Прощай, Женя Лукашин! 9 лучших ролей Андрея Мягкова
Андрей Мягков родился в семье ученых и технарей, так что выбрать профессию ему не дали, отправили продолжать династию в Ленинградский химико-технологический институт. Институт он окончил, но во время учебы гораздо больше увлекался студенческим театром, чем наукой. На сцене этого театра его и заметил педагог Школы-студии МХАТ и предложил прийти к ним на прослушивание. Поступил он легко, а сразу после окончания Андрея пригласили в «Современник». Именно там молодого Мягкова заметил великий Элем Климов и дал ему роль в картине «Похождения зубного врача». Так началась кинокарьера незабываемого Жени Лукашина.
«Похождения зубного врача», Элен Климов
Первый фильм Андрея Мягкова, который вышел крошечным тиражом, а потом и вовсе отправился на полку — такую сатиру советская цензура пропустить не могла. А фильм-то очень хорош и с целой плеядой звезд: тут и Алиса Фрейндлих, и Ольга Гобзева, и Вера Васильева и Игорь Кваша. И как полноценный герой фильма – музыка Альфреда Шнитке. Не говоря уж о том, что сценарий написал сам Александр Володин, автор «Осеннего марафона», «Пяти вечеров» и «С любимыми не расставайтесь».
Мягков играет молодого зубного врача, приезжающего по распределению в провинциальный город. Совсем молодой и зеленый, он боится пациентов как огня, а пациенты боятся его – в советское время зубы часто лечили без анестезии. И вдруг оказывается, что у него особый талант — он делает всё абсолютно безболезненно. Удивленные пациенты покидают его кабинет счастливые, а слава о волшебном «докторе Неболите» быстро разносится по всему городу.
«Братья Карамазовы», Иван Пырьев
Любимой ролью самого Мягкова стал монастырский послушник Алеша Карамазов в экранизации романа Достоевского «Братья Карамазовы». При этом саму картину Ивана Пырьева он считал не лучшей экранизацией, но именно она принесла ему первый успех. Журнал «Советский экран» в 1970 году назвал «Карамазовых» фильмом года, лента даже была номинирована на «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке, правда не получила его, уступив «Дзете» с Жаном-Луи Трентиньяном.
«Ирония судьбы, или С легким паром!», Эльдар Рязанов
Но по-настоящему звездной ролью Мягкова, конечно же, стал Женя Лукашин. Картина Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» вышла на экраны в 1975 году и до сих пор, спустя столько лет, нам ежегодно показывают ее в новогодние праздники, да что там — она стала неизменным атрибутом Нового года, как елка и мандарины. Мягков, кстати, на популярность жаловался: «Я всю жизнь прожил как человек, который ходит по улице, не поднимая глаз. Мешала жить узнаваемость. Очень мешала. Когда с годами я перестал быть похож на Женю Лукашина, стало легче», — рассказал он в документальном фильме «Андрей Мягков. Тишину шагами меря...»
Всей этой славы в жизни Мягкова могло и не случиться, потому что роль Лукашина изначально писалась для Олега Даля. Но как ни странно, Даль пробы не прошел, не получился у него мягкотелый доктор. Не получился он и у Андрея Миронова, Петра Вельяминова и Станислава Любшина. Задача была не из легких: найти актера, который мог бы сыграть пьяного, но при этом милого персонажа. Андрея Мягкова Рязанов вообще не рассматривал, у его идеалистов — Алеши Карамазова, Герцена, Ленина, не было ничего общего с пьяным чудаком Лукашиным. Но пробы оказались такими убедительными, что выбора у режиссера не оставалось. А за Мягковым закрепился статус рязановского актера.
«Дни Турбиных», Владимир Басов
Мини-сериал по одноименной пьесе Михаила Булгакова (в свою очередь написанной на основе романа «Белая гвардия), действие которого происходит на Украине во время гражданской войны. Здесь еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы, но уже приближаются к украинской столице войска красных. Семья Турбиных и их гости здесь — как символ старой интеллигенции, русского дворянства, растерявшегося и запутавшегося.
Андрей Мягков играет Алексея Турбина, это драматическая роль, ничего общего не имеющая с Лукашиным и Новосельцевым, один из лучших мягковских идеалистов, который рассказывает нам из 1976-го года, что от ужаса внешнего мира можно укрыться только за "кремовыми шторами" и что интересы родины всегда будут на втором месте после интересов семьи и близких, а "Белая акация", может, и звучит тише "Интернационала", но уж точно имеет больше смысла. Совершенно крамольная для советского кино мысль!
«Служебный роман», Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов, открывший комедийный талант Мягкова, не собирался с ним расставаться. Так появился еще один любимый народом герой — Анатолий Ефремович Новосельцев из «Служебного романа». Лукашина он не побил по популярности, но занял почетное второе место в фильмографии актера.
