Как наше кино встает с колен: лучшие российские фильмы этой осени

Хочется чего-то российского, своего родного, чтобы с березками? В нашей подборке больше двадцати новых фильмов, какой-то из них тебя точно заинтересует!
Как наше кино встает с колен: лучшие российские фильмы этой осени

Экранизации

«Петровы в гриппе»

Они хорошие люди. Он автослесарь, она работает в библиотеке, у них есть сын – всё вроде бы как у всех. Пока они не заболевают гриппом.

Это пока единственный в нашем списке фильм, который уже вышел на экраны. Но его всё ещё можно и нужно посмотреть: «Петровы в гриппе» попали в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получили приз за операторскую работу. Кирилл Серебрянников прекрасно сочетает традиционный для нашего кино русреал про семью автослесаря и библиотекарши с невероятной фантазийной образностью. Это не совсем магический реализм, хотя картина подходит к нему довольно близко, а нечто, затягивающее в себя без остатка. «Петровых в гриппе» очень приятно смотреть, и фильм пользуется всеми возможностями кино как визуального медиума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иван Денисович»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того как Иван Шухов вернулся из немецкого плена, его посадили — по законам военного времени. И теперь вместе с политзаключёнными и другими зеками он строит космический завод и старается сохранить в себе не испорченную даже пленом и отсидкой надежду на лучшее.

Рано или поздно Глеб Панфилов должен был прийти к Солженицыну – и наконец этот момент настал. Иван Денисович – идеальный герой для панфиловского фильма: несмотря на внешние обстоятельства, в нём остаётся человечность, которую он проносит через весь сюжет. Да, сама книга своим форматом диктует определённые настроения для картины, но в любом случае «Иван Денисович» – главный подарок всем поклонникам этого режиссёра от осени 2021 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ампир V»

Обычного москвича Рому кусают и обращают в вампира. Теперь у него новое имя – Рама, новая жизнь и новые представление о мире, который строится совсем не так, как видится обычному человеку. А вампиры, оказывается, паразитируют не только на крови людей.

Раз в десять лет режиссёр Виктор Гинзбург выпускает на экраны по одной экранизации романов Виктора Пелевина. И хотя «Generation П» даже не отбил бюджета, став при этом вехой в истории российского кинематографа, постановка «Ампира V» кажется закономерной. Если «Generation П» был о рекламном и теле-бизнесе, то «Ампир V» касается политики и властных структур, показывая высший социум через аналогию с вампирами. Этот роман менее визуален и подробно описывает устройство вампирского общества. Будет очень интересно посмотреть, как текст Пелевина оживет на экране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фантастика

«Молоко»

Зоя живёт в Кировске — городе с самыми красивыми северными сияниями. Зоя не очень счастлива: она не может иметь детей и не уверена, что в её жизни что-то изменится к лучшему. Однако же именно это и происходит: северное сияние дарит ей волшебную способность, благодаря которой она может помогать людям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Карена Оганесяна очень неровный послужной список: тут есть и «О чём молчат девушки», и «Пять невест», и «Герой». Почти полная полная коллекция жанров, среди которых не было только фантастики. До 2021 года. Поражает это ещё и потому, что «Молоко» не кажется низкокачественной поделкой с узнаваемыми лицами: у неё есть интересный концепт, красивый визуальный ряд и трейлер, который даже не отпугивает. Симпатичный сюжет Екатерины Мавроматис и прекрасная воздушная камера Евгении Абдель-Фаттах вместе создают интересное зрелище и обещают как минимум небанальный зрительский опыт. Даже несмотря на все опасения.

Драмы

«Дело»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В жизни Давида Гурамовича случилась большая беда: мэр, которого тот обвинил в хищении крупной суммы, в итоге обвиняет его в растрате и заключает под домашний арест. Случившееся зло вдохновляет Гурамовича на борьбу с такой очевидной несправедливостью, и он готов отстаивать свою правду, даже если все обстоятельства складываются против.

