Стартап: как правильно его начать и где найти деньги
Подготовь почву
Не существует успешных компаний, которые начались с мысли: «А не создать ли мне стартап?» Долгоиграющие эффективные проекты базируются на двух факторах: необходимости и любви к своему делу. Сара Блейкли, создательница Spanx, самая молодая женщина в США, самостоятельно заработавшая миллиард долларов, задумалась о производстве утягивающего белья, когда не смогла застегнуть любимые джинсы.
Беатрис Фишель-Бок, названная Forbes одним из самых перспективных предпринимателей до 30 лет, запустила приложение Hutch (оно за год заработало более миллиона долларов) лишь потому, что увлеклась дизайном интерьеров. Значит, в первую очередь нужны страсть и желание изменить мир, и тогда, как результат, появится хорошая идея. Это твой фундамент. Но чтобы начать возводить стены, нужно уметь смешивать цемент и класть кирпичи. Так что же делать?
Выбери школу или курсы
Стартапы сейчас на пике популярности, и почти в каждом городе есть курсы, на которых учат, как начать дело с нуля. Если не хочешь платить за лекции сомнительного качества, у тебя есть два варианта: заниматься онлайн (нужны железная самодисциплина и сила воли) или поехать в Москву. Обучение в «Сколково Стартап Академии» займет около 5 месяцев, а вот в стартап-школе МБМ – всего 5 дней.
Проконсультируйся
Если учиться в бизнес-школе для тебя дорого и сложно, попробуй найти человека, уже проделавшего путь, который ты только наметила для себя. Вот что говорит популярный бизнес-блогер Сергей Косенко: «Бытует мнение, что успешные бизнесмены не раскрывают тайн, но это неправда. У богатых людей есть потребность делиться полученными знаниями. Ищи наставника!»
Оцени идею
Если всё пойдет хорошо, то с этим тебе либо помогут в школе, либо подскажет твой бизнес-ментор, ведь спрогнозировать жизнеспособность проекта – первое, что нужно сделать «на берегу». Оцени свою задумку по основным показателям, ответив на вопросы. Инновационность: насколько твой проект уникален, соответствует ли он современным задачам и способам их реализации? Актуальность: нужен людям этот проект прямо сейчас? Практичность: сделает проект удобнее/лучше чью-то жизнь, какую пользу он может принести? Рентабельность: окупит ли спрос затраты на производство, сможешь ли ты выйти в плюс? Спрос на рынке: какие компании уже занимают подобную нишу, есть ли у них прибыль, хватает ли их клиентам продукции или услуг?
Разработай бизнес-план
Бизнес-план – именно тот цемент, который будет удерживать шаткую и на первых порах непрочную конструкцию из твоих амбиций, потребностей рынка, денег инвесторов и моментов, когда «что-то пошло не так». По статистике, 27% молодых российских предпринимателей никогда не писали бизнес-план. Исходя из плачевного состояния малого бизнеса в нашей стране нетрудно догадаться, как у них всё сложилось. Забудь, что мы говорили до этого, и вот тебе совет №1: просчитай всё!
Распиши бизнес-стратегию и стратегию по продвижению, определи свою целевую аудиторию, раздели поток доходов, просчитай риски, вычисли точку безубыточности... 64% предпринимателей, следовавших четкому бизнес-плану, впоследствии расширили свое дело. Надеемся, ты уже сидишь с калькулятором и таблицами Excel.
Найди инвестора
Да, это не миф: существуют компании, раскрутившиеся со стартовым капиталом в $1000. Есть даже такие, кто выстрелил и вовсе с нулевым финансированием. Но мы представим классическую ситуацию, когда тебе все же нужен инвестор. Итак, кто эти чудесные люди и где их найти. Три F: family, friends, fools (родственники, друзья, дураки). Термин, появившийся в Силиконовой долине благодаря тому, что 90% стартапов финансируются именно из этих трех источников. Плюсы: в случае провала друзья и родственники закроют глаза, а дуракам останется пенять на себя. Минусы: легко расслабиться, потому что нет риска потерять инвесторов и их вложение.
