В Мультимедиа Арт Музее прошли Пионерские чтения
Одиночества собравшиеся зрители и слушатели при таком аншлаге точно не ощущали: затылок в затылок, один журнал на двоих. И селфи нормальное не сделаешь — вокруг столько людей, что кто-то обязательно попадет в кадр или справа, или слева. Хотя, может быть, это и есть одиночество, когда мы делаем селфи и обсуждаем чтения в соцсетях вместо того, чтобы поделиться впечатлениями с соседом справа. Но это уже тема для какого-нибудь другого журнала.
Когда гости заняли все места в зале, в проходах и на лестнице, когда опоздавшие вернулись с осмотра фотовыставок, главный редактор «Русского пионера» Андрей Колесников объявил первые в 2016 году Пионерские чтения открытыми:
Мы специально не проводили чтения в январе и феврале, чтобы все хоть немного друг по другу соскучились. Лучшие из лучших пришли не только читать, но и слушать. Но лучшие из лучших и не пришли тоже, потому что мне не достает сегодня Ирины Антоновой с ее колонкой про грядущее да и Максима Галкина тоже.
В этот раз Пионерские чтения открывала хозяйка «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова со своей колонкой из мартовского номера о том, как ей удалось предсказать путч 1991 года благодаря современному искусству:
Писать колонки — это какое-то отдельное счастье. Для меня радость, что второй раз благодаря Пионерским чтениям я умудрилась высказаться. Я с радостью согласилась порассуждать на тему «Грядущее», потому что мне всегда будущее интереснее настоящего, а прошлое — это только поле для того, чтобы думать о будущем.
Следующий колумнист в этот раз уступил место первого чтеца хозяйке МАММ, но второе место он уже не мог уступить никому, потому что это был Андрей Бильжо:
Дорогие друзья! Немного психиатрии, как обычно. Сейчас нужно увлекаться психиатрией.
Андрей Бильжо прочитал колонку о различных фобиях: представил целый набор. О многих зрители даже никогда не слышали, хотя не факт, что не испытывали: «Агиофобия, иерофобия — боязнь священных предметов, святынь, священников; акриофобия — боязнь не понять смысла прочитанного; аллодоксафобия — боязнь собственного мнения; венустрафобия — боязнь красивых женщин; дейпнофобия — боязнь обеда, разговора за обедом. Это только сотая часть описанных фобий».
Композитор Александр Журбин рассказал в своей колонке про грядущее очень много нового — не только про самого себя, что логично, но и, например, про Иосифа Бродского. А знаменитые строки процитировал, можно даже сказать, с благословения их автора: Александр Журбин в свое время в знаменитом нью-йоркском ресторане «Самовар» договорился с Иосифом Бродским, что положит их на музыку. И положил:
...и при слове «грядущее» из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
Андрей Макаревич первым решился прочитать про одиночество — добровольное и вынужденное. От последнего вида одиночества человека на самом деле можно спасти, уверен музыкант:
А если говорить о настоящем одиночестве, вот как я это вижу: мы все — много-много, человек же, в сущности, стадное животное — плаваем по поверхности жизни. Мило беседуем, собираемся в стайки, шутим, плещемся даже. Мы, как правило, не замечаем, когда кто-то начинает медленно тонуть. Он пока не жалуется — он еще даже не понимает, что с ним происходит. А мы, как правило, не замечаем — он же не кричит, не зовет на помощь. Твиттер, фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и прочий интернет очень помогают не замечать. А он уходит все глубже. Можно спасти? Можно. Но тут мало быть просто внимательным: он будет отбиваться и еще быстрее пойдет ко дну — может, именно вы ему опротивели. Только одно поможет — надо обязательно его любить. Тогда есть реальный шанс вытащить. Вы его любите?
Следующего колумниста Андрей Колесников представил как главного врача Российской федерации. Марк Курцер, основатель клиники «Мать и дитя», прочитал колонку о таком одиночестве, о котором он точно знает лучше всех — о 9-ти месяцах одиночества плода в утробе матери:
И вот в результате таких наблюдений я пришел к выводу, что все люди чрезвычайно одиноки в утробе матери. Да, у наблюдаемого нами плода есть сердечная деятельность, он может испытывать болевые раздражения, у него проявляется тактильная чувствительность. Хотя мы и не можем это доказать, но предполагаем, что ему снятся сны. Когда мы проводим ультразвуковое исследование, то мы замечаем, как плод улыбается. В один момент у него может быть хорошее настроение, в другой момент, наоборот, у него такая гримаса, что мы понимаем, что он плачет.
Глава аппарата Госдумы, поэт Джахан Поллыева по традиции не стала читать колонку из номера, а предпочла высказаться в свободной форме о том, какая гигантская пропасть между будущим и грядущим:
Я не чаяла оказаться на этой сцене и высказаться на такие важные темы. Путь в грядущее — это особая вещь. «Грядущее настало» — так называется моя колонка. Я говорю это совершенно осознанно, так как вижу, как вас здесь много. Когда наши новости будут новостями культуры, литературы и искусства, мы можем смело сказать, что грядущее стало нашим светлым будущим.
Главный редактор «РП» Андрей Колесников так и не решил, как ему относиться к следующей колонке:
То ли это большая литература, то ли просто человек написал по-честному. Скорее всего, и то, и другое. Режиссер Константин Богомолов.
Константин Богомолов прочитал колонку об одиночестве, которое у него оборачивается свободой. Кажется, что все колонки режиссера на самом деле о поиске веры. А если вчитаться повнимательнее, то видишь, как автор пытается преодолеть страх перед Богом и наконец поверить.
Для продолжения серьезного разговора на сцену вышел писатель Виктор Ерофеев с рассказом «Майор Калининградов». Зрители, быть может, даже подумали: а имеет ли отношение этот рассказ к главной теме номера, о грядущем ли идет речь? Все выяснилось, но не сразу.
Диана Арбенина не смогла присутствовать на чтениях, так как в это время снимала клип на Мосфильме. Пробки помешали доехать до Остоженки, но ничто не помешало прочитать колонку по телефону для всех зрителей из гримерки. Сеанс связи состоялся.
Постоянный колумнист «РП» Ольга Аничкова уходит постепенно от своих фирменных «четверостиший-пирожков», но если и уходит, то в нужную сторону — нужную и для читателей, и для самой «малоизвестной актрисы». Такая пронзительная колонка об одиночестве должна была быть в этот вечер, иначе бы он не состоялся.
А завершил Пионерские чтения писатель Дмитрий Быков:
Время позднее, поэтому я колонку читать не буду. Но я прочту вам стишок, который имеет отношение и к теме грядущего, и к теме одиночества — «Сказка о старике и старухе». Это из цикла «Песни славянских западников» -
Выживать сухо да коряво —
Это наша давняя привычка.
Была у нас курочка Ряба,
Золотое нам снесла яичко,
Слова не выбросишь из были:
Так его били, что устали,
Били мы его — не разбили,
Разве облупили местами.