От Гарри Поттера до пукающего трупа: как сложилась карьера Дэниэла Рэдклиффа

В честь двадцатилетия «Гарри Поттера» рассказываем о карьере Дэниэла Рэдклиффа. Стала ли для него эта роль подарком или, как часто бывает с детьми-актерами, проклятием?
От Гарри Поттера до пукающего трупа: как сложилась карьера Дэниэла Рэдклиффа
Getty Images



Карьера Дэниэла Рэдклиффа может и не настолько необычна, как у некоторых других его молодых коллег из поттерианы, но и назвать её скучной и предсказуемой язык не поворачивается. Пока Эмма Уотсон пытается стать медийной богиней, примеряя все современные образы идеальных протагонисток, а Руперт Гринт полностью переквалифицировался в сериального актёра второго плана, над Рэдклиффом словно висит проклятие «хорошего парня», от которого он настойчиво пытается избавиться. О нём уже давно не говорят как о Гарри Поттере, но всё же тень от главной роли в эпическом фэнтези-сериале, вырастившим не одно поколение фанатов, нет-нет да и проявится в некоторых его работах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Война с Гарри Поттером станет вечной? Что общего между этим образом и некоторыми другими, «взрослыми» ролями Рэдклиффа? В каких фильмах он чувствует себя органичнее всего? Сейчас всё расскажем.



Мальчик, который выжил

До фильмов о Поттере Дэниэл Рэдклифф сыграл молодого Дэвида в сериале «Дэвид Копперфилд» и эпизодическую роль в фильме «Портной из Панамы». Многим актёрам приходилось играть в детстве «просто» детей в фильмах, где нужен хоть какой-нибудь ребёнок на полторы реплики и на один невинный взгляд, но молодой Дэвид Копперфилд – это совсем другая история. Нельзя сказать, что это обычная детская роль и Дэниэл не привнес в нее ничего, кроме милой мордашки. Нет, он тут в последнюю очередь миловидный: это вам Фредди Хаймор и не Элайджа Вуд. Он играет очень сдержанного ребёнка, внутренняя жизнь которого намного интересней внешней. Этот Дэвид Копперфильд быстро учится и осознает окружающую его ужасную реальность. Как ни странно, но его немного сонный взгляд, сдержанный рисунок роли и практически лишённое ярких эмоциональных взрывов поведение станет в какой-то степени визитной карточкой Рэдклиффа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Возможно, кстати, что именно эта черта роли Дэниэла Рэдклиффа и привлекла как кастинг-директора, так и саму Джоан Роулинг. В кино Гарри Поттер — явный интроверт, особенно поначалу он скрывает свои переживания и рефлексию от других, немного напоминая Фродо Бэггинса из другой крупнейшей кинофраншизы нулевых – «Властелина колец». Только Элайджа Вуд трактует своего персонажа как интеллигентного невротика, остро переживающего все происходящие с ним критические ситуации, тогда как установка Дэниэла Рэдклиффа совсем иная: в самые лучшие моменты его роли он молчалив, сдержан и принимает решения спокойно, лишь на мгновение-два приоткрывая зрителю свой внутренний мир. К сожалению, далеко не всегда режиссёрские установки сочетались с внутренним темпом актёра, и в отдельных сценах Дэниэлу неоднократно приходилось разыгрывать чуждые ему буйные страсти. Хотя, несмотря на это, стоит отметить, что подросток-Поттер получился гораздо глубже Поттера-ребёнка: во многом потому, что с возрастом у Дэниэла Рэдклиффа развилось актёрское самосознание и он научился работать с выданным им материалом.

