Прощай, Бебель! Каким мы запомним Жан-Поля Бельмондо
Бельмондо — французские зрители прозвали его Бебель — стал одной из самых кассовых звезд страны в 60-х и 70-х годах, его нестандартная внешность контрастировала с точеными чертами лица его соперника и соратника Алена Делона.
Бельмондо родился в 1933 году в солидном парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, его отец был скульптором, сам он учился в частной школе, но учился откровенно плохо. Больше всего его интересовал спорт, и подростком Бельмондо даже начал любительскую карьеру боксера, на память от которой остался сломанный нос. Затем Жан-Поль заинтересовался сценой и подал заявление в элитную Национальную академию драматического искусства, получив в итоге место в 1952 году (то есть не с первой попытки)
После окончания университета Бельмондо начал играть в театре, участвуя в пьесах Ануя, Фейдо и Джорджа Бернарда Шоу. Он также получил ряд небольших ролей в кино: в одной из них, в комедии Марка Аллегре «Диманш» (Un Drôle de Dimanche) 1958 года, он был замечен Годаром, который тогда еще работал критиком в Cahiers du Cinéma. Годар снял его в 12-минутной короткометражке «Шарлота и ее Жюль», которую окрестили «данью уважения Кокто» и в которой герой Бельмондо просто болтает со своей девушкой в номере отеля (озвучивать его пришлось самому Годару, после того как Бельмондо был призван в армию для службы в Алжире).
Для Годара Бельмондо был архетипичным гангстером, крутым парнем, который вдруг оказывается еще и умен (а невозможно играть глупого с таким взглядом!) Он играл различные варианты этой роли до конца своей карьеры: авантюрист, мафиози, иногда полицейский, порой с тем самым Делоном, с которым у них были особые отношения в жизни и на экране. Бельмондо был французской звездой до мозга костей: он не проявил ни склонности, ни интереса к изучению английского языка, чтобы добиться успеха в Голливуде, как Чарльз Бойер или Морис Шевалье. Таким мы его и запомним.
«Без дыхания» (1960)
Полнометражный дебют Годара, мечтавшего о режиссуре и первое появление на экране Бельмондо-актера. Нет, до этого были роли, но именно Мишель Пуаккар, преступник, копирующий повадки героев Хамфри Богарта, создал того самого Бельмондо, которого любит весь мир. В фильме он бежит от полиции, бежит к своей подружке, а потом уже вместе с ней, втягивая ее в свою игру в догонялки с полицией, которая может закончится очень печально для всех. Она и заканчивается, и вот он лежит на Земле, и умирая делает последний жест — обращенный к его возлюбленной, но на самом деле — ко всем нам. Жизнь это игра! А Без дыхания» (À Bout de Souffle) по сценарию Франсуа Трюффо и Клода Шаброля, с Джин Себерг в роли американской журналистки, подруги Мишеля, стал настоящим прорывом в кинематографе.
Леон Морен, священник (1961)
Нет, не гангстер и и даже не плохой парень, Бельмондо в этой картине играет священника!
Действие фильма происходит в военное время, и молодая женщина, коммунистка, ходит на исповедь только для того, чтобы потакать своему антиклерикализму, ну и соблазнить своего духовника (не осуждаем). Но он как скала — уверен в своем выборе — безбрачие и служение Богу. Он просто никогда не поддается искушению, даже в те моменты, когда вся драматургия сцены вопит о том, что должно случится неминуемое. Нет, он рассказывает девушке о своем детстве, о побоях, страданиях, а еще играет с ее дочерью — так, как будто они лучшие друзья. Будет ли катарсис? О да, но совершенно не тот, о котором можно подумать.
«Обезьяна зимой» (1962)
В этом фильме Бельмондо сыграл с великим Жаном Габеном. Габен — отставной офицер, который 15 лет назад поклялся своей жене, что никогда не будет пить, если они выживут. Он держит слово, но однажды в его отеле появляется молодой постоялец Габриэль, который своим пристрастием к алкоголю напоминает хозяину его молодые годы. Алкоголь здесь ставится символом свободы и юности, символом путешествий, возможностью вырваться из рутины обыденности, а юный гость — словно душа старого офицера, которая зовет его в далекие дали, подальше от этой скучной жизни.