Если в «Иронии судьбы» Мягкову приходилось выезжать исключительно на таланте, то над образом Новосельцева как следует потрудились художники — тут и накладные нелепые усишки, и очки для дальнозорких, и мешковатые костюмы. Мямля-статист, который хочет получить место завотделом, но никак не может решиться попросить. И тогда по совету приятель Самохвалова он решает приударить за начальницей – «сухарем» Людмилой Прокофьевной Калугиной.
Про съемки фильма есть байка: говорят, что Мягков раскритиковал стихи «английского поэта Уильяма Блейка», которые стали песней «У природы нет плохой погоды...». А стихи-то эти написал сам режиссер Рязанов, прикрывшись Блейком то ли для хохмы, то ли из-за стеснения. Рязанов своей тайны не раскрыл, но затаил на актера обиду и отомстил ему в следующем фильме, лишив героя голоса.
«Гараж», Эльдар Рязанов
Именно в «Гараже» Мягков сыграл Хвостова, который потерял голос, прыгнув в ледяной бассейн, чтобы дать лекарства больному тюленю Боре. Немому Хвостову придется сразиться за членство в гаражном кооперативе, и это, возможно, война посерьезнее, чем в «Днях Турбиных». Дело в том, что из-за строительства трассы, количество гаражей в кооперативе сокращено, и это значит, что четверо счастливчиков будут вычеркнуты из списка избранных. Хвостов — первый на выбывание.
Притворяющаяся комедией драма написана по мотивом вполне реальной истории. Эльдар Рязанов был так шокирован поведением коллег на собрании гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», что решил выплеснуть свое удивление в сценарий. Там всё было примерно так же: трасса, пайщики и непорядочность. Остается загадкой, был ли прототип у героини Ахеджаковой, например, или у того же Хвостова, который, конечно, не мог прокричать: «Мой ребенок, хочу кормлю, хочу нет!», но зато соорудил плакат с надписью «Я вам покажу!» и в самый ответственный момент лег на стол с бумагами в знак протеста.
«Послесловие», Марлен Хуциев
И вот в камерном «Послесловии» Марлена Хуциева равнодушный, обустроивший свой маленький мир профессор Швырков сталкивается с совершенно непохожим на него человеком — собственным тестем, 75-летним стариком, прошедшим войну полевым хирургом. Он приезжает навестить дочь, но дочь в командировке, так что ему приходится несколько дней провести в компании зятя.
И тут молодой человек, Швырков, кажется сухим и скучным стариком по сравнению с подвижным, радостным тестем, который не перестает восторгаться каким-то мелочами, и лишь по его редким ремаркам зритель понимает, сколько он пережил и что именно этот опыт стал основной его жизнерадостности и оптимизма. Несмотря на всю камерность (по сути это разговорная драма) и кажущееся отсутствие конфликта (все предельно вежливы), это напряженное противостояние двух миров, созданное двумя великими актерами, ну и не менее великим Марленом Хуциевым.
«Жестокий романс», Эльдар Рязанов
Нестандартное сочетание: Рязанов, Мягков и драма – пьеса Островского «Бесприданница». У бедной дворянки Хариты Игнатьевной Огудаловой непристроенной осталась одна дочь — красавица Лариса. За Ларисой ухаживают сразу несколько достойных господ, но ни один из них не спешит предложить брак. Так что приходится соглашаться на предложение Карандышева — злобного и тщеславного человека.
Герой Мягкова, конечно, хочет казаться благородным спасителем, но на самом деле он жалок. Он никак не может сойти за своего и добиться признания от более успешных и состоятельных героев, они неизменное смеются над ним и его слабостью. И вот он решает «показать им всем», сразиться за главный приз — прекрасную Ларису. Никакого благородства, только желание обладать и хвастаться женщиной как вещью, которую удалось выхватить на аукционе, перебив все ставки.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», Леонид Гайдай
В последней комедии (комедии ли?) классика Гайдая Мягков играет сразу несколько персонажей: главу русской мафии, карикатурного еврея дядю Мишу, эмигрировавшего из Союза в Штаты и заодно набор советских вождей — Ленина, Сталина и Брежнева. Абсурдизм в духе времени (на дворе начало девяностых, полный хаос) пришелся не по душе многим поклонникам Гайдая, которым не хватило привычной легкости, с которой режиссер описывал реальность в 60-х и 70-х, но тем не менее картина стала знаковой для эпохи, автора и для артиста Мягкова.
В современном российском кино Мягкову места практически не нашлось, он так и остался для всех Лукашиным и Новосельцевым (может быть, немного Турбиным) и более или менее заметным стало лишь его появление в новой «Иронии судьбы», где он как бы оправдывает издевательство над советской классикой, залитой рекламой майонеза.
Фото: Legion-Media, Kinopoisk