Но было кое-что, что повлияло на его карьеру намного сильнее отдельных неудачных сцен в разных фильмах серии. Это амплуа избранного. Конечно, Гарри Поттер должен быть решительным, и, конечно, в самих книгах ближе к концу саги герой всё чаще и чаще раскрывается как тот, без которого невозможна победа над Тёмным Лордом. И само по себе амплуа избранного вовсе не означает, что герой должен скакать по прериям с ружьем наперевес, он вполне может быть интровертом, как Люк Скайуокер, бёртоновская Алиса, Нео или тот же Фродо Бэггинс Питера Джексона. Но это амплуа оставляет мало пространства для внутреннего раскрытия героев, постоянно помещая их в критические ситуации, так что действие в итоге преобладает над всем остальным. Избранные чаще всего становятся символами, закрытыми для зрителей и в основном выполняющими чисто механическую сценарную функцию. Конечно, так происходит не всегда, но с Гарри Поттером случилось именно это.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Поскольку роль так или иначе стала культовой, то Дэниэла приглашали на роли со схожими характеристиками. Они не пересекались на уровне заявки (полицейский под прикрытием, помощник изобретателя, выживающий в Южной Америке случайный обыватель), но они ставят перед актером задачи, схожие с теми, что были на съёмках в «Гарри Поттере»: играть особенного человека, избранного для какой-либо важной миссии, которую он берётся выполнять против воли. Это классическое «путешествие героя» Джозефа Кэмпбелла: сторителлинговая структура, утверждающая, что в основе всех историй лежит мономиф. Есть много актёров, способных создавать в рамках этой концепции необычные образы, но она очевидно не подходит взрослому Дэниэлу Рэдклиффу: будучи завязанной на внешнее безостановочное действие, структура эта не предоставляет интересных вариаций в рамках классического трёхактного сценария, тогда как Рэдклифф более всего раскрывается в фильмах с нестандартной сюжетной структурой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит также вспомнить фильмы, в которых актёр снимался параллельно с работой в «Гарри Поттере». Большая загрузка не позволяла ему, конечно, часто участвовать в других проекта, но за два года – в 2007-м и 2008-м гг. – он сыграл в фильмах «Декабрьские мальчики» и «Мой мальчик Джек». Выбор семнадцатилетнего Рэдклиффа, выглядящего старше своих лет, на роль подростка-сироты в «Декабрьских мальчиках» кажется несколько странным, но фильм давал Рэдклиффу куда больше возможностей показать неловкость и тихое, но бурное взросление неловкого подростка, сталкивающегося с первыми жизненными проблемами, чем поттериана. В фильме есть яркая сцена истерики персонажа, но решена она иначе, чем схожие сцены в знаменитой саге: ярость мальчика Карты не спонтанная, это накопившиеся обиды и усталость человека, чьё постепенное закипание зрители видят в течение фильма. Возможно, сыграло роль то, что не он был главным героем истории и мог развивать своего персонажа без груза «того самого актёра, на которого обязательно пойдут в кино».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В «Моём мальчике Джеке» Рэдклифф также прекрасно обходится без печати Гарри Поттера. Джек в его исполнении сильно отличается от Гарри Поттера хотя бы потому, что является жертвой обстоятельств, практически не способной справиться с ними самостоятельно. И дело даже не только в том, что Джек не главный герой фильма, несмотря на то что это история его матери, он вполне мог бы быть активным персонажем. Но Дэниэл Рэдклифф выстраивает архитектонику образа так, что Джек, имея далеко не пассивный характер, оказывается взрослым ребёнком, разлучённым с матерью и оказавшемся в условиях военного положения. Эта работа очень часто, к сожалению, критикуется за бесхарактерность образа Джека, но в данном случае за бесхарактерность принимается растерянность персонажа в экстремальной ситуации, в которой по-хорошему не должен оказываться ни один человек. И вот это выживание тепличного ребенка Дэниэл и показывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После «Гарри Поттера»



