Надежда Кошеверова: главная сказочница советского кино, подарившая нам «Золушку»
Разброс тем и стилей в творчестве Надежды Николаевны поразителен: от добрых и наивных мелодрам она с лёгкостью переходила к острым сатирам, а от них – к романтическим и философским притчам. Даже в рамках сказочного жанра она снимала удивительно разные картины.
Все зрители знают ее «Золушку» и «Старую, старую сказку», но Надежда рассказала множество других волшебных историй.
«Черевички», 1944
«Черевички» — первая киносказка в фильмографии Надежды Кошеверовой и первый её опыт совместной работы с замечательным режиссёром Михаилом Шапиро. Уже в этом фильме можно заметить приемы, которые потом станут ее фирменными: погружение во внутренний мир сказочных героев, углубление их личностей и отношений, работа преимущественно с театральными актёрами, мягкая лиричность в образах центральных персонажей, сочетание медленных вдумчивых сцен раскрытия героев и быстрых и динамичных комедийных эпизодов, выбор сценариев, основанных на литературных произведениях, острая сатира на монархический двор. «Черевички» уникальны ещё и тем, что это оперная постановка – но не просто экранизация спектакля, а произведение исключительно кинематографическое: со сложным монтажом в отдельных сценах, с поразительными (для 44-го года) трюками и спецэффектами, с особенной режиссурой отдельных сцен, невозможной для театра. А как эффектно тут выглядят полёты на метле!
Увы, «Вечера на хутора близ Диканьки» 1961 года полностью затмит собою все прочие постановки по этому произведению. Однако «Черевички» — не только яркий дебют Надежды Кошеверовой в жанре киносказки, но и достойный фильм сам по себе: красивый, праздничный и поэтичный.
«Каин XVIII», 1963
Как и великая «Золушка», «Каин XVIII» поставлен по пьесе Евгения Шварца, которую закончил и превратил в сценарий другой великий драматург – Николай Эрдман. Пьеса получилась обличительно, хотя и в ней и проступает лёгкая сказочность и драматические интонации Шварца. Это история про злого короля, который хочет жениться на молоденькой принцессе против её воли, а ещё – атаковать соседские страны взрывающимися комарами, чудом, созданным добрым учёным-профессором.
В фильме Надежда Кошеверова немного расширяет роль принцессы Милады и даёт романтической линии примерно столько же места, сколько и сатире. Хотя сатира получилась замечательная: знаменитые шварцевские меткие диалоги моментально запоминаются, а великолепная игра Эраста Гарина, Юрия Любимова и Михаила Жарова не только веселит, но даже немного пугает своей убедительной реалистичностью. Действие происходит в нарочито театральных декорациях, и это немного снижает антимонархический пафос, делая историю более условной – и волшебной.
Как и «Золушка», этот фильм был поставлен Надеждой Николаевной совместно с Михаилом Шапиро. К сожалению, это будет последнее их соавторство: после «Каина» Михаил Григорьевич поставит только «Катерину Измайлову», а потом, в 1971 году, уйдёт из жизни.
«Царевич Проша», 1974
Это был первый опыт работы Надежды Кошеверовой – уже утвердившейся советской сказочницы - со сценаристом Михаилом Вольпиным. Сотрудничество стало настолько продуктивным, что Михаил Давыдович написал сценарии ко всем последующим фильмам Надежды Николаевны.
«Царевич Проша» – нежная романтико-приключенческая сказка про двух друзей: царевича Прошу, у которого злой герцог Дердидас украл любимую, и про вора Лутоню, который помогает Проше с поисками злодея (добрый плут станет одним из постоянных образов в творчестве Вольперина и Кошеверовой). Вора Лутоню играет один из любимых актеров Кошеверовой Валерий Золотухин, а роль царевича Проши исполнил Сергей Мартынов – один из самых красивых актеров советского кино. Немного жаль, что его партнерше Татьяне Шестаковой в роли принцессы достается куда меньше экранного времени – из-за этого романтическая линия отходит на второй план.
С другой стороны, в фильме полно приключений и интересных сюжетных поворотов, а герцог Дердидас в исполнении Евгения Тиличеева станет кладезем остроумных цитат. Фильм ко всему прочему музыкальный, и песни, написанные Моисеем Вайнбергом, отлично дополняют образы персонажей.
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – один из самых философских фильмов Надежды Кошеверовой. Ближе к восьмидесятым она стала тяготеть к сюжетам, максимально очищенным от приключенческого действа. Это будет особенно заметно в «И вот пришел Бумбо», где внешние остросюжетные повороты ничего не значат на фоне внутренней истории о спасении страдающей девочки. В «Иванушке» все еще много событийности – будь то ограбление купца Марко Богатого, отравление Иванушки, потеря чувств у его невесты Настеньки, путешествие в далекую страну в поисках волшебника, столкновение с конокрадами. Но все эти сцены работают не как занимательный аттракцион, а как дополнение к важным для картины рассуждениям о поиске человечности и о том, как эту человечность можно сохранить.
Как и во многих работах Кошеверовой, у «Иванушки-дурачка» замечательный звездный состав. Главного героя на играет Олег Даль; может быть, это не самая яркая роль прекрасного артиста, но среди всех персонажей фильмов Кошеверовой его Иванушка-дурачок занимает особенное место. Его кристально чистый взгляд легко и естественно меняет выражение от глубокой наивности до хитрости, а бескорыстная искренность не кажется абсурдной или надуманной.
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» — редкий сказочный фильм Кошеверовой, снятый не в павильонах. Постоянный оператор Надежды Кошеверовой Эдуард Розовский тонко передал красоту и таинственную сказочность российской природы – второго после Иванушки главного действующего лица картины.
«Сказка про влюбленного маляра», 1987
«Сказка про влюбленного маляра», к сожалению, стала последним фильмом Надежды Кошеверовой. Он вышел уже в период перестройки, но по нему не особенно заметны наступившие перемены. В какой-то мере Надежда Николаевна сделала смелый шаг, поставив фильм, продолжающий все ее прежние традиции. В особенности он похож на «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»: это тоже история про нищего парня, влюбленного в королеву (уже не дочку купца!) и отправившегося в путешествие.
Интересно, что это редкая картина в фильмографии Кошеверовой, в которой представители королевской крови не злы, а у героев есть что-то вроде социального лифта. Да, конечно, была «Золушка», в которой принц отличался редкостной добротой, а сама Золушка становилась частью королевской семьи, но обычно в сказках Кошеверовой монархия высмеивалась и выставлялась в неприглядном свете. Тут же маляр Макар встречает добрую слепую королеву, которой бескорыстно помогает, при этом любя другую женщину – тоже, как ему кажется, королеву. Впрочем, самой любви в фильме удивительно немного; зато есть приключения, столкновения с колоритными сказочными персонажами и хореография Святослава Кузнецова.
Конечно, мы упустили множество других, совершенно замечательных сказок Кошеверовой: «И вот пришел Бумбо», «Ослиная шкура» и «Тень», «Соловей». Но в следующей раз, когда тебе захочется чего-то сказочного, ты вспомнишь одну из историй великой Надежды Кошеверовой.
Автор: Марина Беляева