Екатерина Соколова-Жубер: «Я верю, что жизнь нам дана, чтобы жить»
Актриса и сценарист Екатерина Соколова-Жубер, известная по фильмам и сериалам «Беспринципные», «Духless-2» и «Триггер, рассказала VOICE о мистических ролях, амплуа актеров и перерывах между съемками
В основном, среди сценаристов известных нам фильмов, мужчины. Насколько успешно могут конкурировать на этом поле «слабый пол»? Чем отличается, на ваш взгляд, женский и мужской подходы при написании?
Насколько мне известно, все больше женщин становится авторами и их тексты не остаются не замеченными. Они выделяются иным уровнем чувствования, достоверностью особенно в темах отношений и женских героинях. Преимущество так же связанно и с тем, что возникла потребность в герое-женщине и именно женщина может познакомить зрителя с истинным миром прекрасного пола. А чем отличаются подходы? Ну в голову другим людям я залезть не могу, слава богу. Могу предположить, что мужчины мыслят более схематично и сюжетно, женщины по природе своей опираются на ощущения. Поэтому возникает множество продуктивных тандемов, либо в соавторстве, либо где сценарист женщина, а мужчина режиссер. Вместе у них получается создавать объемные миры.
В «Пассажирах» вы не только отвечали за сценарий, но и снимались. Не боитесь мистических ролей и их «влияния» на реальную жизнь?
Есть мнение, что искусство влияет на жизнь больше, чем жизнь на искусство. Но как драматург я смотрю на мистику, как на драму внутри жанра. Вся мистическая часть – это внутренние страхи, зрителя, автора, персонажа, которые в фильме становятся осязаемыми. Жить, имея страх, мне не страшно, считаю благостью его обнаружить и проявить, так с ним и разобраться проще, попрощаться или понять от чего он оберегает.
Как в целом, считаете, существует ли жизнь после смерти? Верите в переселение душ или иные трансформационные пути? Какая из духовных концепций вам близка?
Верю, что жизнь нам дана, чтобы жить. Как-то так произошло, что мы имеем наши тела и сознание, мышление. Считаю, что это основная ценность, и когда мы заботимся об этом сознании и мышлении, развиваем его, стремимся к познанию, душа радуется, вот и все.
Актерское ремесло – очень энергозатратное: всего за несколько минут или часов хронометража, порой, приходится «проживать» до нескольких лет. Как долго занимает восстановление? Требуется ли сделать перерыв, прежде чем приступить к следующей съёмке?
Энергозатратное – не то слово! Чтобы быть достоверным, нужно работать нутром, включать на максимум, концентрацию, фокус, внимание. Лично у меня первая реакция – это аппетит. Я довольно непривередлива к еде, могу есть один раз в день и то, листочки да ягодки. Но когда работаю, начинается настоящий жор, вот сколько отсняли материала, столько и ем, сняли за день, героя за неделю, вот и съедаю после сьемок, как за неделю. Про перерыв: вообще я люблю такое состояние, когда деятельность не дает возможности остановиться. Как будто управляешь скоростной тачкой на бешеной скорости, и главное не забывать, что это не велосипед и отпустить руль нельзя, не войдешь в поворот.
Как вы относитесь к такому явлению, как амплуа, когда режиссеры приглашают только на определённые роли? Чем это хорошо, а чем — вредит?
С одной стороны, это упрощает задачи всем. Режиссерам и продюсерам не нужно думать, справится ли актер: он играет по шаблону и давно понятному для него. Для каких-то проектов эта схема рабочая. Но вот в авторском кино требования другие, и актер, долго отслужив определенному шаблону, может просто потерять гибкость и возможность принять новые правила игры.
Лучший отдых — смена деятельности. Как отдыхаете вы и, чем бы занялись, если бы решили уйти из кино?
Когда я поняла, что сьемки для меня стали работой, я начала писать. При поступлении Александр Гоноровский (Мастер сценарной школы) сказал: «Ищите хобби, даже самое любимое дело становится рутиной, и нужно иметь методы отвлечения». Когда написание сценария стало работой, я начала заниматься вокалом. Еще у меня есть пленочный фотоаппарат, когда устаю, беру его и иду гулять, делаю снимки, потом проявляю, так отдыхаю. С семьей время провожу и на природе. А если бы решила совсем уйти из кино, думаю, это было бы связанно с модой или украшениями. Я еще в детстве смотрела Fashion TV с огромным альбомом и рисовала туда свои коллекции одежды.
Несмотря на тревожную обстановку в мире, рабочие процессы не должны останавливаться. Как вам удаётся поддерживать позитивный настрой и сохранять спокойствие?
Я человек творчества и всегда знаю, для чего и кого нужна моя работа. Зритель будет всегда, читатель будет всегда. И это определенного рода ответственность, которую я не вижу смысла нарушать. Все это время я много пишу, понимая, что, если ситуация будет усугубляться, в какой-то момент именно книга или фильм могут кому-то придать сил, веры, или просто развеселить. Так что я просто продолжаю свою работу, свела к минимуму чтение новостей и соцсетей и занимаюсь возделыванием своего маленького мира, потому что им я и делюсь с людьми.