Весь мир — театр: какие спектакли стоит посмотреть в феврале в двух столицах
Москва
Макбет. Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
В качестве режиссера и исполнителя главной роли этой шекспировской пьесы выступает Олег Меньшиков. Идея сочетания древней истории о чрезмерной власти и ее разрушительном влиянии с современной хореографией и костюмами давно появилась среди участников труппы театра Ермоловой, но, по словам Меньшикова, для постановки произведения английского классика всем нужно было созреть, в том числе и ему самому. На сцене вы увидите попытку прочувствовать бездонную глубину философии Шекспира и узнать ответы на поставленные им вопросы об основах самой жизни, не теряющие своей актуальности вот уже четвертую сотню лет.
Дата: 21 февраля
Пробуждение весны. Новое Пространство Театра Наций совместно с Творческим объединением 9.
Спектакль о поколении Z от итальянского режиссера Маттео Спьяцци, который впервые приехал с постановкой в Россию. В качестве основы для «Пробуждения весны» была взята пьеса немецкого драматурга XIX века Франка Ведекинда о подростках, ищущих себя и свое место в мире взрослых. Главная идея спектакля выражена через конфликт двух граней человеческого существования: природного и естественного начала с его страстями и культурного — с проблемой табуирования сексуальности, отношения к морали и нравственным установкам. Оригинальный текст сильно переработан и отражает современность, поглощенную социальными сетями, в которой подростки видят мир через фильтр в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Создатели спектакля постарались максимально вовлечь зрителя в происходящее на сцене, поэтому во время просмотра будьте готовы использовать свои смартфоны.
Даты: 27, 28 и 29 февраля.
Петровы в гриппе. Гоголь-центр
Хаос, фантасмагория и полная свобода потаенного — так вкратце можно описать действие, происходящее на сцене Гоголь-центра. Спектакль Антона Федорова расскажет историю обычной семьи Петровых, чье мирное существование прервал вирус гриппа. Реальность героев утрачивает свои привычные очертания под воздействием высоких температур, и на сцене воцаряется искрящееся и буйное бессознательное. Яркость галлюцинаций, поиск смысла в мире, который пресыщен ответами, и вихрь откровений заставит каждого заглянуть в себя и вытащить наружу затаенные страхи и желания.
Даты: 6, 7, 8 и 9 февраля.
Лунная масленица. Театр на Малой Бронной
Очередной результат творческого сотрудничества Филиппа Григорьяна и Павла Пряжко — семейный спектакль о том, как дети пытаются вернуть на Землю родителей, оказавшихся в «Лунном» плену. Без сомнений, во время пути героев ждут испытания и встречи с удивительными персонажами, однако зрителей ждет не просто банальная сказка со счастливым концом, а остросюжетное открытие жесткой правды о современной молодежи. В своих спектаклях Филипп Григорьян чаще всего выступает и в качестве художника, что определяет особый, узнаваемый и полюбившийся критикам стиль его постановок, — «Лунная масленица» не стала исключением.
Даты: 15, 16, 22 и 29 февраля (по два спектакля в день).
Петербург
Где нет зимы. Малый драматический театр.
Спектакль по мотивам повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» с прошедшим в январе премьерным показом — это история взросления брата и сестры, оставшихся без родителей в современном мире. Через пугающе реалистичную призму сиротства и беззащитности двух детей режиссер Яна Тумина раскрывает тему добра, детского умения любить, мечтать и верить. Этот спектакль наполнен невидимыми магическими связями: между братом и сестрой, их отсутствующей семьей, случайно появившихся в их жизни чужими людьми и даже неодушевленными предметами. За счет этих связующих нитей режиссер создает ощущение чуда и дает понять, что его творцами может стать каждый из нас.
Даты: 7 и 23 февраля.
Тихий Дон. Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
Спектакль с тремя антрактами, вмещающий в себе ни много ни мало целую жизнь отдельно взятой семьи и всего русского народа. «Тихий Дон» — первая часть дилогии о гражданской войне, которую поставил художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов. Вместе со второй постановкой «Дни Турбиных» на основе пьесы Булгакова «Тихий Дон» представляет собой рассуждения режиссера о грандиозной войне между людьми и не менее грандиозном сражении в душе простого человека. Спектакль раскрывается постепенно и заставляет зрителя переживать весь спектр эмоций: от нежного трепетания до жгучей ненависти. Финал оставляет опустошающее послевкусие, дающее на своем опыте прочувствовать историю огромной страны.
Дата: 24 февраля.
Волнение. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова
«Волнение» было написано и поставлено Иваном Вырыпаевым специально к 35-летию работы Алисы Бруновны Фрейндлих в Большом драматическом театре и 100-летию самого театра. Действие спектакля происходит на Манхэттене в квартире знаменитой американской писательницы Ульи Рихте во время интервью с польским журналистом Кшиштофом Зелинским. Эта пьеса о мифологическом образе «Автора», об искусстве и способах его восприятия. Глубокая и философская постановка с выразительными диалогами и потрясающей актерской работой.
Дата: 15 февраля.
Пиковая дама. Игра. Театр имени Ленсовета
Еще одна современная трактовка классического произведения, «первого тиллера в истории русской литературы» по словам Дмитрия Быкова. Режиссер постановки Евгения Сафронова словно прожектором высвечивает в повести Александра Сергеевича все то, что учителя литературы оставляли недосказанным. На сцене театра весь вечер будет царить сюрреализм и обволакивающая визуальная эйфория, знакомая зрителю по фильмам Дэвида Линча и Гаспара Ноэ.
Даты: 11 и 28 февраля.