Как наше кино встает с колен: лучшие российские фильмы этой осени
Экранизации
«Петровы в гриппе»
Они хорошие люди. Он автослесарь, она работает в библиотеке, у них есть сын – всё вроде бы как у всех. Пока они не заболевают гриппом.
Это пока единственный в нашем списке фильм, который уже вышел на экраны. Но его всё ещё можно и нужно посмотреть: «Петровы в гриппе» попали в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получили приз за операторскую работу. Кирилл Серебрянников прекрасно сочетает традиционный для нашего кино русреал про семью автослесаря и библиотекарши с невероятной фантазийной образностью. Это не совсем магический реализм, хотя картина подходит к нему довольно близко, а нечто, затягивающее в себя без остатка. «Петровых в гриппе» очень приятно смотреть, и фильм пользуется всеми возможностями кино как визуального медиума.
«Иван Денисович»
После того как Иван Шухов вернулся из немецкого плена, его посадили — по законам военного времени. И теперь вместе с политзаключёнными и другими зеками он строит космический завод и старается сохранить в себе не испорченную даже пленом и отсидкой надежду на лучшее.
Рано или поздно Глеб Панфилов должен был прийти к Солженицыну – и наконец этот момент настал. Иван Денисович – идеальный герой для панфиловского фильма: несмотря на внешние обстоятельства, в нём остаётся человечность, которую он проносит через весь сюжет. Да, сама книга своим форматом диктует определённые настроения для картины, но в любом случае «Иван Денисович» – главный подарок всем поклонникам этого режиссёра от осени 2021 года.
«Ампир V»
Обычного москвича Рому кусают и обращают в вампира. Теперь у него новое имя – Рама, новая жизнь и новые представление о мире, который строится совсем не так, как видится обычному человеку. А вампиры, оказывается, паразитируют не только на крови людей.
Раз в десять лет режиссёр Виктор Гинзбург выпускает на экраны по одной экранизации романов Виктора Пелевина. И хотя «Generation П» даже не отбил бюджета, став при этом вехой в истории российского кинематографа, постановка «Ампира V» кажется закономерной. Если «Generation П» был о рекламном и теле-бизнесе, то «Ампир V» касается политики и властных структур, показывая высший социум через аналогию с вампирами. Этот роман менее визуален и подробно описывает устройство вампирского общества. Будет очень интересно посмотреть, как текст Пелевина оживет на экране.
Фантастика
«Молоко»
Зоя живёт в Кировске — городе с самыми красивыми северными сияниями. Зоя не очень счастлива: она не может иметь детей и не уверена, что в её жизни что-то изменится к лучшему. Однако же именно это и происходит: северное сияние дарит ей волшебную способность, благодаря которой она может помогать людям.
У Карена Оганесяна очень неровный послужной список: тут есть и «О чём молчат девушки», и «Пять невест», и «Герой». Почти полная полная коллекция жанров, среди которых не было только фантастики. До 2021 года. Поражает это ещё и потому, что «Молоко» не кажется низкокачественной поделкой с узнаваемыми лицами: у неё есть интересный концепт, красивый визуальный ряд и трейлер, который даже не отпугивает. Симпатичный сюжет Екатерины Мавроматис и прекрасная воздушная камера Евгении Абдель-Фаттах вместе создают интересное зрелище и обещают как минимум небанальный зрительский опыт. Даже несмотря на все опасения.
Драмы
«Дело»
В жизни Давида Гурамовича случилась большая беда: мэр, которого тот обвинил в хищении крупной суммы, в итоге обвиняет его в растрате и заключает под домашний арест. Случившееся зло вдохновляет Гурамовича на борьбу с такой очевидной несправедливостью, и он готов отстаивать свою правду, даже если все обстоятельства складываются против.
Всё чаще и чаще в инфополе попадают новости про несправедливые судебные тяжбы. Это хорошая основа для фильма, к которой в российском кино обращаются не то чтобы очень часто. Но если уж кому и стоит взяться за такие сюжеты, так это Алексею Герману — младшему с его критическим взглядом на общество и тонкой, осторожной (но не до трусости) режиссурой. Автор «Под электрическими облаками» и «Довлатова» прежде не брался за такие откровенно социальные проблемы, поэтому очень интересно, что из этого получится: метафорический рассказ о борьбе за справедливость вообще или вскрытие реально существующих в российском праве проблем.
