Самый ламповый режиссер: все, чего вы не знаете об Уэсе Андерсоне
Уэс Андерсон — один из самых дотошных режиссеров, известных человечеству. Кадр любого из его фильмов нельзя спутать ни с чьим другим — снятые им 9 фильмов и несколько короткометражек сразу западают в душу. Среди наиболее известных: ленты «Отель "Гранд Будапешт", "Королевство полной луны", "Семейка Тененбаум", а также анимационные фильмы "Бесподобный мистер Фокс" и "Остров собак" (на данный момент последний из вышедших на экран).
А знаете ли вы, что Андерсон не получил образования в области кино? Основные источники его познаний о кино — французские ленты «новой волны», американский кинематограф 50-х и Кубрик. Уэс учился на философском факультете в Остине (Техас), когда познакомился с Оуэном Уилсоном - будущим актером. Вместе они начали ставить студенческие пьесы — это было в конце 80-х, а в 1994 году они сняли первую короткометражку под названием «Бутылочная ракета».
Университет помог ребятам и отправил работу на знаменитый фестиваль «Санденс», где ее заметил Джеймс Л. Брукс, знакомый вам по «Симпсонам». Он и помог переснять «Бутылочную ракету» в полный метр — уже в цвете.
Кажется, это самая несимметричная работа Уэса — но на то она и первая. Кстати, фильм попал в поле зрения Мартина Скорсезе — режиссера, которым вдохновлялся Андерсон. Новая совместная работа Уэса и Оуэна — «Академия Рашмор», где состоялся блистательный дуэт Билла Мюррея и Джейсона Шварцмана. Главная идея фильма — научиться принимать отказы и поражения — явно продиктована собственными юношескими переживаниями автора. Именно тогда начало развиваться и его знаменитое центрирование кадров.
Наивность, меланхоличность, доброта и некоторая условность созданного Андерсоном пространства будет сквозить и в других его произведениях. А актеры будут плавно переходить из одной ленты в другую. Например, в следующую — романтичный фильм «Семейка Тенненбаум» был выпущен в 2001 году.
Его успех позволил режиссеру сделать нечто более экспериментальное — и даже куда более дорогое: в 2004 году вышел фильм «Водная жизнь». Идея заключалась в том, чтобы всласть поиронизировать на идеей Моби Дика и Жаком Ивом Кусто (в фильме куча красных шапочек). Кстати, в этот раз сценарий писался без Оуэна — очень уж актер был занят. Здесь максимально развивается упор на стилистику: весь фильм выдержан в сине-желтых тонах, кадры максимально центрированы, корабль напоминает кукольный дом, ну а про вездесущие красные шапки мы уже говорили.
«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — картина более личная. И снова сотрудничает с представителем кино-клана Коппол — на этот раз это Роман Коппола, ставший сопродюсером и сценаристом фильма. В компанию уже знакомых нам Уилсона и Шварцмана добавляется Эдриан Броуди. В Индии братья ищут свою мать. Позже Уэс выпустит короткометражный спинофф фильма — это «Отель "Шевалье"".
Далее последовали кукольная анимация и голоса Джорджа Клуни и Мэрил Стрип, озвучивших лисью семейную пару для ленты под названием «Бесподобный мистер Фокс». Интересно, что звукорежиссер не имитировал никакие звуки и записывал все «по живому» — то есть ходил со всеми актерами по подвалам и чердакам. И все это заняло всего два года. Кстати, музыку для него написал Александр Деспла.
Очередному громкому проекту «Королевство полной луны» (2012) тоже достался короткометражный «спутник» — «Кинопоказ для отряда кузена Бена с Джейсоном Шварцманом»: там вы увидите скаутов и, собственно, Джейсона. Над фильмом о первой любви Андерсон тоже работал вместе с Романом Копполой. И музыка, и цветовая гамма относят к уже упомянутой нами «новой волне» французского кино, а действие происходит в Новой Англии в 60-е. Найти детей на главные роли было крайне сложно, а вот из звездного состава к команде Уэса присоединились Эдвард Нортон, Брюс Уиллис и Фрэнсис МакДорманд. А знали ли вы, что сцена первого поцелуя из «Королевства» снималась без пробных дублей? Возможно, поэтому фильм и получился таким искренним и трогательным.
Хотите увидеть еще больше кадров из фильмов Уэса? Автор YouTube-блога Chuck_review сделал длинное видео, в котором смакует стиль режиссера. Кстати, оно заняло место #44 на вкладке «В тренде» YouTube.