Наш супергерой «Майор Гром»: интервью с Тихоном Жизневским
VOICE: Ты во многих интервью говорил, что период, когда ты почти не снимался, порядка десяти лет, был нужен, чтобы набраться профессионального опыта. Может, помнишь момент, когда ты, грубо говоря, глянул в зеркало и понял: «Всё, пора, экран ждёт»?
Тихон: Конкретного момента не было. Просто освободилось время и предложили очередной проект – это как раз «Огонь». Времени не было, зато был очень плотная занятость в театре. Потом появилось — не из-за того, что я посмотрел и думаю: «Ну всё, я теперь прям Актер Актерыч!», а просто появилось. За это время я приобрел какие-то навыки и скиллы, с этим уже можно было что-то делать, чтобы играть роль и не быть себе противным на экране.
VOICE: После перерыва ты эффектно ворвался с разноплановыми ролями. Сначала «Огонь», потом «Топи», теперь «Майор Гром». Какая из ролей, что ты уже сыграл, тебе ближе всего?
Тихон: Мне все близки, просто по-разному. Какие-то ближе по своим свойствам и качествам, какие-то мне ближе как человеку или как профессионалу. Какие-то поинтереснее, какие-то проще — они все разные. Сейчас для меня радость огромная – проектов много, можно самому выбирать, что нравится, а не хватать всё подряд. «Огонь» вообще первая работа такая большая, и она ближе мне по сути как человеку, но что-то из того же, что во мне, есть и в журналисте в «Топях». У майора Грома — там вообще близкого ничего нет, кроме, может, какой-то внутренней стойкости, решительности.
А так все нравятся. Когда люди подходят на мероприятиях с просьбой сфоткаться, спрашивают: «А что у тебя за фильмы?» Я говорю: «Ну всякие, вот "Огонь", например». А они в ответ: «Да ладно, это ты что ли?» Люди удивляются, и это лучшая похвала, какую только можно услышать: ты в какой-то степени неузнаваем. Не хочу, чтобы какой-то один образ за мной закрепился: сыграл полицейского, как в майоре Громе, и теперь всю жизнь полицейских будешь играть.
VOICE: А было такое, что присылали какой-то забористый треш? Ну там, не знаю, сыграть проститутку на БДСМ-оргии?
Тихон: И такое бывает, но, кстати, в основном присылают какие-то большие проекты. Я б, конечно, какого-нибудь горбуна, наркомана или толстяка сыграл. Или кротика из чешского мультика. Или Оптимуса Прайма.
VOICE: А если бы играл человека с лишним весом, сам бы набирал, как Кристиан Бэйл?
Тихон: Ну я б набрал. Либо накладки, «толщинки», сложный грим, но они у нас почти не используются, к сожалению, приходится жиреть самому. Хотя нам ведь сам бог велел. В Голливуде берет тот же Бэйл на полтора года себе проект и к нему полгода толстеет, готовится. А у нас все скоротечно — один ещё не закончился, а тут следующий на подходе. Я стараюсь, чтобы не было параллельных проектов, чтобы к одному мог максимально подготовиться.
VOICE: Насчёт «Майора Грома»: нет какого-то такого страха? Всё-таки первый полноценный супергеройский фильм в России – и ты в центре внимания.
Тихон: Конечно, есть. Вдобавок ко всему была потрясающая короткометражка с прекрасным Сашей Горбатовым. Делать это после другого человека — большой и ответственный проект, так что тяжело и страшно. Но что уж, я сделал всё возможное — посмотрим, получилось или нет.
VOICE: Как ты вообще к комиксам относишься? Читал оригинального «Майора Грома»?
Тихон: Конечно. У меня было не очень много времени, я как раз зашел на проект сразу с «Огня», буквально последний съемочный день, весь в огне — и следом уже «Майор Гром». Тем не менее я прочел всю линейку. Не скажу, что это какой-то драматический материал, но все его жизненные повороты и изменения там прописаны. Не как у Достоевского или Чехова, но всё равно какие-то есть. И я оттуда их брал, смотрел, чтобы было максимально похоже. Чуть-чуть сам еще легкости привнес, юморка какого-то.
VOICE: А ты не хочешь попробовать себя в комедии?
Тихон: Очень хочу. Из последнего, правда, мне зашла по-настоящему только «Страна ОЗ» Сигарева и «Горько». В основном же наши комедии мне не заходят — которые такие пародийно-американские. Что-то не смешно совсем. Сериалы есть приличные, вот «Домашний арест» мне понравился, я так смеялся. Не хочу закрепляться за одним жанром и играть, скажем, только драму — чтобы не было такого, типа: вот этот актер снимается в драмах всё время, ходит и страдает.
VOICE: Есть расхожее мнение, что для любого российского актера предел мечтаний — Голливуд. А ты еще и числишься в фильме про первый отечественный «Оскар». Хотелось бы сниматься за рубежом?
Тихон: Не знаю, если честно. Слукавлю, если скажу, что точно нет. Может быть, я бы и попробовал, но, во-первых, я не носитель языка. Да и нафиг играть вот этих молчащих злых русских — злодеев. Если ты русский актер в Голливуде, то ты либо злой шпион, либо какой-то помощник бандита — в принципе может в этом и нет ничего такого. Типа как, знаешь, в «Красной жаре» (изображает одного из персонажей фильма).
VOICE: А ты смотришь BadComedian? Это же от него цитаты из «Красной жары» пошли в народ.
Тихон: Мне очень нравится, но он тут ни при чём. Я же родился в деревне в 1990-х, я смотрел все эти кассеты со Шварцем и помню. Я даже забыл, что он тоже это цитировал.
VOICE: Часто говорят, что он только критикует, а при этом сам для кино ничего не делает. Как ты считаешь, это так?
Тихон: Почему? Он предлагает — хороших русских режиссёров и хорошие русские фильмы, которые у нас снимают. Он же всегда сравнивает, типа, вот есть и такое кино, можно сделать так, а не так. А то, что он чморит всех, — ну здорово ведь, должна быть какая-то альтернативная точка зрения. Часто люди в профессиональных кинокругах говорят, не попасть бы нам к Бажену, — я считаю, что это здорово. Разумная критика — здорово, а он это делает очень талантливо и весело.
VOICE: Желаю, чтобы «Майор Гром» не попал к нему.
Тихон: Ну, конечно, не хотелось бы, ну уж если попадет... В любом случае человек имеет право на свою точку зрения, и если он всё разнесет в пух и прах — ну значит, разнес, никто ему запретить этого не может.
VOICE: Как ты оцениваешь: хороший или плохой актер перед тобой на сцене или на экране?
Тихон: Это довольно относительно. Оцениваю чисто интуитивно, конечно. Даже учитывая, что я немало поработал в театре, я всё равно иногда смотрю на великих актеров и не понимаю, как они это делают. Я, как правило, смотрю как зритель. Есть, конечно, налет вот этого профессионального, прилизанного взгляда. Но если неорганично и плохо — это всегда видно, хоть убей. Кто-то играет так, что сразу видно, что хорошо, хотя он очень просто это делает, я тоже стремлюсь не усложнять. Нужно, чтобы цепляло – и всё. Вот вчера смотрел «Быка» Бориса Акопова, фильм мне в целом не понравился, но Юра Борисов очень здорово отработал, умница прям, тянет на себе весь фильм.
Так что органика решает. Но это не работа актера — быть органичным. Работа актера, по крайней мере как было у нас, в щукинской школе, — перевоплощаться. Не в смысле с ума сходить и превращаться в своего героя в жизни, а просто пытаться показать какого-то человека, который всё равно будет на тебя похож, но будет в то же время довольно сильно отличаться. Чтобы видели, и такие: «А, так это он?» Насколько здесь добрый и светлый, а здесь — мерзкий и отвратительный. И вообще, какой-то другой человек и даже выглядит по-другому. Вот это круто. Когда ты во всех ролях везде узнаваем — здорово, ты везде светишься, но это, мне кажется, неинтересно. Зарабатывание бабок и только.
VOICE: Ты завел аккаунт в «ТикТоке» — для забавы или прям хочешь делать какой-то контент?
Тихон: Я, конечно, завел, чтобы быть на одной волне с молодежью, но, честно говоря, это не мое. Да и не сижу я сейчас в нем, ну да, завел, отправил какие-то видосы — и что-то это надоело сразу. Время от времени меня кто-то отмечает, фаны что-то делают, за что им большое спасибо — там есть очень милые и забавные вещи. Выкладывать я туда уже ничего не собираюсь.
VOICE: Вот ты говоришь, что молодежь то и это. Тебе же 32 года — по твоим ощущениям ты уже не молодой?
Тихон: Когда мне было 16, я считал, что человек в 32–33 уже глубокий старец. В принципе так и есть. Молодежь, мне кажется, это период лет с 13 и до 20, может, даже до 18. А дальше всё уже – следующая часть, взрослеет народ. Я уже не понимаю, что там происходит у молодежи в 16. Есть, конечно, такие, кто и в 40–45 на волне современности, понимают, что там происходит, что как делается. Человек за 30 — уже взрослый. Я бы, может, и хотел жить как на втором курсе, так же тусить, как когда-то, но сейчас уже распорядок дня есть какой-то, нет времени на многие вещи. Нет возможности веселиться.
Автор: Иван Афанасьев
Фото: КиноПоиск, Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)