«Ничья»
У четырнадцатилетней Вики полно тайн. Она школьница, которой уже приходится работать, чтобы помогать семье, она ходит на танцы, крайне молчалива и сдержанна. Но самое главное – у неё есть ребёнок...
МШНК продолжает выпускать молодых и талантливых режиссёров, которые в основном работают с непредсказуемыми, но укладывающимися в рамках реалистичной драмы идеями. То, что на телевидении выступает в качестве шок-контента на постоянной основе, у Лены Ланских становится грустной историей выживания даже не одной молодой мамы, а всего населения маленького уральского городка. Зная фильмографию режиссёрки, можно ожидать фильма, балансирующего на грани невероятной душевной тяжести – и лёгкого, почти неземного её воплощения. Как это было в «Играх до 14+», «Салках» и «Косичке».
«Герда»
Юная Лера, она же Герда, ежедневно сталкивается с тяжёлыми реалиями окружающего мира. Её родители переживают бурный развод, ей самой приходится танцевать в клубе, чтобы заработать, а днём собирать статистику по соцопросам – также безрадостную. Мир на самом деле прогнил, или ей только кажется?
Режиссёрка Наталья Кудряшова умеет показывать банальные истории с совершенно неожиданных сторон. Её фильм «Пионеры-герои» рассматривал пионеров не как социальную единицу, а как некую общность, дававшую надежду на будущее, которого современные дети совершенно лишены. «Герда» как раз должна рассматривать современную молодёжь, но не для того, чтобы понять этих странных людей с цветными чёлками и смартфонами, а чтобы показать их единую на всех боль. Любой фильм, уважающий своих героев, требует по меньшей мере ответного уважения, тем более когда его история настолько интересна.
«Молоко птицы»
Подросток с не самым обыкновенным именем Андриан живёт где-то «посреди нигде». У него проблемы со сверстниками, проблемы с друзьями и проблемы в семье, от которых хочется куда-нибудь убежать и спрятаться. И почему бы это не сделать в Италии? Эта мечта заряжает мальчика энергией, но, чем сильнее он старается её исполнить, тем более призрачной она становится...
Довольно часто фильмы о подростках в России фактически не привлекают в кинозалы аудиторию, соотносящуюся по возрасту с главными героями. Это жаль, потому что в последние годы вышло довольно много интересных и небанальных картин, которые могли бы стать интересными именно подростку, и «Молоко птицы» — один из таких примеров. Режиссёр Евгений Марьян до этого фильма поставил безумно красивую и сильную короткометражку «Песнь для живых», которая, впрочем, не стала сильным программным заявлением его способностей и возможностей. У «Молока птицы» куда больше шансов стать ярким стартом для режиссёра, тем более что он представлен на «Кинотавре» – как раз вместе с «Гердой», «Ничьей» и другими фильмами о молодежи.
«На близком расстоянии»
Пандемия. Весь мир на карантине застыл в страхе перед смертью. И в это время актриса Инга впускает к себе в дом потерявшего сознание на пороге её дома мигранта из Средней Азии. Зачем? Скоро он тоже об этом узнает...
«На близком расстоянии» отчасти повторяет тему недавно вышедших «Розовых облаков». Только если «Розовые облака» снимались в то время, когда мир и понятия не имел ни о какой пандемии, то «На близком расстоянии» тему понимает и чувствует очень хорошо. А так – да, двое по сути случайных людей, запертых друг с другом в то время, когда мир на время отказался жить. Всё камерно, крайне интимно – и никакой игривой сексуальности, которая только разрушила бы тихую атмосферу фильма. Недолгое время ковидного ужаса заново оживило жанр камерной драмы и позволило лучше всматриваться в людей. Как в родных и близких, так и в актёров – в этом фильме сдержанных, лаконичных, но очень интересных.