Субсидии
Государство поддерживает малый бизнес и предоставляет субсидии от 500 000 до 5 млн рублей. Программы помощи делятся на три типа: федеральные общероссийские, ведомственные (от Минсельхоза, Минтруда и т. д.), региональные. Ты не сможешь претендовать на субсидию, если предоставляешь кредитные или страховые услуги, занимаешься ломбардной деятельностью или игорным бизнесом либо добываешь полезные ископаемые, продаешь подакцизные товары или не являешься резидентом РФ. Плюс: деньги возвращать не надо. Минус: бюрократические проволочки могут тянуться годами, а потом ты плюнешь и найдешь другой источник финансирования.
Бизнес-ангелы
За термином скрываются частные инвесторы, которые вкладывают деньги в стартапы. Профессионально этим в России почти никто не занимается. Попытаться встретить бизнес-ангела можно на выпускных экзаменах «Стартап Академии Сколково» или Института «Стрелка», но конкуренция будет ох как высока. Плюс: вот кто может стать твоим единомышленником и главным partner in crime. Минус: правила игры очень размыты (как договоритесь), а бизнес-ангел может в итоге обернуться бизнес-демоном.
Конкурсы и гранты
Конкурсы бывают разных масштабов: международные, всероссийские и организованные одним конкретным брендом (такие, например, проводят S7, «Внешэкономбанк» и другие). Очевидный плюс: любой челлендж поднимает командный дух, и даже если вы проиграете, волна драйва в коллективе гарантирована. Минус: сумма выигрыша зачастую недостаточно велика, чтобы обеспечить предприятию мощный старт. Лучше искать гранты международного масштаба, особенно если компания впоследствии планирует выйти на мировой рынок.
Бизнес- акселераторы
Что-то среднее между школой стартапов и венчурным фондом. Стать участником можно лишь на конкурсной основе. Тебя учат, знакомят с нужными людьми, помогают нащупать правильную стратегию в обмен на долю в капитале компании. Из тех, кто в России, на слуху GVA LaunchGurus и Бизнес-акселератор МГУ. Плюс: твой проект берут под опеку, помогая буквально во всем, включая аренду коворкинга в центре города. Минус: процент за свои услуги просят большой, да и многие программы небесплатные.
Венчурные фонды
Для запуска стартапа понадобятся фонды посевного финансирования, то есть те, которые готовы инвестировать в проект на первоначальном этапе его становления. Увы, таких в России очень мало, да и привлечь инвестиции фондов на этой стадии довольно сложно (вот где понадобится идеально написанный бизнес-план). Плюс: если все же добьешься финансирования, можешь быть уверена: твой проект – бомба. Минус: лимит вложений на этом этапе обычно не превышает $100 000.
Собери команду
Подавляющее большинство успешных предпринимателей публично уверяют: это все благодаря команде. И ведь не врут! Сначала ты экономишь и в какой-то момент работаешь и бухгалтером, и курьером, и CEO, но если есть возможность взять в команду хотя бы нескольких профессиональных игроков (четко определи ключевые позиции в компании), сделай это не задумываясь. Толковых специалистов и людей, горящих идеей, можно найти, опубликовав объявление в группах «Вакансии для хороших людей» и Blueprint на Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Создай ИП
При всем ужасе, который мы испытываем при одной только мысли о бланках, анкетах и других «очень нужных» бумажках, ответственно заявляем: создать ИП не так уж и сложно. Зарегистрируйся на сайте налоговой Service.nalog.ru, заполни заявление «Форма Р21001», оплати госпошлину, и в течение трех рабочих дней тебе придет приглашение в налоговую. С собой необходимо взять паспорт, квитанцию об оплате и – при необходимости – уведомление о переходе на УСН (упрощенную систему налогообложения).
Действуй
Вот теперь все зависит только от тебя. Единственный наш совет: не бойся совершить ошибку или рискнуть и проиграть. Стартап – дело, требующее исключительно позитивного мышления (иначе сойдешь с ума от напряжения). Главный стартапер XIXвека Томас Эдисон говорил: «У меня не было поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают».