Женщина-генерал из Китая: Мулан — легенда или исторический персонаж?
Историки до сих пор не могут прийти к согласию, жила ли такая девушка когда-либо. Скорее всего, нет, как единого исторического персонажа Мулань никогда не существовало. Ее образ был придуман в IV-V веках, когда Китай столкнулся с волной вторжений и надо было мотивировать мужчин отправляться на поле боя. Благодаря легенде о Хуа Мулань их убеждали, что, раз уж даже женщина пожелала защищать свою родину, то мужчина просто обязан.
Поэма «Песнь о Мулань» была написана в VI веке, но первоначальная версия не сохранилась. Самыми популярными стали две версии: записанная в сборнике XII века Го Маоцянем и пьеса Сюй Вэя в XVI веке о «Деве Мулань» в двух действиях.
Мулань неслучайно отправилась на битву
В пьесе Сюй Вэя Мулань занимает место своего отца, когда идет на битву, будучи уже опытным воином. Она не новичок, только вчера взявший в руки оружие. Она много лет тренируется, прежде чем отправиться в свой первый бой.
По сюжету в детстве отец Мулань преподает ей боевые искусства. Уходя, Мулань, крепкая и хорошо тренированная, клянется: «Моя лошадь поскачет, чтобы завоевать мне славу в битве. Когда я надену на нее уздечку, прекрасней меня не сыскать».
В той же пьесе XVI века о жизни Мулань девушка перед боем снимает повязки с ног. Это очень важный эпизод, который сейчас многим непонятен. Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчеркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали ее телу чувственность. Чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина по сути становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться ее жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин.
Во-первых, практика бинтования ног появилась в Китае гораздо позднее. Во-вторых, очевидно, если бы Мулань прошла эту процедуру в детстве, она не могла бы ходить — часто бинтование ног и выполнялось для того, чтобы ограничить свободу женщин и их перемещения. Даже после снятия бинтов Мулань не могла бы перемещаться на 7 сантиметрах своих ступней. Впрочем, едва ли мужчина об этом подумал.
В-третьих, главной причиной, по которой Сюй Вэй включил этот эпизод в свою пьесу был... эротический элемент. Спрятанные от мужского взгляда ноги были фетишем большинства мужчин. Определенные сексуальные практики предполагали взаимодействие с пространством между подушечками пальцев ног и пяткой, с этой ложбинкой. На самом деле по большей части мужчины фантазировали о миниатюрных ножках своих любовниц именно потому, что никогда их не видели. В реальности едва ли искалеченные, изуродованные конечности пробудили бы в них хоть какое-то желание — смотреть на ноги китаянок после бинтования больно. Но мужчины могли прожить с женщинами всю жизнь и ни разу так и не увидеть, как их жены снимают бинты. Запретный плод сладок.
Поэтому эпизод, где Мулань снимает бинты перед битвой не столько символичен, сколько наполнен эротическим напряжением.
Уход Мулань
Хотя в мультфильме у Мулан (в нем так звучит ее имя) нет родственников, кроме родителей, в большинстве версий у нее есть брат и сестра, просто брат слишком мал, чтобы отправиться на войну. Чтобы спасти своего отца, Мулань решает занять его место, говоря: «Ребенком я была физически сильной и довольно умной. Вместе с отцом я изучала классическую литературу и боевые искусства, сейчас настало время отплатить ему».
Но вместо того чтобы тайком улизнуть ночью, Мулань открыто идет на рынок, покупает там седло, коня и доспехи, а от матери она получает иголку с ниткой как символ женского ремесла, от которого теперь ей придется отказаться.
К слову, самый драматичный момент в мультфильме, когда Мулан обрезает волосы, — чудовищный анахронизм. После такого ее в армию бы точно не пустили, потому что короткие волосы могли носить только преступники, мужчины и женщины в ту пору носили длинные волосы, а обрезать их могли только родители.
Армейские товарищи
По легенде, Мулань 12 лет сражалась бок о бок с солдатами и была повышена до генерала. Никто из них так и не догадался, что рядом с ними женщина, хотя мать Мулань и беспокоилась, что «дойдет сама-знаешь-до-чего, и тебя раскроют». Но армейские товарищи только посмеивались над скромником, который отказывался перед ними мочиться.
В армии Мулань находит и своего возлюбленного – офицера по имени Цзинь Юн. Когда он обнаружил, что Мулань на самом деле девушка, он не расстроен и не злится. Они продолжают сражаться вместе, Цзинь Юн сохраняет ее тайну.
В плену у принцессы
Мулань была не единственной девушкой-воительницей. По одной из версии легенды она попадает в плен к принцессе Доу Сяньнян, которая обращается с ней как с диким варваром. Мулань же говорит, что она готова сдаться и воевать под ее флагами, если Сяньнян позволит ей навестить родителей и убедиться, что с ними все хорошо.
Сяньнян удивлена такой «сыновьей дочерью» и восхищена ее преданностью родителям, которой, она думала, не бывает среди северян. Сяньнян отпускает девушку на свободу, и они становятся подругами.
К сожалению, чаще всего по легенде жизнь Мулань заканчивается трагедией. Она возвращается домой и обнаруживает там, что ее отец уже умер. Ее преследуют картины всех ужасов, что она видела на поле боя, и она лишает себя жизни (что в Древнем Китае не считалось чем-то ужасным). По разным версиям она делает это, чтобы избежать замужества или продемонстрировать верность императору.
Фото: Getty images, Legion media