Звездная «Дюна» Дени Вильнёва: фильм года или провал?
Научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна», опубликованный в 1965 году, мгновенно приобрёл статус культового и обзавёлся армией преданных фанатов. На волне успеха Герберт написал ещё несколько книг, объединённых в «Хроники Дюны», а позднее и его сын, Брайан Герберт, создал ещё несколько романов. «Дюна» стала не только важным литературным событием, но и оказала огромное влияние на другие произведения. Самый известный пример — серия культовых фильмов Джорджа Лукаса «Звёздные войны», в которых влияние Герберта видно невооружённым взглядом.
Казалось бы, с таким успехом серия книг просто обречена на экранизацию, однако не тут-то было. В 1975 году за экранизацию «Дюны» взялся чилийский режиссёр Алехандро Ходоровски, пригласивший для работы над фильмом самих Орсона Уэллса и Сальвадора Дали. Ходоровски написал сценарий двенадцатичасового фильма, однако найти финансирование ему так и не удалось. Самой известной экранизацией романа стал фильм Дэвида Линча 1984 года, однако он провалился в прокате, вызвав недоумение поклонников как франшизы, так и Линча. Сам режиссёр считает эту работу неудачной и даже исключает «Дюну» из своей фильмографии. Причин тому несколько: сыграл роковую роль и масштаб оригинального материала, и отсутствие необходимой творческой свободы у Линча, который не получил контроль над финальной версией фильма. В 2000 году был выпущен одноимённый сериал из трёх эпизодов, который хотя в целом и был воспринят положительно, из-за недостатка финансирования выглядел откровенно слабо и не имел размаха, необходимого вселенной Герберта.
Неудивительно, что новая экранизация «Дюны» стала настоящим событием в мире кино. Во-первых, режиссёрское кресло занял Дени Вильнёв, заявивший о себе и как режиссёр одной из лучших за последнее время картин о космосе «Прибытие», и как достойный преемник Ридли Скотта с «Бегущим по лезвию 2049». Во-вторых, актёрский состав «Дюны» может привлечь зрителей самых разных возрастов и предпочтений. Здесь и Тимоти Шаламе, и Ребекка Фергюсон, и Оскар Айзек, и Стеллан Скарсгард, и Зендая, и Джейсон Момоа, и Хавьер Бардем. В-третьих, масштабы картины действительно впечатляют. Бюджет фильма составил более 150 миллионов долларов, что обещает зрителям поистине космический размах. В-четвёртых, помимо внушительного актёрского состава, фильм может похвастаться уникальными творцами и за кадром. Оператором-постановщиком «Дюны» стал обладатель «Оскара» Грег Фрэйзер (кстати, работающий и над новым «Бэтменом»), а музыку к фильму написал легендарный Ханс Циммер.
Действие «Дюны» разворачивается в далёком будущем, когда целыми планетами владеют богатые феодальные кланы — Дома. Главный герой фильма — юный Пол Атрейдес, наследник Дома Атрейдесов. По приказу Императора Дом Атрейдесов отправляется на пустынную планету Арракис, на которой (единственной во вселенной) добывают ценное вещество спайс (в русском дубляже — «специи»), необходимое для межпланетных перелётов. Предыдущий правитель Арракиса Владимир Харконнен, глава Дома Харконненов, отнюдь не собирается уступать власть и влияние своим давним противникам. Прибыв на Арракис вместе с сыном и наложницей Джессикой, глава дома Атрейдесов Лето пытается наладить отношения с местным населением, в частности с «людьми пустыни» — фрименами, прячущимися в подземных городах. Очень скоро Атрейдесам предстоит узнать, что всё происходящее — лишь хитроумная ловушка. Однако помимо противостояния с другими Домами Атрейдесы лицом к лицу столкнутся с опасностями пустыни, например с гигантскими червями, от которых невозможно спастись. Мать Пола верит, что её сын — избранный, мессия, известный под именем Квисатц Хадераха, способный подчинить себе пространство и время.
Неподготовленному зрителю, не знакомому со вселенной Герберта, поначалу придётся несладко. Несмотря на то что фильм даёт некоторые вводные данные, разобраться в том, кто к какому клану принадлежит и в чём состоит сила каждого из них, удастся не сразу. Впрочем, Вильнёв намеренно неспешно вводит зрителя в причудливый мир «Дюны», давая ему привыкнуть к реалиям созданной на экране вселенной. Вместе с главным героем зритель медленно погружается в новый для Атрейдесов мир, таящий в себе множество загадок и опасностей.
Современному зрителю может показаться, что нечто подобное «Дюне» он уже видел: на ум сразу приходят уже упомянутые «Звёздные войны» и «Аватар». Однако это ни в коем случае не вина Вильнёва или Герберта — в своё время роман действительно стал открытием и настоящим прорывом в мире научной фантастики. Прекрасно понимая, что искушённого зрителя сложно будет удивить сюжетом «Дюны», режиссёр делает ставку на детально проработанную атмосферу фильма и характеры персонажей, которые должны стать зрителю близкими и понятными.
В какой-то степени перед нами классический роман-воспитание. Вместе с Полом Атрейдесом мы проходим путь от страха и неприятия своей судьбы к полному осознанию того, что Полу предстоит сыграть ключевую роль во вселенской войне. Пол обладает способностью видеть будущее, которое поначалу пугает его, однако в итоге герой находит в себе силы принять возложенную на него ответственность.
Несмотря на то что хронометраж фильма составляет два с половиной часа, «Дюна» — это лишь завязка масштабной истории. Вильнёв прощается со зрителем в ключевой момент истории, когда Пол Атрейдес только начинает свой путь. Хотя официально о продолжении фильма ещё не объявлено, Вильнёв неоднократно говорил, что картина изначально планировалась двухчастной. Мир «Дюны» слишком сложен и многогранен, чтобы уместить его в рамки полнометражного фильма. Так что делать окончательные выводе о картине пока слишком рано. Тем не менее «Дюна» — это яркое и смелое заявление о том, что, возможно, на наших экранах появится ещё одна культовая космическая франшиза и настоящий подарок для фанатов романов, которые наконец увидели их достойную экранизацию.
Автор: Арина Хализова