Почему фильм Тарковского «Андрей Рублев» запретили и что его итоге спасло

Один из самых ярких фильмов Тарковского ждала тяжелая судьба: советским цензора он категорически не нравился ни по форме, ни по содержанию.
Почему фильм Тарковского «Андрей Рублев» запретили и что его итоге спасло

Неудивительно, что один из самых значимых фильмов Андрея Тарковского ждал нелёгкий путь к зрителю. В первую очередь спорной для советской идеологии был сам выбор темы: притчевая восьмичастная история иконописца Андрея Рублёва выглядит для очищенного от традиционной религиозности советского кинематографа более чем чужеродно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показ картины в 1967 году кинематографическому начальству вызвал шквал негодования: фильм обвиняли в клевете на русский народ, пропаганде насилия, искажении исторической правды, а эпизод с язычниками, нагишом купающимися в ночь Иваны Купалы, был признан аморальным. Тем не менее режиссер отказался вносить правки, и фильм попал «на полку».

Важнейшую роль в его судьбе сыграло то, что в 1969 году «Андрей Рублёв» был показан на Каннском кинофестивале, где получил приз ФИПРЕССИ, после чего власть была вынуждена выпустить фильм в ограниченный прокат. В первоначальном виде, без цензурных сокращений, картина попала на экраны только в 1987 году, уже после смерти режиссёра.