Всё чаще и чаще в инфополе попадают новости про несправедливые судебные тяжбы. Это хорошая основа для фильма, к которой в российском кино обращаются не то чтобы очень часто. Но если уж кому и стоит взяться за такие сюжеты, так это Алексею Герману — младшему с его критическим взглядом на общество и тонкой, осторожной (но не до трусости) режиссурой. Автор «Под электрическими облаками» и «Довлатова» прежде не брался за такие откровенно социальные проблемы, поэтому очень интересно, что из этого получится: метафорический рассказ о борьбе за справедливость вообще или вскрытие реально существующих в российском праве проблем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ничья»

У четырнадцатилетней Вики полно тайн. Она школьница, которой уже приходится работать, чтобы помогать семье, она ходит на танцы, крайне молчалива и сдержанна. Но самое главное – у неё есть ребёнок...

МШНК продолжает выпускать молодых и талантливых режиссёров, которые в основном работают с непредсказуемыми, но укладывающимися в рамках реалистичной драмы идеями. То, что на телевидении выступает в качестве шок-контента на постоянной основе, у Лены Ланских становится грустной историей выживания даже не одной молодой мамы, а всего населения маленького уральского городка. Зная фильмографию режиссёрки, можно ожидать фильма, балансирующего на грани невероятной душевной тяжести – и лёгкого, почти неземного её воплощения. Как это было в «Играх до 14+», «Салках» и «Косичке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Герда»

Юная Лера, она же Герда, ежедневно сталкивается с тяжёлыми реалиями окружающего мира. Её родители переживают бурный развод, ей самой приходится танцевать в клубе, чтобы заработать, а днём собирать статистику по соцопросам – также безрадостную. Мир на самом деле прогнил, или ей только кажется?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссёрка Наталья Кудряшова умеет показывать банальные истории с совершенно неожиданных сторон. Её фильм «Пионеры-герои» рассматривал пионеров не как социальную единицу, а как некую общность, дававшую надежду на будущее, которого современные дети совершенно лишены. «Герда» как раз должна рассматривать современную молодёжь, но не для того, чтобы понять этих странных людей с цветными чёлками и смартфонами, а чтобы показать их единую на всех боль. Любой фильм, уважающий своих героев, требует по меньшей мере ответного уважения, тем более когда его история настолько интересна.

«Молоко птицы»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подросток с не самым обыкновенным именем Андриан живёт где-то «посреди нигде». У него проблемы со сверстниками, проблемы с друзьями и проблемы в семье, от которых хочется куда-нибудь убежать и спрятаться. И почему бы это не сделать в Италии? Эта мечта заряжает мальчика энергией, но, чем сильнее он старается её исполнить, тем более призрачной она становится...

Довольно часто фильмы о подростках в России фактически не привлекают в кинозалы аудиторию, соотносящуюся по возрасту с главными героями. Это жаль, потому что в последние годы вышло довольно много интересных и небанальных картин, которые могли бы стать интересными именно подростку, и «Молоко птицы» — один из таких примеров. Режиссёр Евгений Марьян до этого фильма поставил безумно красивую и сильную короткометражку «Песнь для живых», которая, впрочем, не стала сильным программным заявлением его способностей и возможностей. У «Молока птицы» куда больше шансов стать ярким стартом для режиссёра, тем более что он представлен на «Кинотавре» – как раз вместе с «Гердой», «Ничьей» и другими фильмами о молодежи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На близком расстоянии»

Пандемия. Весь мир на карантине застыл в страхе перед смертью. И в это время актриса Инга впускает к себе в дом потерявшего сознание на пороге её дома мигранта из Средней Азии. Зачем? Скоро он тоже об этом узнает...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На близком расстоянии» отчасти повторяет тему недавно вышедших «Розовых облаков». Только если «Розовые облака» снимались в то время, когда мир и понятия не имел ни о какой пандемии, то «На близком расстоянии» тему понимает и чувствует очень хорошо. А так – да, двое по сути случайных людей, запертых друг с другом в то время, когда мир на время отказался жить. Всё камерно, крайне интимно – и никакой игривой сексуальности, которая только разрушила бы тихую атмосферу фильма. Недолгое время ковидного ужаса заново оживило жанр камерной драмы и позволило лучше всматриваться в людей. Как в родных и близких, так и в актёров – в этом фильме сдержанных, лаконичных, но очень интересных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комедии