Комедии
«Семья года»
Семья Рахматуллиных состоит из людей, не очень хорошо друг к другу относящихся, имеющих разные убеждения, разные взгляды и порой даже разный этнос. Однако они уверены, что конкурс «Семья года» может поправить их несчастливое положение. Но до конкурса сначала нужно доехать... и не перессориться друг с другом ещё сильнее.
Семейная тема продолжает кормить отечественную комедиографию перспективными сюжетами. И надо отдать Айнуру Аскарову должное: из того материала, за который он взялся, легко сделать как тяжёлый свинцовый русреал, так и поверхностную комедию о расплодившихся алкоголиках. Но сам фильм концентрируется вовсе не на тяжёлом социальном положении семьи Рахматуллиных, а на необходимости объединения, даже если вы друг друга совершенно не понимаете. Идея не новая, но порой очень нужная: особенно если её решат хорошо и дружелюбно по отношению ко всем персонажам.
«Семейный бюджет»
Фроловы, обыкновенная краснодарская семья, ввязывается в историю с ипотекой и, как многие обыкновенные, но не только краснодарские семьи осознаёт, что денег на выплату нет. И теперь все – и папа, и мама, и дочь, и сын – находят нестандартные способы выйти из этого положения.
Можно за многое ругать Жору Крыжовникова, но одно его достижение отрицать не получится – именно благодаря ему в российском кино появились фильмы о реальных проблемах настоящих, живых людей, а не полнометражные абсурдистские скетчи со звёздами КВН и Comedy Club. «Семейный бюджет» поставил Евгений Абызов, ранее пытавшийся обосноваться на рынке отечественных комедий как раз с посредственным скетч-шоу «Лёгок на помине». «Семейный бюджет» выглядит принципиально иначе: более натурально, естественно, без утрированного лоска операторской работы... и местами очень смешно. Как и со многими комедиями крыжовнического типа, «Семейный бюджет» берёт депрессивную тему российских реалий и делает её основой для юморного приключения. И нельзя сказать, что это не работает. Как известно, бытовые несчастья бывают очень смешными.
«Портрет незнакомца»
1974 г. Живёт такой обыкновенный актёр Олег, играющий на радио в постановке про советского шпиона в Америке. Но однажды его пьесу закрывают, а жена выставляет горе-актёра из дома...
«Портрет незнакомца» – вещь, не похожая ни на один из вышедших за этот год фильмов. Он позиционируется как мелодрама, однако его лёгкость, его искрящаяся комичность, его тяготение к абсурдистскому юмору и нетривиальным ситуация в духе немых комедий про кистоуновских копов делает его более смешным, чем некоторые коммерчески ориентированные комедии, не попавшие в итоге в наш список. Более того, это непохоже на другие работы Сергея Осипьяна – уж больно его ритм динамичный, почти что танцующий. Но при этом знающий паузы и умеющий выдержать эмоционально насыщенный и драматичный момент. Это такая авторская вариация на тему эпохи застоя – более энергичная и жизнерадостная, чем обычно принято об этом времени вспоминать в кино. Но всё ещё достаточно драматичная и даже немного грустная.
Молодёжные фильмы
«Вне зоны доступа»
Ваня приезжает в деревню, где встречается со своими старыми друзьями – Машей и Кириллом. Они решают отказаться на лето от интернета и провести его особенно хорошо, ведь не факт, что Ваня ещё когда-нибудь сюда приедет...
«Вне зоны доступа» – режиссерский дебют Анны Курбатовой: прежде она в основном выступала в качестве сценаристки и продюсерки. По трейлеру «Вне зоны доступа» не ощущается как работа начинающего режиссёра: наоборот, ему свойственны твёрдость и некоторая сработанность постановки. Они, однако, не душат лёгкую творческую атмосферу, передающую ощущения последнего лета – прекрасную тему, к которой, увы, обращаются реже, чем она того заслуживает.
