Ирина Калинина: «В современном мире очень сложно тем, у кого много страхов»
Ирина Калинина адвокат, который давно выступает за права женщин и берет в работу непростые дела. О необходимости перемен, реальной помощи и планах на будущее она рассказала в нашем материале.
Ирина, Вы занимаетесь защитой прав женщин в делах о домашнем насилии, почему Вы берётесь за такие психологически сложные дела?
А кто, если не мы?! Я много писала статей на эту тему и продолжаю настаивать на том, что наша страна уже созрела для радикального изменения законодательства. Митинги в пользу жертв насилия, конечно, хорошо, но они не работают. Тысячи людей вышли на улицы, пропиарились, сделали громкие заявления, а результата нет. Какой-нибудь девочке из региона, которая подвергается домашнему насилию, абсолютно всё равно, что люди вышли на улицы или что-то вещают с голубого экрана. Ей нужна помощь здесь и сейчас не только юридическая, но и психологическая. А наше законодательство устроено так, что среднестатистический гражданин может позволить себе физическое и психологическое насилие, потому что за это в соответствии со ст.115 УК РФ предусмотрен максимальный штраф до 40 тыс. рублей. Нужно нарабатывать практику и вводить аналог охранного ордера, хотя бы как обеспечительную меру в виде запрета на приближение к жертве, а также запрета на общение в мессенджерах. И если абьюзер нарушает обеспечительную меру, то должен быть наложен огромный штраф либо арест, потому что наш менталитет не понимает полумер. Вот ввели огромные штрафы за неправильные парковки и нарушение скоростного режима, и резко увеличилось количество людей, которые научились правильно ездить. Да, безусловно, эти категории дел очень сложные, но я осознанно пришла в свою профессию и научилась не пропускать эту боль через себя.
Поговорим о домашнем насилии. Нужно ли изменить законодательство, чтобы ситуация в стране улучшилась?
Безусловно нужно. Только создание закона о введении охранного ордера для жертв физического и психологического насилия позволит изменить ситуацию и поможет жертвам более уверенно бороться за свои права. Сейчас наступило время глобальных перемен, бизнес ушёл в онлайн, обучение тоже потихоньку уходит в онлайн, абьюзеры — не исключение. Сейчас психологическое насилие распространяется через соцсети со скоростью света. Абьюзер пишет жертве под всеми постами, пишет друзьям и просто знакомым либо гадости, либо ложную информацию, тем самым разрушая социальный капитал жертвы. Если с физическим насилием всё более менее понятно, то с психологическим насилием в социальных сетях и мессенджерах вообще непонятно. Нет нормы права, которая бы регулировала эти взаимоотношения. А человек, подвергнутый абьюзу через соцсети, переживает дичайший стресс, теряет здоровье, а защиты попросить не у кого, так как государство не отрегулировало аспект онлайн жизни людей.
Что отличает хорошего адвоката от плохого?
Я считаю, что хороший адвокат должен любить свою профессию, не бояться трудностей, много работать и мыслить нестандартно. В современном динамически меняющемся мире очень сложно тем, у кого много страхов. Люди сейчас стали более чувствительны, и им важно чувствовать себя защищёнными! А как добиться этого чувства, нигде не учат. Я путём креативного мышления выработала стратегию, и она даёт хорошие результаты. Но для этого мне пришлось изучить психологию и даже эзотерику. Я не боюсь использовать в своей работе нестандартные методы, применять международное право и создавать новую практику. Главное – любить то, что ты делаешь, и вкладывать в своё дело частичку души. Безусловно, много работать и постоянно развиваться, повышать уровень своего профессионализма. Не надо бояться пробовать что-то новое и пользоваться нестандартными способами для достижения цели. Настоящий юрист будет биться за своего клиента и верить в то, что он делает, даже если весь мир против. Не бояться трудностей, ведь благодаря им мы получаем бесценный опыт. Главное, что нужно хорошему юристу или адвокату — это вера в то, что ты делаешь, и огромное желание работать. Сейчас очень много ВУЗов выпускают юристов, но зачастую будущие юристы вообще не понимают, кто они, и что это за зверь такой — юриспруденция. Для того чтобы быть классным юристом или адвокатом, нужно не бояться пробовать новые методы и применять европейские практики, нужно думать не шаблонно, а креативно – тогда ты сможешь найти наиболее качественное решение проблемы клиента. Нужно постоянно совершенствоваться, так как мир не стоит на месте, судебная практика постоянно меняется, и то, что применяли 2-3 года назад, сейчас «не летает» (не применяется), и необходимы новые практики, а их без знаний, как известно, получить практически невозможно! Грамотная стратегия всегда приводит к максимально хорошему результату. Но не у всех есть эта стратегия. Иногда юристы или адвокаты ведут себя в судах, словно лоси, бегущие по горящему лесу с воплями: «Нас ведёт судьба!». Заявляют 20 абсолютно взаимоисключающих ходатайств, а потом, когда суд им отказывает, рассказывают заказчику про тёмные силы, которые вмешались и зарубили их очень классную линию защиты. Я считаю, что это неправильно, потому что юрист — это не профессия. Юрист — это призвание. Этим и отличается хороший юрист от плохого.