«Семья года»

Семья Рахматуллиных состоит из людей, не очень хорошо друг к другу относящихся, имеющих разные убеждения, разные взгляды и порой даже разный этнос. Однако они уверены, что конкурс «Семья года» может поправить их несчастливое положение. Но до конкурса сначала нужно доехать... и не перессориться друг с другом ещё сильнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семейная тема продолжает кормить отечественную комедиографию перспективными сюжетами. И надо отдать Айнуру Аскарову должное: из того материала, за который он взялся, легко сделать как тяжёлый свинцовый русреал, так и поверхностную комедию о расплодившихся алкоголиках. Но сам фильм концентрируется вовсе не на тяжёлом социальном положении семьи Рахматуллиных, а на необходимости объединения, даже если вы друг друга совершенно не понимаете. Идея не новая, но порой очень нужная: особенно если её решат хорошо и дружелюбно по отношению ко всем персонажам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Семейный бюджет»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фроловы, обыкновенная краснодарская семья, ввязывается в историю с ипотекой и, как многие обыкновенные, но не только краснодарские семьи осознаёт, что денег на выплату нет. И теперь все – и папа, и мама, и дочь, и сын – находят нестандартные способы выйти из этого положения.

Можно за многое ругать Жору Крыжовникова, но одно его достижение отрицать не получится – именно благодаря ему в российском кино появились фильмы о реальных проблемах настоящих, живых людей, а не полнометражные абсурдистские скетчи со звёздами КВН и Comedy Club. «Семейный бюджет» поставил Евгений Абызов, ранее пытавшийся обосноваться на рынке отечественных комедий как раз с посредственным скетч-шоу «Лёгок на помине». «Семейный бюджет» выглядит принципиально иначе: более натурально, естественно, без утрированного лоска операторской работы... и местами очень смешно. Как и со многими комедиями крыжовнического типа, «Семейный бюджет» берёт депрессивную тему российских реалий и делает её основой для юморного приключения. И нельзя сказать, что это не работает. Как известно, бытовые несчастья бывают очень смешными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Портрет незнакомца»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1974 г. Живёт такой обыкновенный актёр Олег, играющий на радио в постановке про советского шпиона в Америке. Но однажды его пьесу закрывают, а жена выставляет горе-актёра из дома...

«Портрет незнакомца» – вещь, не похожая ни на один из вышедших за этот год фильмов. Он позиционируется как мелодрама, однако его лёгкость, его искрящаяся комичность, его тяготение к абсурдистскому юмору и нетривиальным ситуация в духе немых комедий про кистоуновских копов делает его более смешным, чем некоторые коммерчески ориентированные комедии, не попавшие в итоге в наш список. Более того, это непохоже на другие работы Сергея Осипьяна – уж больно его ритм динамичный, почти что танцующий. Но при этом знающий паузы и умеющий выдержать эмоционально насыщенный и драматичный момент. Это такая авторская вариация на тему эпохи застоя – более энергичная и жизнерадостная, чем обычно принято об этом времени вспоминать в кино. Но всё ещё достаточно драматичная и даже немного грустная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодёжные фильмы

«Вне зоны доступа»

Ваня приезжает в деревню, где встречается со своими старыми друзьями – Машей и Кириллом. Они решают отказаться на лето от интернета и провести его особенно хорошо, ведь не факт, что Ваня ещё когда-нибудь сюда приедет...

«Вне зоны доступа» – режиссерский дебют Анны Курбатовой: прежде она в основном выступала в качестве сценаристки и продюсерки. По трейлеру «Вне зоны доступа» не ощущается как работа начинающего режиссёра: наоборот, ему свойственны твёрдость и некоторая сработанность постановки. Они, однако, не душат лёгкую творческую атмосферу, передающую ощущения последнего лета – прекрасную тему, к которой, увы, обращаются реже, чем она того заслуживает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Документальные

«Бондарчук. Battle»