«Безумный Пьеро» (1965)
И снова Жан-Люк Годар, и снова Бельмондо играет преступника, точнее человека, который сбегает из своей старой жизни, прихватив няню детей и чужой автомобиль, набитый деньгами мафии. Бельмондо здесь не просто чарующе прекрасен, он еще и поет. А еще это самый дорогой и даже коммерчески успешный фильм Годара.
И это не тот Пьеро, о котором вы вдруг могли подумать. Название отсылает к знаменитому налетчику 1940-х годов — Пьеру Лутрелю, он же «Пьеро Чокнутый» (фр. Pierrot le Fou).
«Борсалино» (1970)
Вдохновленный успехом картины «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» Ален Делон решил снять французский фильм о двух гангстерах, ну и отдал себе главную роль. Вторую же предложил Бельмондо. Это был беспроигрышный вариант: два секс-символа французского кино на одном экране, даже если бы фильм оказался неудачным, зрители пошли бы на него только ради них. Но фильм получился отличным, а про тандем Делона и Бельмондо даже говорить ничего не надо, можно только восхищенно молчать.
У героев «Борсалино» были реальные прототипы — Поль Карбон и Франсуа Спирито, марсельские бандиты 1930-х годов.
«Великолепный» (1973)
Трагедия, знакомая многим писателям и журналистам — в мечтах ты восхитителен и похож на своего героя, в данном случае бесстрашного суперагента Боба Сен-Клера, а в реальной жизни — ты человек за печатной машинкой (или компьютером), который целыми днями стучит по клавишам. И сражаться приходится с редакторами, корректорами и издателем, которому обязательно надо угодить, ну а также с сантехниками и электриками, которые водят его за нос. Чтобы отомстить обидчикам, он вводит их в своим произведения и там жестоко с ними расправляется. Но вот он писатель влюбляется и чтобы завоевать сердце девушки ему надо вернуться к себе настоящему, пробудить своего внутреннего героя
«Чудовище» (1977)
Отличная комедия, которую в отличие от многих фильмов с Бельмондо, можно показать и детям. Здесь он играет сразу две роли - актера и каскадера, а трюки наш храбрый Жан-Поль всегда исполнял сам. Только представьте, чего это ему стоило! Он вывихнул лодыжку на ступенях Сакре-Кёр, получил травму, скатываясь с лестницы, и а тигр оставил ему на память пожеванное ухо. Авиатрюки же страховые компании вообще отказались страховать! Ну что же, их пришлось снимать в последнюю очередь и Бельмондо осуществил свою детскую мечту — постоять на крыле самолета (обошлось без последствий!)
«Профессионал» (1981)
Говорим «Профессионал», слышим музыку Эннио Морриконе! Одна из лучших и самых известных ролей Жан-Поля Бельмондо — секретный агент Жослен Бомон. Он получает задание — убить президента африканской республики, но внезапно подул другой ветер и переменчивые политики сдают своего же агента властям и его отправляют на каторгу. Сбежав оттуда, Жослен возвращается на родину, собираясь выполнить свое заданием. Героев Бельмондо в этой картине невозможно не восхищаться — умный, честный, отважный, который плюет на законы и систему, если в этой системе нет логики и правды.
«Отверженные» (1995)
Переосмысление романа одного великого француза другим великим французом — события, описанные Гюго, режиссер Клод Лелуш перенес в начало двадцатого века. У Гюго отверженные — это каторжники, у Лелуша — евреи. Две семьи, которым приходится бороться за жизнь. Клод Лелуш поясняет: «Я сохранил любовь Виктора Гюго к Его Величеству Случаю и случайному стечению обстоятельств, но я хотел передать не столько букву, сколько дух его произведения». Бельмондо же играет две роли — отца и сына, оба они — люди со стержнем, те, что не боятся противостоять системе, потому что понимают — если ты опустишь руки, она сожрет тебя целиком.
«Человек и его собака» (2008)
Бельмондо действительно отважный человек, и не только потому что мужественно выполнял сам все трюки в своих фильмах, но и потом что не побоялся сняться в этой драме. Он не появлялся в кино шесть лет, перенес инсульт, который повлиял на его мимику, ну и к тому же полюбился зрителям в ролях героев (пусть даже и героев-преступников). Здесь же он играет одинокого старика, самым близким существом для которого стала собака. Жан-Поль Бельмондо мечтал снять фильм в поддержку людей, перенесших инсульт, и наотрез отказался от услуг гримёров, потребовав, чтобы его снимали так, как он выглядит на самом деле. «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съемках я был счастлив как никогда», — сказал он в интервью журналу «Пари-Матч».