Помимо адвокатуры Вы проводите тренинги. Можете рассказать о них подробнее? Почему решили пойти в обучение?
Я считаю, что любую проблему можно решить или подобрать максимально выгодное для клиента решение. Весь вопрос в том, насколько человек хочет прикладывать усилия. Если ничего не делать и ждать, что прилетит добрый волшебник и всё решит за вас, то хочу вас расстроить — не прилетит такой волшебник! Но я могу научить вас быть тем самым волшебником, который будет с лёгкостью решать свои же самые сложные проблемы и задачи. Людьми движут страхи, которые глубоко засели в наших головах. Но пока ты не посмотришь в глаза своему страху и не преодолеешь его, сложно идти вперёд, а надо. Мои тренинги обучают сотрудников креативному мышлению и эффективной коммуникации, что напрямую влияет на развитие компании. Многие клиенты говорят такую фразу: «Кто знает, может, если обратиться к ней как к тьютору сегодня, в будущем не придётся приглашать её на процедуру банкротства». Мне приятно это слышать, потому что бизнес начал понимать, что проблему всегда легче предотвратить, чем болезненно лечить.
От эффективной коммуникации внутри организации зависит успешность бизнеса, а переговоры в команде считаются одними из самых сложных. Именно поэтому так важно не только найти идеальных кандидатов на каждую позицию, но и научить сотрудников говорить на одном языке друг с другом и с клиентами, креативно подходить к решению вопросов, оперативно находить выходы из сложных ситуаций. Этими навыками можно овладеть только на практике, поэтому на своих тренингах я минимизирую теорию, делаю ставку на интерактив и заставляю людей думать. Тренинги проходят в игровом формате и состоят из техник, которые помогают увидеть слабые и сильные стороны команды, раскрыть потенциал каждого участника. Главная проблема современного человека – зашоренность. Ты носишься, как белка в колесе, не замечая элементарных вещей на пути к поставленным целям. Поэтому так важно сместить фокус внимания на себя и развивать свои компетенции. Ведь нередко для решения проблемы не нужно вкладывать бесчисленное количество денег, сил и ресурсов – достаточно посмотреть на задачу с другого ракурса. И я это доказываю на собственном примере, когда выигрываю суды, действуя не по шаблонам и правилам, и тем самым формирую новую юридическую практику в стране.
Есть ли у Вас планы, которые Вы хотите в ближайшее время реализовать?
В профессиональной сфере я с коллегами из разных городов занимаюсь разработкой и внедрением охранного ордера. Это огромный шаг нашей страны для защиты прав не только женщин и детей, но и абсолютно каждого вне зависимости от пола, возраста и цвета кожи. Мы уже стали более осознанно относиться к правам человека, понимаем, что такое личное пространство, поэтому внедрение охранного ордера на законодательном уровне – тот шаг, который нужно сделать уже сегодня. Я хочу, чтобы мир изменился к лучшему, а я тот человек, который поможет его изменить навсегда. Сейчас время перемен, и если мы упустим его, то возможно лет 100 ещё не введём охранный ордер, а он нам уже нужен, как воздух.