Лиза Чайкина рассказала, как найти свой камень-талисман
Можно ли привлечь в жизнь любовь, надев на палец кольцо с розовым кварцем? Вполне возможно — по крайней мере, верят в это многие. Лиза Чайкина, основательница бренда украшений Minty Sky, в своих коллекциях использует только натуральные камни. Не из-за их предполагаемых волшебных свойств — а просто из любви. К природе, к окружающему миру и к самим камням — у каждого из них, как говорит Лиза, свой характер. То есть все как у людей.
Мы поговорили с дизайнером о том, откуда взялась эта любовь, насколько она помогает в бизнесе, а заодно о чрезмерном стремлении к перфекционизму. Которое мешает людям и наслаждаться жизнью, и принимать свои особенности, и по достоинству оценить так называемые «бриллианты мутной воды».
Бриллиант должен быть сияющим и чистым, как капля росы — это давнее убеждение. Камни с примесями называют камнями «мутной воды» — звучит не очень-то впечатляюще. Но вы к ним относитесь совершенно иначе — и даже построили на них новую коллекцию?
«Жена должна быть послушной и заботливой», «талия должна быть 60 сантиметров», «ребенок должен быть отличником» — это тоже все давние убеждения. Но звучат они абсурдно, на мой взгляд. Эти «должно» — только в нашем сознании. А в реальности все иначе. И я очень хочу, чтобы к камням, в том числе бриллиантам, начали относиться не в категориях «должен/не должен», а в категориях «нравится/не нравится». Ведь бывают и послушные жены, и отличники-дети, и модельные талии. Но мир прекрасен в том числе тем, что в нем есть и другие варианты.
Я нахожу в камнях с включениями особое очарование. Мне они нравятся, потому что каждый из них — уникален. Камни — совсем как люди, каждый со своим характером. И я ищу тех, кто разделяет мои взгляды.
В России бриллианты с включениями, говорите вы, совершенно не популярны. Просто из-за предубеждений? Людям надо объяснять, чем такие камни хороши?
Да, именно так. У нас по отношению к камням есть какой-то общий нездоровый перфекционизм. Многие не знают настоящий цвет украшений из белого золота и серебра. Потому что и те, и другие покрывают родием — так что выглядят они одинаково. Зачем? А чтобы ярче блестело. И когда покрытие сходит, владельца украшения может ждать неприятный сюрприз. С камнями так же — у нас в целом для многих неприемлемы какие-либо включения в натуральных камнях. И уж тем более в бриллиантах. И рынок, в свою очередь, долгое время двигался в направлении «идеального, прозрачного и сверкающего». Я рада, что этот тренд постепенно уходит.
Я связываю это с тем, что мир движется в сторону принятия разной красоты. Принятия разных фигур, особенностей кожи, волос. Живые люди выглядят по-разному, но из-за тотального перфекционизма мы почему-то стали забывать об этом. И свои особенности называть несовершенствами, пытаясь от них избавиться во что бы то ни стало. Так вот — про камни. Камни с включениями невероятно красивы. Но отчего-то считаются «нечистыми», и ювелиры с ними не работают. Принимая особенности камней, мы становимся ближе к принятию особенностей других людей — и себя.
Это любовь к камням привела вас в ювелирный бизнес? Давайте вспомним, как все начиналось.
На самом деле не только. Скорее — странное стечение обстоятельств. На первом курсе университета я много работала. У меня была стипендия 1500 рублей, я также подрабатывала в одной омской организации, которая занималась проектированием объектов для нефтехимии. А еще решала контрольные и курсовые, была репетитором... И вот, помню, сижу я в омском ТЦ в конце декабря, готовлюсь выбирать подарки. Уставшая до ужаса — а денег не больше 5000 рублей. Думала, что могу взять еще студентов, могу найти еще подработку... Но в 24 часа в сутках это никак не вмещалось. Тогда я уже поняла, что нужно что-то менять. И постепенно пришла к идее начать свой бизнес.
Я не колебалась — хочу заниматься украшениями с натуральными камнями! И начала — как и все, с того, что умела. С брошей из бисера и бусин, серег и браслетов. Все делала сама. Когда поняла, что ничего не успеваю, начала искать другие варианты. Я писала мастерским в Индии, Америке, Непале и Таиланде с запросами — кто может отправлять украшения в Россию. Так и нашла первые несколько мастерских, которые делали серебряные украшения с натуральными камнями. И начала с ними работу.
Сперва вы продавали изделия других мастеров? А уже потом решили собрать собственную команду из девушек-мастериц, помогающих воплощать ваши идеи?
Да, все именно так. У меня не было первоначального капитала, поэтому расти приходилось буквально с нуля — и 1000 рублей капитала.
