Не хуже классики: 5 отличных российских фильмов о войне
«Сестрёнка»
В последние годы в России часто появляются фильмы с ярким национальным колоритом – про жителей Якутии, Татарстана, Башкортостана и других регионов. «Сестрёнка» — первая картина на башкирском языке, которая вышла в широкий прокат.
В центре сюжета — обычная семья из башкирской деревни, в которой оказывается русская девочка, лишившаяся родителей и дома. Достоинства фильма не ограничиваются национальной инклюзивностью: «Сестрёнка», помимо всего прочего, трогательное детское кино с отличным кастом персонажей-детей (что, увы, как в российском, так и в мировом кинематографе случается довольно редко). Война играет важную роль в фильме, но в основном он посвящен тому, как нежная детская дружба и самоотверженность взрослых помогают ребенку справиться с посттравматическим стрессовым расстройством. О войне чаще всего говорят в контексте полевого героизма, и в этом нет ничего удивительного, но жаль, что историй, которые раскрывали бы доброту и поддержку в тылу, становится всё меньше и меньше. И «Сестренка» – достойный пример фильма о том, как национальные и социальные различия отступают перед большой бедой.
«Брестская крепость»
«Брестская крепость», печально провалившаяся в прокате, стала популярным фильмом уже после него. Эта картина регулярно попадает в списки лучших российских фильмов о войне за последние пятнадцать лет. Что вполне логично, ведь у создателей получилось масштабное полотно с полифоническим сюжетом, который с разных сторон рассказывает об одном из многочисленных страшных моментов первых дней войны – осаде Брестской крепости. Картину можно упрекнуть в том, что размах исторического события отодвигает на второй план судьбы героев, однако это не мешает переживать за них. В конечном счёте подробная историческая разработка сюжета – особенность эпического жанра, как тут без размаха.
Как и многие военные фильмы, «Брестская крепость» не просто рассказывает о каком-то событии, а опирается на жизни и судьбы реальных людей. Например, прототипом главного героя, влюбленного мальчика Саши Акимова, стал Пётр Клыпа – человек с запутанной биографией, который действительно принимал участие в описываемых событиях. Правда, мальчик в фильме стал несколько младше, но это нисколько не испортило картину, добавив лишь немного антивоенного пафоса.
«Битва за Севастополь»
«Битва за Севастополь» — байопик о Людмиле Павличенко, женщине-снайпере, Герое Советского Союза. В отличие от многих других военных байопиков повествование здесь не концентрируется на каком-то одном событии, а повествует обо всех подвигах героини. Несмотря на наличие женского персонажа на военной службе, «Битва за Севастополь» почти не касается гендерных вопросов, хотя в фильме Людмила и произносит знаменитую фразу о прячущихся за ее спиной джентльменах.
Режиссер Сергей Мокрицкий неоднократно говорил, что его волнует судьба женщины на войне, однако в его картине этот интерес не приобрел характер назидания – ни в сторону women power, ни в сторону мужского патриархального взгляда. «Битва за Севастополь» – один из прогрессивных фильмов на российском экране, и именно за счет пусть и романтизированного, но всё же уважительного отображения реальной биографии существовавшего человека.
«Белый тигр»
«Белый тигр» ближе всего к мистике, хотя прямо никаких фантастических событий в нем не происходит. Просто один танкист, чудом выживший после битвы с врагом и получивший сильный ожог, быстро восстанавливает силы, но взамен теряет память. А вместе с ним, как считает полевое руководство, и разум: он, этот танкист Иван Найдёнов (имя и фамилию дали на месте), верит в танкового бога, разговаривает с танками и предсказывает все действия вражеских танков. Его предсказания не внушают доверия, а повадки откровенно пугают. Однако его непосредственный командир, майор Федотов в исполнении Виталия Кищенко, почему-то верит этому странному малому и считает, что только этот человек может уничтожить вражеский танк, прозванный Белым тигром.
Тем не менее картина не позиционирует себя как фантастическая: скорее, это притча о вечную борьбе с врагом, который не побежден, – даже несмотря на поражение Германии и конец войны. Фашизм всегда где-то рядом, и нужно оставаться начеку.
«Дылда»
Другой фильм режиссера-мужчины про женскую судьбу на войне, но на этот раз история лишена патриотического пафоса. «Дылда» Кантемира Балагова основана на книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Не буквально, но передавая суть литературного первоисточника и ужас современного интеллигента перед той стороной войны, в которой эксплуатируется и обесценивается женский труд, женский подвиг и женское тело. «Дылда» рассказывает про двух фронтовичек со странными отношениями. Девушки пытаются адаптироваться к послевоенной жизни в пережившем блокаду Ленинграде. Одна из них и есть Дылда, великолепно сыгранная Викторией Мирошниченко, – странноватая, контуженная и несчастная; за другой, Машей, тянется неприятный след слухов и осуждения.
Фильмов о послевоенной разрухе достаточно много на российских экранах, но в «Дылде» она выглядит удивительно киногенично – ее не маскируют и не пытаются спрятать. Выразителен каждый уличный кадр, выразителен госпиталь, где работает Дылда, выразительна ее коммуналка и любой персонаж из общего каста – каждый по-своему, конечно. Разумеется, не стоит воспринимать «Дылду» как документальную драму, точно воссоздающую и фиксирующую жизнь ленинградцев 1945 года, но как умный и невероятно красивый художественный фильм – да.
Автор: Марина Беляева