Наше и классное! Лучшие российские фильмы 2021 года, которые ты могла пропустить
«Дунай»
Нежнейшая драма Любовь Мульменко – сценаристки «Верности», «Комбината Надежды» и «Красных бралетов». В своем режиссерском дебюте она рассказала какую-то очень личную историю, как девушка Надя едет в Белград одна в отпуск, знакомится там с местным парнем Нешей, который зарабатывает на жизнь жонглированием на светофорах, и решает остаться навсегда в этом странном и привлекальном мире, где привычных московских проблем вроде как и нет совсем. Но свобода и любовь — такие красивые слова и такие зыбкие понятия, совершенно непонятно, в каких условиях они выживают, а в каких нет. Так что в теории всё красиво, а на практике... ну как всегда.
«Купе номер 6»
Это не чисто российский фильм, снял «Купе номер 6» финский режиссер Юхо Куосманен, но мы тоже приложили руку. Особенно приятно, что лента получила в этом году Гран-при Каннского кинофестиваля, вторую по значимости награду смотра. Начинается всё с вечеринки — обычной богемной вечеринки, где говорят о Пелевине и угадывают цитаты разных авторов. Финская студентка Лора искренне восхищается происходящим, но тем не менее чувствует себя чужой: то ли потому, что неправильно ставит ударение в фамилии Ахматовой, то ли потому, что всё здесь слишком эфемерно. Лора ставит себе цель – поехать в Мурманск посмотреть на петроглифы, древние наскальные рисунки, и по дороге знакомится с шахтером Лехой.
«Капитан Волконогов сбежал»
Капитан Федор Волконогов служит в правоохранительных органах. Он на хорошем счету у руководства, коллеги его уважают. Но однажды его жизнь резко меняется — его объявляют преступником. Капитану удается сбежать до того, как его арестуют. В одночасье он превращается в изгоя, которого по всему городу разыскивают бывшие коллеги. Ночью Волконогову является вестник с того света и предупреждает, что после смерти он попадет в ад на вечные муки. Но у него есть возможность изменить свою участь и попасть в рай, если он раскается и хотя бы один человек его простит. Капитан отправляется в путь, чтобы получить прощение. Но он даже представить себе не может, какие испытания ждут его на этом пути.
«Разжимая кулаки»
Победитель «Особого взгляда» Каннского фестиваля рассказывает историю, произошедшую в североосетинском шахтерском городоке Мизур, зажатом между отвесными скалами. Сюда после трагических событий перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший сын Аким уже сбежал в ближайший крупный город — Ростов — на заработки. Младший, Дакко, еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а дочь Ада активно строит планы побега. Ада уже взрослая девушка, но отец по-прежнему видит ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную жизнь, оказывается сложнее, чем казалось.
«Медея»
Спустя 10 лет режиссер Александр Зельдович возвращается в кино с вольной экранизацией древнегреческой трагедии. Не сказать, чтобы его приняли с распростертыми объятиями, критики разнесли картину, обвинив его в том, что он вроде как обещал историю про женщину, а показал фильм про мужчину и его кризис среднего возраста, в котором ему никто, никто не может помочь. Все бабы вокруг — содержанки и манипуляторши, ну а он, как водится, весь в белом.
Что ж, вполне занятная трактовка, но уж точно не единственная, потому что история скорее о том, как мы принимает за любовь созависимость и, да, используем людей, чтобы чувствовать себя лучше, хоть немножечко, хоть на миг.
«Герда»
Юная Лера, она же Герда, ежедневно сталкивается с тяжёлыми реалиями окружающего мира. Её родители переживают бурный развод, ей самой приходится танцевать в клубе, чтобы заработать, а днём собирать статистику по соцопросам – также безрадостную. Мир на самом деле прогнил, или ей только кажется?
Режиссёрка Наталья Кудряшова умеет показывать банальные истории с совершенно неожиданных сторон. Её фильм «Пионеры-герои» рассматривал пионеров не как социальную единицу, а как некую общность, дававшую надежду на будущее, которого современные дети совершенно лишены. «Герда» как раз должна рассматривать современную молодёжь, но не для того, чтобы понять этих странных людей с цветными чёлками и смартфонами, а чтобы показать их единую на всех боль. Любой фильм, уважающий своих героев, требует по меньшей мере ответного уважения, тем более когда его история настолько интересна.
«Нууча»
Конец XIX века, Якутская область. Хабджий и его жена Керемес, похоронив второго ребёнка, продолжают выживать в условиях якутской тайги и готовиться к суровой голодной зиме. Однажды местный князь навязывает им на поселение русского каторжника Костю, который по закону должен жить с ними в одном доме. Найти общий язык не получается с самого начала, да и каторжник быстро решает стать новым хозяином дома.
Если вы хотели узнать, что же там за якутское кино, о котором в последнее время все говорят, то вполне можно начать с «Нуучи»!
«Уроки фарси»
Рассказ Вольфганга Колхааса, по мотивам которого снят фильм, это такая братская могила наоборот. Он создан на основе сотен реальных историй узников концлагерей, сумевших выжить благодаря невероятному стечению обстоятельств и собственной смекалке. Все они стоят за образом бельгийского еврея Жиля, притворяющегося персом, подталкивают его к воротам, к выходу, к свободе. Именно в нем все эти истории, и именно в его памяти — имена всех, прошедших через лагерь, он может назвать их без запинки, хотя все документы немцы уничтожили.
Несмотря на наличие морали, фильм «Уроки фарси» ни на чем не спекулирует и никому не грозит пальцем — мол, так нельзя. Он просто рассказывает историю одного выжившего в аду человека, который к тому же создал язык-мемориал, посвященный всем тем, кому не так повезло.
«Петровы в гриппе»
Они хорошие люди. Он автослесарь, она работает в библиотеке, у них есть сын – всё вроде бы как у всех. Пока они не заболевают гриппом.
«Петровы в гриппе» попали в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получили приз за операторскую работу. Кирилл Серебрянников прекрасно сочетает традиционный для нашего кино русреал про семью автослесаря и библиотекарши с невероятной фантазийной образностью. Это не совсем магический реализм, хотя картина подходит к нему довольно близко, а нечто, затягивающее в себя без остатка. «Петровых в гриппе» очень приятно смотреть, и фильм пользуется всеми возможностями кино как визуального медиума.