До недавних пор вы работали только с серебром — и сейчас у вас на сайте украшения в очень демократичном ценовом диапазоне. А теперь взялись за золото — и цены на новые украшения многих, как видно по комментариям, удивили. Меняется ли что-то глобально в позиционировании марки?
Во мне «умер экономист и остался художник». Я, несмотря на свое образование, человек творческий. И мой бренд — это не просто коммерческая деятельность. Это мой арт-проект. Сейчас я решила сконцентрироваться именно на творческой его части. Поработать с золотом и камнями более высокого класса я хотела всегда. Просто наконец появилась возможность. Наша базовая линейка из серебра в невысоком ценовом сегменте останется. Но хочется добавить в нее что-то, что станет «визитной карточкой».
Вы подчеркиваете, что для вас важно этичное производство — а что это значит?
«Жемчуг стоит 1000 рублей, серебро 70 за грамм, так почему ваше ожерелье стоит 8100?» — это самый частый вопрос в разных вариациях. Люди не хотят думать о том, что бренд платит своим сотрудникам зарплату, организует рабочее пространство и беспокоится об окружающей среде — и все это заложено в цене изделия. Для меня этичное производство — это быть бережными к людям и окружающей среде. Я знаю, в каких условиях иногда трудятся люди — и это ужасно. Я сама, будучи студенткой, так работала. Но повторять это в своем бизнесе я не хочу.
А что значит пометка 100% recycled silver/gold? И не отпугивает ли такое людей?
Весь металл, который мы используем, приходит не из карьеров, а с аффинажных заводов. Это заводы, на которых происходит очистка лома драгоценных металлов от примесей. Ювелирное производство очень давно, едва ли не с начала своей истории, использует ресайклинг. Потому что камни и металл — материалы редкие и дорогие. Наша цель — привлечь к этому внимание. Показать, что наш сегмент — это не просто «дорогие цацки», а нечто, само по себе обладающее ценностью. Поэтому ювелирные изделия никто и никогда не выбрасывает, к примеру. Их сдадут в ломбард, переплавят и сделают новое изделие в другом дизайне — но никак не выбросят.
Многие ждут от натуральных камней какого-то влияния на жизнь. Розовый кварц, все знают, приносит любовь, опал — легкость... А вы верите в такое?
Верить можно во все что угодно. Для веры нам не нужны подтверждения. Я убеждена, что камни так или иначе влияют на нас. Только вот не каким-то там «магическим» образом, нет. Все просто: цвет, прозрачность, структура, игра солнечных лучей. Красный (гранат) возбуждает, а синий (сапфир) успокаивает. Прохладный (топаз) помогает сосредоточиться, мерцающий (лазурит) отвлекает внимание. Уберите то, что в скобках — и смысл не изменится. Так почему же камни, обладающие этими характеристиками, не могут влиять на нашу психику?
А у вас есть свой камень-талисман? Если да — почему именно он?
У меня есть бриллиант с включениями граната-пиропа. Он уже несколько лет со мной. Холодный камень с пылающим сердцем — так я его назвала. Мы с ним похожи. И здесь я дам совет — выбирайте не вид камня, а конкретный камень. Я могу показать вам пять аметистов, и они будут совершенно разными. Но если вы находите что-то общее с камнем — тогда это «то самое», тогда он сможет стать вам талисманом.
Какие камни, по вашему опыту, в России любят больше всего?
По опыту — дешевые или несуществующие. Все хотят недорогие красивые камни, в которых можно загорать, ходить в сауну, использовать косметику — и те не изменят первоначального вида. Но, увы, даже стекло и фианиты не выдерживают такого обращения. В России о натуральных камнях знают мало. Обычно просто ждут чего-то яркого, прозрачного и недорогого. А такие вставки чаще всего — синтетика. У нас было много проблем с лунным камнем. Люди, заказывая изделия с ним, ожидали увидеть прозрачное стекло с переливами. И, получая очень «фактурный» камень со множеством включений, совершенно не похожий на стекло, бывали разочарованы.
А с какими больше всего любите работать вы?
Я люблю камни, среди которых можно найти что-то интересное. Мне не близки хризолиты и топазы, так как они почти всегда прозрачные, чистые, с ровным цветом и полным отсутствием оптических эффектов. А вот сапфиры со сменой цвета, танзаниты с мерцающими включениями и плеохроизмом, кианиты с замысловатой «полосатой» окраской — это моё. Я стараюсь подбирать камни для изделий таким образом, чтобы они были похожи, но не было двух совершенно одинаковых. Чтобы каждый камень, как и человек, имел свой характер. Возможно, поэтому некоторые наши клиенты покупают по 5-10 колец одной и той же модели с разными камнями.