Неудачники-2023: каким фильмам не дали «Оскара» и почему их все равно надо смотреть
В этом году оправившийся после пандемии и прочих передряг «Оскар» отдал почти все самые важные призы сюрреалистичному «Все, везде и сразу», немного помахал рукой феминисткам на «Говорят женщины», погладил по голове восставшего из пепла Брендана Фрайзера, ну и совершенно проигнорировал самые интересные фильмы года. Не то, чтобы такое происходило в первый раз, но все равно немного обидно, особенно когда «счастье было так возможно», то есть вроде как номинировали, но совсем ничего не дали.
Рассказываем, за кого нам особенно обидно!
«Банши Инишерина», Мартин Макдона
Номинаций: 9
Новая картина Мартина Макдоны была представлена в его любимой Венеции (у каждого режиссера есть свой фестиваль, куда он регулярно ездит, и с которым у них обычно серьезные отношения), где получила призы за сценарий и за лучшую мужскую роль, разжилась несколькими «Золотыми глобусами», девятью номинациями на «Оскар» и...осталась не у дел. Не досталось статуэток ни отличным актерам, ни самому Макдоне, даже утешительного сценарного приза не получили «Банши Инишерина» . А тем временем это прекрасная черная комедия (от режиссера мы другого и не ожидали) о конфликте фермера и скрипача. Скрипач Колм однажды решает перестать дружить с фермером Подриком, просто потому что не хочет больше тратить время на досужую бессмысленную болтовню и выбирает искусство. Нелепо, но очень жизненно, как обычно у Макдоны. «Ему что, 12?» — спрашивает один из героев, и ему отвечает идущая где-то фоном гражданская война. При желании все конфликты можно разрешить, миру нужен мир, но только вот люди часто действуют так, как будто застряли в двенадцатилетнем возрасте.
«Фабельманы» , Стивен Спилберг
Номинаций: 7
Детские воспоминания Стивена Спилберга превратились в трогательную ленту с прекрасным образом творческой мамы, созданным Мишель Уильямс. Критики писали, что ее надо было номинировать на «второстепенную роль» и там бы она действительно получила Оскар (в основной актерской категории было не протиснуться между глыбами Кейт Бланшет, и Мишель Йео), но роль никак нельзя назвать второстепенной, она там главная! Даже не мальчик (как бы маленький Стивен), который «заболел» кино так, что не мыслил жизни без него, а именно мама. Потому что «Фабельманы»- это драма женщины, у которой было множество планов и желаний, и которая посвятила себя себя семье. Прекрасной семье, безо всяких возражений, но все же посвятила, а могла бы стать, например, всемирно известной пианисткой. Спилберг явно проработал этой картиной все свои детские травмы, ну а там этот затяжной сеанс подарил один из лучших его фильмов.
«Тар», Тодд Филд
Номинаций: 6
Фильм, за которой Кейт Бланшет должна была получить «Оскара», но не сложилось, точнее сложилось, но у Мишель Йео. То ли «Тар» оказалась слишком сложным, то ли академики решили, что у Кейт уже две статуэтки, нечего собирать коллекцию, история умалчивает. Ну а нам осталась история Лидии Тар, которая становится первой в истории женщиной-дирижёром Берлинского филармонического оркестра. Она умна, талантлива, прекрасна, успешна — ученица Бернстайна, лауреатка премий, у нее берет интервью знаменитый автор знаменитого «Нью-Йоркера». Но при этом не очень приятный человек, и после смерти одной из ее протеже, репутация Лидии оказывается под угрозой. Мы уже видели много всего и об институте репутации, и о злоупотреблении властью, и о культуре отмены, но при этом все эти истории авторы почему-то жирно приправляют моралью, пишут неоновыми буквами слово «правда» и не оставляют места для рефлексий. А Тодд Филд как раз оставляет и ему за это отдельное спасибо.
«Треугольник печали», Рубен Эстлунд
Номинаций: 3
Любимец Канн, шведский режиссер Рубен Эстлунд, которого вы можете помнить по «Квадрату», вернулся с очередной порцией критики капитализма, но какой-то совершенно неубедительной, так что мы включили его в список, но больше для галочки, тот же «Белый лотос» в двух сезонах критикует капитализм и тоньше, и веселее, и зубастее. Однако Эстлунд забрал главный Каннский приз и мог рассчитывать хоть на что-то на «Оскаре», но нет.
- В целом тенденция критики капитализма выглядит немного комично, превращаясь практически в «пчелы против меда», потому что критикой это занимаются сплошь белые, привилегированные, богатые мужчины. Наверное, наиболее убедительным вариантом тут было бы создание карикатуры на самих себя, но нет: у Эстлунда главные герои парочка моделей, которые едут в круиз. Лайнер их, конечно же, терпит крушение, а необитаемый остров, где оказываются выжившие, меняет иерархию маленького общества. Ну что же, это в целом занимательно.
«Солнце мое», Шарлотта Уэлс
Номинаций: 1
А вот тут правда обидно, действительно хороший фильм, весьма благодушно принятый и фестивалями, и кинокритиками, но совершенно не «оскаровский». Ну да, что тут обсуждать, нет никакой драмы и подоплеки, просто девочка проводит каникулы с отцом в Турции. Родители разведены, отец живет отдельно и довольно далеко, так что видятся они редко, и этот отпуск — вроде бы некое воссоединение, а вроде бы и просто набор кадров из жизни, без какого-то особого смысла. Ведь разве это не то, что переживают все девочки-подростки? Разве используя прием рассказа в рассказе, точнее старых видеозаписей, не поведали нам самую что ни на есть типичную историю взросления и роль отца в ней — немного отстраненного, не всегда понимающего, что делать, но безусловно любящего?
«Миссис Харрис едет в Париж», Энтони Фабиан
Номинаций: 1
Ремейк телефильма 1992 года с Анжелой Лэнсбери, которую вы все знаете по сериалу «Она написала убийство», скромно претендовал на «Оскар» за прекрасные костюмы, да и его не получил. Но это просто идеальное кино под запрос «что бы такого доброго и легкого посмотреть». Овдовевшая уборщица, которой вдруг внезапно привалило деньжат, решает поехать в Париж за платьем Dior. Ну вот так, захотелось ей платье. Действие происходит в после Второй Мировой и получить заветное платье от кутюр оказывается совсем непросто. Но мисс Харрис не остановить! Она очаровывает чуть ли не весь дом Диор, а заодно какого-то французского аристократа, правда потом оказывается, что у аристократа свои интересы. В общем, платье превращается в драму дома Dior, но он выстоит. И миссис Харрис тоже.