Документальные
«Бондарчук. Battle»
Масштабная работа от одного из крупнейших режиссёров документалистики 10-х Ильи Белова, который в основном снимал фильмы про писателей (хотя не только). Да и здесь без писателя не обойтись, ведь рассказ о Сергее Фёдоровиче пойдёт с точки зрения его как создателя «Войны и мира» и как одного из самых вдохновенных певцов кинематографической оттепели (периода советского кино примерно с 1957-го по 1965-й). Это необычно, это интересно – и это феноменально увлекательная тема для истории. Разве не этого ждали все люди, выросшие на его прекрасных картинах, в частности на «Войне и мире»?
«Обходные пути»
Московские окраины только кажутся скучными, мёртвыми и преимущественно спальными — на самом деле в них идет активная, просто не такая заметная жизнь. Закладчики блуждают по лесам и дворам, дети носятся примерно там же, захватывая гаражи и заброшки, складские собаки спят пузами кверху, а местные жители знают историю района лучше иных краеведов. В интернете уже давно облюбовали эстетику спальных районов, но в кино она имеет выражение в основном только в драмах. А «Обходные пути» становятся настоящей одой, поэмой и панегириком этим местам, позволяющим найти красоту даже там, где, казалось бы, ничего нет, кроме мусора и животных. И всё это прекрасно снято: это первый полнометражный проект оператора Алексея Курбатова, но с задачей передать красоту упадочных районов он справился на отлично.
Романтическая комедия
«Флэшмоб»
Дина – перспективна, умна и амбициозна. Она настолько уверенная в себе и пробивная девушка, что для ей несложно обманом влиться в тусовку мобберов, устраивающих флэшмобы в разных концах Москвы. Однако есть непредвиденная сложность: она влюбляется в одного из главных мобберов, и это грозит её работе.
Осень не самое лучшее время для ромкомов в кино, но ведь душа всегда требует чего-то трогательного и романтичного? Ну насчёт трогательности «Флэшмоба» можно поспорить: он динамичный, активный и не манипулирующий тонким душевным настроем зрителя. Однако романтики ему действительно не занимать: впрочем, не самой обыденной романтики, которую зрители видели уже много раз. Нет, энергичность «Флэшмоба» позволяет находить новые подходы к старой истории любви охотника и жертвы. В качестве бонуса — набор небанальных шуток.
Исторические фильмы
«Учёности плоды»
1944 г. Село Михайловское оккупировано немцами, и в нём профессор литературы Мария Шиллер рассказывает и крестьянам, и солдатам Вермахта про великого поэта Пушкина. Однако конфликт между воюющими сторонами обостряется, когда из Берлина приходит приказ вывезти из села все исторические ценности...
Игорь Угольников довольно много работал с историческим материалом, в частности над фильмами о Второй мировой войне, но в основном как сценарист. Например, его перу принадлежат сценарии к фильму и сериалу «Батальонъ», а также «Подольские курсанты» 2020 года. «Учёности плоды» – его первая режиссёрская работа в историческом жанре, и безумно интересно, что же у него получится из такой нестандартной завязки. Рано или поздно кто-нибудь из режиссёров неизбежно попытался бы объединить Пушкина и Вторую мировую войну, и хорошо, что это происходит не в балагурном (и популярном ныне) попаданческом сюжете, а в контексте уважения к русской культуре. Пускай и через немецкую славистку.
«Лётчик»
1941 г. Николай Комлев выжил в воздушном бою, чудом приземлился посреди леса и теперь должен проделать невозможное: раненым прорваться сквозь лес, избегая спецотряда нацистов, и попасть наконец домой...
Фильмы про выживание отлично соседствуют с историческим жанром, а уж сколько таких было про героев Второй мировой – и не пересчитать. Тем не менее классический сюжет не значит вторичный, тем более что реальная биография Николая Комлева даёт множество поводов для остросюжетных поворотов. То, что фильм выпустили «Централ Партнёршип», немного напрягает, но, с другой стороны, ни одна из картин Рената Давлетьярова так и не попала на разделочный стол BadComedian-а, так что надежда есть. Тем более что запрос на рядовой героизм обыкновенных солдат сейчас всё ещё есть и вряд ли пройдёт в будущем.
