В издательстве «ОДРИ» вышла книга Курта Стенна «Волосы. Всемирная история»
Курт Стенн — один из ведущих экспертов по волосам — приглашает читателей в «кругосветное путешествие» по волосам! Это книга не о прическах и укладках (хотя немного и о них тоже), но и об их функциях, здоровье и отношении к ним на протяжении истории.
Отрывок из книги Курта Стенна:
В начале XX века антропологи пришли к выводу, что людей можно разделить на «расы», основываясь на обобщениях, касающихся цвета кожи и структуры волос. Для них форма волоса — прямого, волнистого или сильно вьющегося — говорит о географическом происхождении. У азиатов прямые черные волосы. У африканцев к югу от Сахары волосы очень сильно вьются.
У индоевропейцев волосы волнистые.
Антропологи прошлого были правы, говоря о серьезных различиях волос у разных этнических групп. Но в настоящее время стало ясно, что одна лишь форма волоса не обязательно говорит об этнической принадлежности или семейной истории. Одна из причин заключается в том, что человеческое сообщество давно перемешалось, и «чистые» популяции редкость, если они вообще существуют. Подумайте хотя бы о том, как сегодняшние «чистые» европейцы получили гены неандертальцев в своих волосяных луковицах.
Еще одной причиной является наложение друг на друга типов волос внутри так называемых «расовых» групп. Среди традиционных народов Европы встречаются люди как с прямыми, так и с кудрявыми волосами. Среди традиционных африканских народов также встречаются люди с прямыми волосами. Такое же разнообразие типов волос встречается и у азиатов. Японский ученый доктор Синобу Нагасе и его коллеги выяснили, что у 53 процентов японских женщин волосы прямые, а у 47 — волосы так или иначе вьются, представляя множество вариантов — от слегка волнистых волос до крутых завитков. Более того, у представителей всех этнических групп волосы на теле вьются. Поэтому один волос немногое может нам рассказать о своем владельце. Некоторые ученые предложили характеризовать волосяные стержни не по предполагаемой «расовой» принадлежности владельца, а по изгибу стержня. В Париже профессор Джильда Луссуарн с коллегами провели исследования, которые позволили предположить, что человеческие волосы можно разделить на восемь типов в зависимости от разной степени изгиба и что все во- семь групп можно найти в любой популяции по всему миру. Суть в том, что для работы с волосами — будь то в парикмахерской, в салоне или медицинской клинике — важнее всего знать тип волос, а не социальное, политическое или географическое происхождение человека, на котором этим волосы выросли.
Проблемы в работе с разными типами волос начинаются уже с расчесывания. Хотя распутывание волос необходимо для правильного ухода за ними, излишнее расчесывание со временем повредит поверхность стержня и сдерет кутикулу (7). Волосяной стержень без кутикулы — все равно что ролл без листа нори. И то и другое мгновенно потеряет форму, как только их содержимое сдвинется с места. Без кутикулы нитевидные клетки волосяного стержня разойдутся в стороны, де- лая его конец бесформенным. В результате получится то, что мы называем «секущимися кончиками». К со- жалению, волосяной стержень, состоящий из мертвых клеток, не может восстановить себя сам. И секущиеся волосы — это навсегда.