрия цифровой моды начнет работать с виртуальными моделями. Вполне вероятно, что эти модели будут зарабатывать и приносить больше, чем реальные. С точностью можно сказать, что мы с вами увидим создание первого цифрового дома моды, который будет регулярно представлять коллекции в метавселенной.
Вам не кажется это очень мужское увлечение сегодня?
Знаете, около 46 % потребителей игр сегодня – это девушки. И количество пользовательниц растёт с каждым днём. Именно девушки привнесут в виртуальный мир частицу наших современных реалий. Мы уже ждем, когда в метавселенной появятся свои новые селебрити, блоггеры и возможность красиво и модно одеваться, проводить пресс-конференции, ходить по подиумам. Для женской аудитории метамакияж и метаодежда станут новым стартом т.к. сегодня многие женщины ограничены бюджетом при выборе гардероба. Можете себе представить, что будет, когда ценники на красоту упадут в разы? Потребители самостоятельно разделять виртуальную индустрию моды на две части: более дорогую и менее затратную. Здесь и появятся профессии виртуальных дизайнеров. Представьте, что каждый, кто освоит фотошоп и 3D редактор, сможет стать дизайнером одежды. Понятие дизайнер одежды станет таким же популярным, как программист, журналист и контент-мейкер. Будут новые модные дизайнеры одежды со своими интересными аватарами и уникальными виртуальными вещами. Я думаю, что мы находимся на пороге виртуальной революции в фэшн-мире. Мы увидим новые профессии захватывающие рынок метавселенной. Со временем начнется их миграция в реальный мир и виртуальные дизайнеры составят конкуренцию известным дизайнерам, которые сегодня есть на реальном рынке. Это неизбежный процесс, дело лишь во времени. И уже скоро мы увидим, как дизайнеры с названием похожим на логинлогином, например, N3SF4 станет более популярным чем стилисты дома Гуччи.
Метамир ограничен лишь вашим воображением. Здесь вы можете сделать татуировку, которую всегда хотели, но не решались. А эскиз вашей тату, в свою очередь, может быть отрисован известным дизайнеров или куплен у PRADA. Фешн-мир в метавселенной не будет иметь границ. Платформы NFTоткроют огромные перспективы для мира моды. It is going to be big! Very big.