Мультфильмы
«Кощей. Начало»
Вы, наверное, представляли Кощея древним усохшим дедом, сидящим на злате где-то в тёмном замке... Нет! Он яркий, молодой, водит байк, а ещё он совсем не злой. Ну если только совсем чуть-чуть. Ровно настолько, чтобы можно было остановить чудовище, готовое поглотить Дивноземское княжество.
Хотя осенью проходит несколько крупных российских анимационных фестивалей, для кинотеатрального проката это традиционно тяжёлое время. Обычно в этот период выпускают какие-нибудь приквелы, сиквелы и спин-оффы уже существующих франшиз. Но «Кощей. Начало» немного отличается от такого рода фильмов: формально будучи приквелом сериала «Сказочный патруль», он рассказывает самостоятельную историю, почти не связанную с каноном, которую можно смотреть, вообще не зная о существовании первоисточника. Он показывает сравнительно неплохие результаты для российского уровня 3D-анимации и точно не выглядит как расширенный телевизионный спешл – нет, он завлекающий, качественный и яркий. Сюжет рассчитан в первую очередь на детей, но не относится к своей аудитории снисходительно и пренебрежительно. Это большее, чем обычно приходится требовать от коммерческой российской анимации.
Фильмы ужасов
«Ледяной демон»
Десять лет назад в семье Ксюши произошло несчастье: из дома пропал отец. Теперь его нашли – далеко в горах, замёрзшего и находящегося в коме, но живого. Его привозят домой, и дома начинают происходить нехорошие вещи, а мама Ксюши, успевшая за десять лет повторно выйти замуж, ведёт себя всё более и более странно...
Октябрь – традиционно хороший сезон для ужасов, в том числе и российских. Фильмы ужасов про опасности гор выходят стабильно каждый год, но «Ледяной демон» примечателен тем, что он не рассказывает про альпинистов или заблудившихся туристов. Мертвенное дыхание гор врывается в жизнь семьи, с горами не связанной и не планирующей связываться, и это хорошо рифмуется с темой возвращения прошлого – того самого, которое должно быть мертво и хорошо закопано. Как и многие другие фильмы списка, «Ледяной демон» – это режиссёрский дебют, но, судя по готовящимся премьерам, Иван Капитонов планирует оккупировать жанр ужасов прочно и надолго. Почему бы и нет?
«#хочувигру»
В маленьком провинциальном городе внезапный бум смертности среди подростков. И девушка-подросток Дана пытается разобраться в этой истории. Её расследование приводит к таинственной группе, в которой подростки должны выполнять задания, которые им дают кураторы, и если они их не выполнят, то могут потерять свою жизнь...
Довольно странно обращаться к теме «Синего кита» в 2021 году, но кинопроизводство – штука не быстрая, и не стоит удивляться тому, что фильм вышел тогда, когда скандал уже давно отшумел. Тем более «Синий кит» даёт много пространства для жанровых экспериментов: сатирической комедии, шпионского боевика... ну и, разумеется, фильма ужасов. Это первый заход режиссёрки Анны Зайцевой на территорию жанра, и будет интересно, как именно авторка, которая прежде занималась исследованием женской психологии и женской сексуальности, будет трактовать эту тему.
«Синдром»
В Санкт-Петербурге опять умирают, но на этот раз по городу прокатывается волна самоубийств. Правда, непростых: существует легенда, что перед смертью несчастные видели Человека в белом. Из-за него погибли родители Карины, а отец юного Егора просто бесследно исчез. И теперь молодые люди объединяются, чтобы найти ответы на беспокоящие их вопросы.
Санкт-Петербург – прекрасный город, который уже которое десятилетие вдохновляет режиссёров на фильмы ужасов. Мистические и слэшеры, хорроры или арт-муви с пугающей атмосферой: Санкт-Петербург в фильмах ужасов – отдельная тема для статьи. Человек в белом не является каким-то местным фольклорным персонажем, но он архетипически прост и вполне может быть вдохновлён мрачными серыми дворами города. Тем более что Вячеславу Руденко не впервой снимать мрачные и пугающие картины с непрекращающимся тревожным ощущением неправильности происходящего. Такими были «Безликий» и «Громкий омут», таким, вероятно, получится и «Синдром».
Автор: Марина Беляева