Исследование: Марка Цукерберга сможет заменить робот
Виртуальные помощники в повседневной жизни уже давно стали обыденностью, многих сегодня не удивляют даже роботы-блогеры, стремительно набирающие популярность в социальных сетях. В своем исследовании Аркадий Сандлер, эксперт в области ИИ и основатель инвестиционной компании Docet TI, проанализировал их место в современном мире.
В первой части исследования 70 специалистов отвечали на вопросы, связанные со степенью влияния ИИ на бизнес и окружение. Во второй части – 1000 пользователей-респондентов, далеких от научной деятельности, но встречающихся с виртуальными помощниками в своей жизни на постоянной основе, рассуждали о месте виртуальных ассистентов и предполагали, кого из известных личностей можно с легкостью заменить на копию-робота. Спойлер: все респонденты считают, что глава Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (бывший Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)) Марк Цукерберг похож на робота и может быть им заменен.
Исследование, проводившееся среди специалистов по разговорному ИИ, что медиа-персоны: Леонид Якубович, Клеопатра, Андрей Малахов, Илон Маск, Иван Ургант, Дед Мороз, Павел Дуров, Владимир Познер, Екатерина Андреева, Дмитрий Песков и Марк Цукерберг наиболее похожи на роботов и могут быть ими заменены. То есть их образы, внешние проявления личностей, похожи на роботов, вероятно, достаточно предсказуемы, создают ощущение, что их коммуникация «запрограммирована».
По мнению данной группы респондентов, самыми востребованными в компании области применения виртуальных ассистентов являются: обслуживание клиентов (87%), продажи (44%), административные службы компании (30%), рекрутинг (29%), финансы (29%), управление персоналом (27%) и внутренние коммуникации (16%). Сферами чемпионами по внедрению роботов (виртуальных помощников) являются медиа, финансы, телекоммуникации, онлайн-торговля и развлечения.
ИТ-специалисты считают, что роботы смогут заменить человека в таких сферах как: финансы и банки, развлечения, онлайн-продажи, онлайн-медиа, телекоммуникации, техподдержка, call-центры и консьерж-услуги. При этом опрошенные заявляют, что роботы никогда не смогут полностью заменить человека в сфере образования, творческих профессиях (PR, литература, музыка) и медицине.
Опрошенные отмечают среди ярких и успешных виртуальных ассистентов в мире: Siri, Алису, Alexa, Олега и Ok Google. Но в то же время считают, что к проблемам виртуальных ассистентов можно отнести то, что они не могут распознавать всю семантику человеческой речи из-за многозначности языка, не обладают эмоциями и чувством сопричастности, допускают ошибки в распознавании.
Вторая группа респондентов, далеких от ИИ, также отметила среди медиа-персон, которые наиболее похожи на робота и может быть им заменена, Марка Цукерберга. В возрастной группе 18-24 также выделены: Илон Маск, Даня Милохин, Роберт Паттинсон, Даниил Вахрушев, Бенедикт Камбербэтч. В группе 34-54 к таким медиа-персонам отнесли: Алексея Навального, Дмитрия Медведева, Федора Бондарчука, Александра Ревву, Ивана Урганта, Елену Малышеву и Тимати. Помимо этого, 3,7% респондентов в возрасте 18-24 считают такой медиа-персоной президента России Владимира Путина (в возрастной группе 25-34 — 5,3%, в группе 35-44 – 3,3%, в группе 45-44 – 4,4%); 2,7% опрошенных в возрасте 18-24 к таким личностям относят певицу Ольгу Бузову (в возрастной группе 25-34 – 5,9%, в группе 35-44 – 5,9%, в группе 45-44 – 4%); певца Филиппа Киркорова 1,3% людей в возрасте 18-24 относят к таким медиа-персонам (в возрастной группе 25-34 – 1,3%, в группе 35-44 – 0%, в группе 45-44 – 2,7%).
Респонденты всех возрастных групп (от 18 до 54 лет) заявляют, что ежедневно сталкиваются с виртуальными ассистентами в своей жизни. Более 50% респондентов готовы освоить простые навыки программирования и разработки простых устройств на базе ИИ. Респонденты отметили, что среди голосовых помощников они знают Алису, Ok Google, Siri, Олега и Дусю. При этом большинство опрошенных не хотели бы иметь виртуального друга робота. Против делегирования виртуальным помощникам общения в мессенджерах и доступа к своему аккаунту выступают 41% в возрастной группе 18-24, 34,8% людей в возрасте 25-34 года, 45,8% людей в группе 35-44 и 46,4% людей в возрасте от 45 до 54 лет.
По мнению респондентов данного исследования виртуальные помощники смогут заменить человека в конвейерном производстве, сфере услуг (торговля и клининг), банковской системе, ИТ и космических технологиях, а также в медицине.
Разное восприятие
Проанализировав два исследования, можно заменить существенную разницу между восприятием роботов у ИТ-специалистов и людей далеких от разработки технологий. Если первая группа респондентов свободно говорит о том, что те или иные сферы деятельности могут быть в будущем полностью отданы на аутсорс роботам, то вторая декларирует некую «боязнь» такого перехода. Например, вторая группа респондентов заявляет о том, что им приятнее общаться с живыми людьми, но в то же время обычные пользователи знают и общаются с роботами каждый день, могут оценить клиентский опыт и знают основных игроков рынка. Возможно, такое восприятие роботов связано с тем, что в отличие от узких специалистов, среднестатистический пользователь еще не воспринял всерьез изменения и заявляет одно, но по факту в жизни использует другое.