Роли подобные Гарри Поттеру всегда берут актеров в заложники, и они много лет вынуждены бороться с ее тенью, с переменным успехом доказывая, что способны на большее. В этом нет ничего необычного и непредсказуемого, вполне логично, что эта изнурительная борьба привела в итоге Рэдклиффа к алкоголизму. Но ему повезло больше, чем многим другим (вспомним Маколея Калкина): за те десять лет, что прошли с момента выхода «Даров смерти» Рэдклифф сыграл несколько запоминающихся ролей, причем в основном в авторских проектах. Расчет понятен: чтобы избавиться от тени Гарри, надо было выбирать фильмы, которые могут раскрывать его актерский потенциал, показать всё, на что он способен. И чем необычнее и ярче роль, тем лучше!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После не очень удачной «Женщины в чёрном», притворяющейся викторианским нуаром, Дэниэл Рэдклифф сыграл в «Записках юного врача». Эта роль неожиданно показала актёра с новой стороны: оказалось, вдохновлённых энтузиастов он может играть не хуже интровертных молчунов. Более того, он оказался отличным комедийным актером, хотя сериал не слишком смешной, но Дэниэлу Рэдклиффу хватает самоиронии, чтобы заставить зрителя улыбнуться, наблюдая за столкновением наивного героя с чудовищной действительностью. От комедии он легко переходит к драме: на молодого доктора-морфиниста смотреть тяжело и неприятно. Рэдклифф не романтизирует наркоманию (этим немного занимается режиссёр через особый монтаж сцен с принятием морфия), его герой в ломке страшен и жалок. Знаменитый «пустой» взгляд Рэдклиффа приобретает в этих сценах особое значение: то, что могло поначалу казаться отсутствием актёрской индивидуальности, оказывается полной потерей личности персонажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы, эта роль должна была стать логичным переходом к роли Аллена Гинзберга в фильме «Убей своих любимых». Но, как ни странно, истоки этого образа лежат не в драматических образах Рэдклиффа... а в поттериане. Дело в том, что Гинзберг в этом фильме решён буквально как Гарри Поттер в поздних фильмах: он, с одной стороны, стеснительный подросток, с другой – наслаждается приключениями молодости и вместе со своими друзьями. Даже есть свой архивраг-немезис: правда, это не персонаж, а взросление, но оно наступает так же неумолимо и устрашающе, как и Тот-Кого-Нельзя-Называть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С 2013 по 2015 год Рэдклиффу не очень везло с ролями. Он продолжал работать, несмотря на борьбу с алкоголизмом. Дэниэл пробовал себя в разных жанрах: ромком («Дружба и никакого секса?»), фантастический триллер («Рога»), историческое фэнтези («Виктор Франкенштейн»), драма, основанная на реальных событиях («Абсолютная власть», но все эти картины прошли почти незаметно. Ни в одной из этих ролей актер не показывает высший класс. «Рога» подводят слабый сценарий, вялое развитие интересной завязки почти не оставляет актеру пространства для игры, в «Викторе Франкенштейне» актёрская манера Дэниэла Рэдклиффа вступила в конфликт с карикатурно-яркой раскованностью Джеймса Макэвоя. Немного лучше смотрится «Переломный момент», где Дэниэл играет человека, пытавшегося засудить серию игр GTA, но в итоге лишившийся адвокатской лицензии. И хотя «Переломный момент» наполнен голливудскими клише, именно в нём талант Дэниэла проявился ярче всего. Нечто подобное должно было произойти и с его персонажем в «Абсолютной власти» 2016 года, но тут ничего не вышло: у фильма слабый сценарий, к тому Рэдклифф должен был играть очередного тихого умного мальчика, выбранного для особенной миссии. «Гарри Поттер», только без фантастического элемента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однако в 2016 году происходит очень важное для карьеры Дэниэла Рэдклиффа событие. Звучит смешно, но он играет пукающий труп в комедии Дэниэла Шатнера и Дэниэла Квана «Человек – швейцарский нож». Роль пукающего трупа – это звучит абсурдно, и очевидно, что такие фильмы редко привлекают внимание массового зрителя. Но тем не менее случилось чудо. Простите за спойлер, но труп в исполнении Рэдклиффа не совсем труп; плюс это нетривиальная и интересная задача для актёра. Воспроизводить пластику окоченевшего тела сложно, это требует профессионализма. А самое главное, что Дэниэл Рэдклифф, именно он как актёр, а не как сценарная единица, невероятно смешон. Тело можно было сыграть и просто как тело, но странным образом актёр добавляет куску мертвечины характерности: этот труп с другим в кино не перепутаешь.
