Наше и классное! Лучшие российские фильмы 2021 года, которые ты могла пропустить

Ты наверняка многие из них пропустила, но долой предрассудки – наше кино бывает отличным. Пусть и иногда немного мрачноватым.
Наше и классное! Лучшие российские фильмы 2021 года, которые ты могла пропустить

«Дунай»

Нежнейшая драма Любовь Мульменко – сценаристки «Верности», «Комбината Надежды» и «Красных бралетов». В своем режиссерском дебюте она рассказала какую-то очень личную историю, как девушка Надя едет в Белград одна в отпуск, знакомится там с местным парнем Нешей, который зарабатывает на жизнь жонглированием на светофорах, и решает остаться навсегда в этом странном и привлекальном мире, где привычных московских проблем вроде как и нет совсем. Но свобода и любовь — такие красивые слова и такие зыбкие понятия, совершенно непонятно, в каких условиях они выживают, а в каких нет. Так что в теории всё красиво, а на практике... ну как всегда.

«Купе номер 6»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не чисто российский фильм, снял «Купе номер 6» финский режиссер Юхо Куосманен, но мы тоже приложили руку. Особенно приятно, что лента получила в этом году Гран-при Каннского кинофестиваля, вторую по значимости награду смотра. Начинается всё с вечеринки — обычной богемной вечеринки, где говорят о Пелевине и угадывают цитаты разных авторов. Финская студентка Лора искренне восхищается происходящим, но тем не менее чувствует себя чужой: то ли потому, что неправильно ставит ударение в фамилии Ахматовой, то ли потому, что всё здесь слишком эфемерно. Лора ставит себе цель – поехать в Мурманск посмотреть на петроглифы, древние наскальные рисунки, и по дороге знакомится с шахтером Лехой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Капитан Волконогов сбежал»

Капитан Федор Волконогов служит в правоохранительных органах. Он на хорошем счету у руководства, коллеги его уважают. Но однажды его жизнь резко меняется — его объявляют преступником. Капитану удается сбежать до того, как его арестуют. В одночасье он превращается в изгоя, которого по всему городу разыскивают бывшие коллеги. Ночью Волконогову является вестник с того света и предупреждает, что после смерти он попадет в ад на вечные муки. Но у него есть возможность изменить свою участь и попасть в рай, если он раскается и хотя бы один человек его простит. Капитан отправляется в путь, чтобы получить прощение. Но он даже представить себе не может, какие испытания ждут его на этом пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Разжимая кулаки»

Победитель «Особого взгляда» Каннского фестиваля рассказывает историю, произошедшую в североосетинском шахтерском городоке Мизур, зажатом между отвесными скалами. Сюда после трагических событий перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший сын Аким уже сбежал в ближайший крупный город — Ростов — на заработки. Младший, Дакко, еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а дочь Ада активно строит планы побега. Ада уже взрослая девушка, но отец по-прежнему видит ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную жизнь, оказывается сложнее, чем казалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Медея»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Спустя 10 лет режиссер Александр Зельдович возвращается в кино с вольной экранизацией древнегреческой трагедии. Не сказать, чтобы его приняли с распростертыми объятиями, критики разнесли картину, обвинив его в том, что он вроде как обещал историю про женщину, а показал фильм про мужчину и его кризис среднего возраста, в котором ему никто, никто не может помочь. Все бабы вокруг — содержанки и манипуляторши, ну а он, как водится, весь в белом.
Что ж, вполне занятная трактовка, но уж точно не единственная, потому что история скорее о том, как мы принимает за любовь созависимость и, да, используем людей, чтобы чувствовать себя лучше, хоть немножечко, хоть на миг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Герда»


Юная Лера, она же Герда, ежедневно сталкивается с тяжёлыми реалиями окружающего мира. Её родители переживают бурный развод, ей самой приходится танцевать в клубе, чтобы заработать, а днём собирать статистику по соцопросам – также безрадостную. Мир на самом деле прогнил, или ей только кажется?
Режиссёрка Наталья Кудряшова умеет показывать банальные истории с совершенно неожиданных сторон. Её фильм «Пионеры-герои» рассматривал пионеров не как социальную единицу, а как некую общность, дававшую надежду на будущее, которого современные дети совершенно лишены. «Герда» как раз должна рассматривать современную молодёжь, но не для того, чтобы понять этих странных людей с цветными чёлками и смартфонами, а чтобы показать их единую на всех боль. Любой фильм, уважающий своих героев, требует по меньшей мере ответного уважения, тем более когда его история настолько интересна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нууча»

Конец XIX века, Якутская область. Хабджий и его жена Керемес, похоронив второго ребёнка, продолжают выживать в условиях якутской тайги и готовиться к суровой голодной зиме. Однажды местный князь навязывает им на поселение русского каторжника Костю, который по закону должен жить с ними в одном доме. Найти общий язык не получается с самого начала, да и каторжник быстро решает стать новым хозяином дома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы хотели узнать, что же там за якутское кино, о котором в последнее время все говорят, то вполне можно начать с «Нуучи»!

«Уроки фарси»

Рассказ Вольфганга Колхааса, по мотивам которого снят фильм, это такая братская могила наоборот. Он создан на основе сотен реальных историй узников концлагерей, сумевших выжить благодаря невероятному стечению обстоятельств и собственной смекалке. Все они стоят за образом бельгийского еврея Жиля, притворяющегося персом, подталкивают его к воротам, к выходу, к свободе. Именно в нем все эти истории, и именно в его памяти — имена всех, прошедших через лагерь, он может назвать их без запинки, хотя все документы немцы уничтожили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на наличие морали, фильм «Уроки фарси» ни на чем не спекулирует и никому не грозит пальцем — мол, так нельзя. Он просто рассказывает историю одного выжившего в аду человека, который к тому же создал язык-мемориал, посвященный всем тем, кому не так повезло.

«Петровы в гриппе»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Они хорошие люди. Он автослесарь, она работает в библиотеке, у них есть сын – всё вроде бы как у всех. Пока они не заболевают гриппом.
«Петровы в гриппе» попали в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получили приз за операторскую работу. Кирилл Серебрянников прекрасно сочетает традиционный для нашего кино русреал про семью автослесаря и библиотекарши с невероятной фантазийной образностью. Это не совсем магический реализм, хотя картина подходит к нему довольно близко, а нечто, затягивающее в себя без остатка. «Петровых в гриппе» очень приятно смотреть, и фильм пользуется всеми возможностями кино как визуального медиума.