Масштабная работа от одного из крупнейших режиссёров документалистики 10-х Ильи Белова, который в основном снимал фильмы про писателей (хотя не только). Да и здесь без писателя не обойтись, ведь рассказ о Сергее Фёдоровиче пойдёт с точки зрения его как создателя «Войны и мира» и как одного из самых вдохновенных певцов кинематографической оттепели (периода советского кино примерно с 1957-го по 1965-й). Это необычно, это интересно – и это феноменально увлекательная тема для истории. Разве не этого ждали все люди, выросшие на его прекрасных картинах, в частности на «Войне и мире»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Обходные пути»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Московские окраины только кажутся скучными, мёртвыми и преимущественно спальными — на самом деле в них идет активная, просто не такая заметная жизнь. Закладчики блуждают по лесам и дворам, дети носятся примерно там же, захватывая гаражи и заброшки, складские собаки спят пузами кверху, а местные жители знают историю района лучше иных краеведов. В интернете уже давно облюбовали эстетику спальных районов, но в кино она имеет выражение в основном только в драмах. А «Обходные пути» становятся настоящей одой, поэмой и панегириком этим местам, позволяющим найти красоту даже там, где, казалось бы, ничего нет, кроме мусора и животных. И всё это прекрасно снято: это первый полнометражный проект оператора Алексея Курбатова, но с задачей передать красоту упадочных районов он справился на отлично.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Романтическая комедия

«Флэшмоб»

Дина – перспективна, умна и амбициозна. Она настолько уверенная в себе и пробивная девушка, что для ей несложно обманом влиться в тусовку мобберов, устраивающих флэшмобы в разных концах Москвы. Однако есть непредвиденная сложность: она влюбляется в одного из главных мобберов, и это грозит её работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осень не самое лучшее время для ромкомов в кино, но ведь душа всегда требует чего-то трогательного и романтичного? Ну насчёт трогательности «Флэшмоба» можно поспорить: он динамичный, активный и не манипулирующий тонким душевным настроем зрителя. Однако романтики ему действительно не занимать: впрочем, не самой обыденной романтики, которую зрители видели уже много раз. Нет, энергичность «Флэшмоба» позволяет находить новые подходы к старой истории любви охотника и жертвы. В качестве бонуса — набор небанальных шуток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исторические фильмы

«Учёности плоды»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1944 г. Село Михайловское оккупировано немцами, и в нём профессор литературы Мария Шиллер рассказывает и крестьянам, и солдатам Вермахта про великого поэта Пушкина. Однако конфликт между воюющими сторонами обостряется, когда из Берлина приходит приказ вывезти из села все исторические ценности...

Игорь Угольников довольно много работал с историческим материалом, в частности над фильмами о Второй мировой войне, но в основном как сценарист. Например, его перу принадлежат сценарии к фильму и сериалу «Батальонъ», а также «Подольские курсанты» 2020 года. «Учёности плоды» – его первая режиссёрская работа в историческом жанре, и безумно интересно, что же у него получится из такой нестандартной завязки. Рано или поздно кто-нибудь из режиссёров неизбежно попытался бы объединить Пушкина и Вторую мировую войну, и хорошо, что это происходит не в балагурном (и популярном ныне) попаданческом сюжете, а в контексте уважения к русской культуре. Пускай и через немецкую славистку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Лётчик»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1941 г. Николай Комлев выжил в воздушном бою, чудом приземлился посреди леса и теперь должен проделать невозможное: раненым прорваться сквозь лес, избегая спецотряда нацистов, и попасть наконец домой...

Фильмы про выживание отлично соседствуют с историческим жанром, а уж сколько таких было про героев Второй мировой – и не пересчитать. Тем не менее классический сюжет не значит вторичный, тем более что реальная биография Николая Комлева даёт множество поводов для остросюжетных поворотов. То, что фильм выпустили «Централ Партнёршип», немного напрягает, но, с другой стороны, ни одна из картин Рената Давлетьярова так и не попала на разделочный стол BadComedian-а, так что надежда есть. Тем более что запрос на рядовой героизм обыкновенных солдат сейчас всё ещё есть и вряд ли пройдёт в будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мультфильмы

«Кощей. Начало»