К тому же знаменитый взгляд Дэниэла Рэдклиффа немного немного напоминает лицо Мозжухина в «эффекте Кулешова», когда к нейтральному лицу монтировали разные кадры, и от этого казалось, будто у него меняется выражение. Взгляд Рэдклиффа может раздражать своей нейтральностью, но тут он оказался не просто уместным, а восхитительно смешным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После проходных ролей в «Абсолютной власти» и «Джунглях» Дэниэл играет самого себя в «Отвязных приключениях в Лондоне» (опять комедия!), пробует силы в мужественной героической роли в «Опасном задании» (смотрится скорее комично) и затем попадает в уморительные «Пушки Акимбо». Дэниэл Рэдклифф невероятно хорошо чувствует динамику абсурдных комедий: ему виртуозно удаётся передать испуг человека, оказавшегося не в том времени и месте. Как это было в «Моём мальчике Джеке», но с большей комедийностью – и, кажется, большей вовлечённостью Дэниэла Рэдклиффа в процесс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но самым большим откровением за последние несколько лет стала роль Рэдклиффа в сериале «Чудотворцы», представляющем работу Небесной канцелярии в ироничном ключе. Дэниэл играет помощника Бога – слабохарактерного и трусоватого ангела Крэйга. Рэдклифф уже показал себя как хороший комедийный актёр с развитым чувством самоиронии, но прежде ему не приходилось играть настолько карикатурного неудачника. Во многих сериалах подобный персонаж затем проявляет свою героическую сущность – в «Чудотворцах» же ничего подобного не происходит. Да, у персонажа Рэдклиффа есть своя динамика, но он не становится героем, а остается обычным служащим на довольно неприятной работе. И Дэниэл прекрасно ведёт Крэйга через все три сезона, раскрывая его характер, но оставаясь неизменно смешным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Что же будет дальше?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 2020 году Дэниэл Рэдклифф сыграл в рядовом боевике «Побег из Претории» заключённого, готовящего побег из тюрьмы. В отличие от других подобных фильмов с участием актера режиссёр Фрэнсис Аннан не стал подчёркивать маскулинность Рэдклиффа, ставя его в невыгодное положение, а, наоборот, сделал акцент на хрупкости и интеллигентности его персонажа. Тим Дженкин получился очаровательным парнем, готовым, несмотря на свою далеко не богатырскую конституцию, идти до конца, выполняя свой план. Это не «Побег из Шоушенка», но вполне «Приговорённый к смерти бежал», только с большим количеством неожиданных сюжетных поворотов.
Сейчас Дэниэл снимается в трёх параллельных проектах. Два из них – костюмно-исторические драмы, ещё про один нельзя сказать ничего определённого. Дэниэл давно перерос Гарри Поттера и показал себя как разноплановый актёр. Пожалуй, ему несколько не хватает концентрации, но, с другой стороны, это побочный эффект его невероятного трудолюбия: когда много снимаешься, логично, что у тебя будет широкий спектр ролей (если ты, конечно, не актёр одного амплуа). Какие-то роли получаются чуть лучше, какие-то чуть хуже, но во всех чувствуется личность исполнителя – одновременно тонкого, интеллигентного и сдержанного человека и человека с потрясающей самоиронией, доходящей порой до самоуничижения. Он хорошо себя зарекомендовал в драмах, комедиях, фантастике и чёрт ещё знает в чём, не говоря уж о том, что он потрясающий театральный актер (об этом стоит рассказать отдельно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он отчаянный. Он смешной. Он грустный. Он проникновенный. Он растерянный. Он решительный.
Он разный. Можно любить его хотя бы за это.


Автор: Марина Беляева
Фото: Legion media, Getty images