Вы, наверное, представляли Кощея древним усохшим дедом, сидящим на злате где-то в тёмном замке... Нет! Он яркий, молодой, водит байк, а ещё он совсем не злой. Ну если только совсем чуть-чуть. Ровно настолько, чтобы можно было остановить чудовище, готовое поглотить Дивноземское княжество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя осенью проходит несколько крупных российских анимационных фестивалей, для кинотеатрального проката это традиционно тяжёлое время. Обычно в этот период выпускают какие-нибудь приквелы, сиквелы и спин-оффы уже существующих франшиз. Но «Кощей. Начало» немного отличается от такого рода фильмов: формально будучи приквелом сериала «Сказочный патруль», он рассказывает самостоятельную историю, почти не связанную с каноном, которую можно смотреть, вообще не зная о существовании первоисточника. Он показывает сравнительно неплохие результаты для российского уровня 3D-анимации и точно не выглядит как расширенный телевизионный спешл – нет, он завлекающий, качественный и яркий. Сюжет рассчитан в первую очередь на детей, но не относится к своей аудитории снисходительно и пренебрежительно. Это большее, чем обычно приходится требовать от коммерческой российской анимации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильмы ужасов

«Ледяной демон»

Десять лет назад в семье Ксюши произошло несчастье: из дома пропал отец. Теперь его нашли – далеко в горах, замёрзшего и находящегося в коме, но живого. Его привозят домой, и дома начинают происходить нехорошие вещи, а мама Ксюши, успевшая за десять лет повторно выйти замуж, ведёт себя всё более и более странно...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Октябрь – традиционно хороший сезон для ужасов, в том числе и российских. Фильмы ужасов про опасности гор выходят стабильно каждый год, но «Ледяной демон» примечателен тем, что он не рассказывает про альпинистов или заблудившихся туристов. Мертвенное дыхание гор врывается в жизнь семьи, с горами не связанной и не планирующей связываться, и это хорошо рифмуется с темой возвращения прошлого – того самого, которое должно быть мертво и хорошо закопано. Как и многие другие фильмы списка, «Ледяной демон» – это режиссёрский дебют, но, судя по готовящимся премьерам, Иван Капитонов планирует оккупировать жанр ужасов прочно и надолго. Почему бы и нет?

«#хочувигру»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В маленьком провинциальном городе внезапный бум смертности среди подростков. И девушка-подросток Дана пытается разобраться в этой истории. Её расследование приводит к таинственной группе, в которой подростки должны выполнять задания, которые им дают кураторы, и если они их не выполнят, то могут потерять свою жизнь...

Довольно странно обращаться к теме «Синего кита» в 2021 году, но кинопроизводство – штука не быстрая, и не стоит удивляться тому, что фильм вышел тогда, когда скандал уже давно отшумел. Тем более «Синий кит» даёт много пространства для жанровых экспериментов: сатирической комедии, шпионского боевика... ну и, разумеется, фильма ужасов. Это первый заход режиссёрки Анны Зайцевой на территорию жанра, и будет интересно, как именно авторка, которая прежде занималась исследованием женской психологии и женской сексуальности, будет трактовать эту тему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Синдром»

В Санкт-Петербурге опять умирают, но на этот раз по городу прокатывается волна самоубийств. Правда, непростых: существует легенда, что перед смертью несчастные видели Человека в белом. Из-за него погибли родители Карины, а отец юного Егора просто бесследно исчез. И теперь молодые люди объединяются, чтобы найти ответы на беспокоящие их вопросы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Санкт-Петербург – прекрасный город, который уже которое десятилетие вдохновляет режиссёров на фильмы ужасов. Мистические и слэшеры, хорроры или арт-муви с пугающей атмосферой: Санкт-Петербург в фильмах ужасов – отдельная тема для статьи. Человек в белом не является каким-то местным фольклорным персонажем, но он архетипически прост и вполне может быть вдохновлён мрачными серыми дворами города. Тем более что Вячеславу Руденко не впервой снимать мрачные и пугающие картины с непрекращающимся тревожным ощущением неправильности происходящего. Такими были «Безликий» и «Громкий омут», таким, вероятно, получится и «Синдром».

Автор: Марина Беляева