Камбербэтч и котики: как великий кошачий художник закончил жизнь в психушке

Фильм выглядит совершенной сказкой и фантазией, но на самом деле это правда, ну или почти правда – история жизни одного из самых эксцентричных художников — амбассадора котиков в Великобритании, который окончил жизнь в психбольнице.
Камбербэтч и котики: как великий кошачий художник закончил жизнь в психушке


Даже если вам кажется, что вы не знаете ничего про Луиса Уэйна и его котов, поверьте — вам только кажется. Вы наверняка видели его антропоморфных котов, которые играют в карты или гольф, ходят в театр, ужинают вместе или даже собираются на войну. Его котов обожали (и обожают) во всем мире, но жизнь самого художника не была такой же легкой и веселой, как его картинки.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» не останавливается на каком-то одном моменте или периоде, а охватывает всю жизнь художника. «Мы решили не ограничиваться коротким отрезком его жизни, — говорит режиссёр фильма Уилл Шарп, — вместо этого мы поставили перед собой амбициозную задачу показать всю жизнь Луиса целиком, поскольку события его биографии имеют кумулятивный эффект. Чем больше я узнавал о нём, тем лучше понимал, какой жизнью он жил, тем больше я влюблялся в него и восхищался им».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Итак, Луис Уэйн родился в 1860 году, его отец умер, когда он был совсем юн, а мать была настоящей творческой личностью, не способной принять на себя заботы об огромном семействе (шестеро детей, шутка ли!). Домом и воспитанием детей занималась старшая из пяти сестер, а вот обеспечивать семью должен был Луис Уэйн. С этой задачей он справлялся отвратительно — его интересовало всё сразу и понемногу, он писал оперы и изобретал страннейшие вещи, в хаосе его мира деньги не были приоритетом и движущей силой. Этот момент очень четко проиллюстрирован в фильме: когда начальник предлагает художнику место штатного иллюстратора крупнейшей газеты Лондона, тот отказывается, ссылаясь на то, что у него сейчас другие приоритеты. Но вот в чем дело: дома мечтателя и ждут мать и сестры, которые полностью от него зависят, а младшим еще надо оплачивать гувернантку. И Уэйну приходится согласиться и принять предложение о работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кошачьи миры Луиса Уэйна


С гувернанткой же сложилась другая удивительная история — Уэйн не только начал платить ей жалованье, но и влюбился в нее. Это было первое его сильное чувство, он настолько привык жить в своем выдуманном мире безумных идей и изобретений, что совершенно не интересовался женщинами. Но тут особый случай: Эмили оказалась настолько удивительной, что он пригласил ее в театр и даже сбрил по такому случаю усы, которые прикрывали шрам от операции — художник родился с заячьей губой. Все его переживания о том, ответит ли она ему взаимностью, были напрасны — вскоре они поженились и стали жить вместе, к ужасу его семьи и всего общества. В их глазах она была совершенно неподходящей невестой: во-первых, гувернантка — представительница другого класса, во-вторых — намного старше его, Эмили было уже за тридцать, она считалась старой девой по всем возможным и невозможным меркам. Но эти детали мало волновали Уэйна, он наконец-то обрел покой и счастье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Счастье продлилось недолго, всего три года: Эмили поставили страшный диагноз — «рак груди». Пока она медленно умирала, компанию ей составлял кот Питер, которого супруги подобрали в саду. Луис обучил котенка разным трюкам, чтобы развлечь супругу и начал рисовать его. Изначально его картинки были вполне реалистичными (он же много лет работал иллюстратором в газете и нарисовал тысячи животных) и создавались только для Эмили, обожавшей их кота, но в итоге он получил заказ на «праздничных котиков», которым отдали две полосы и которые имели бешеный успех!

Кошачьи миры Луиса Уэйна
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Тут надо отметить, что в начале ХХ века держать кота у себя дома не было таким уж обычным делом. Собаку — да, она друг человека, а вот кот — он гуляет сам по себе и годен разве что для ловли мышей. Уэйн не просто рисовал котов, он стал их амбассадором, изменив отношение к ним в английском обществе. В 1927 году писатель Герберт Уэллс, выступая по радио, сказал: «Луис придумал кошачий стиль, кошачье сообщество, целый кошачий мир. Английским котам, непохожим на котов Луиса Уэйна, должно быть стыдно». Изображения антропоморфных животных, получивших название «Коты Уэйна», появлялись на страницах популярных журналов. В работах на удивление точно передавалась специфика социального строя его времени. Кошачьи истории не признавали границ и рамок, они были интуитивно понятны всем. Кроме того, Уэйн ухитрялся вставить в некоторые картины политический подтекст.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Смерть жены стала главной драмой его жизни, он продолжил рисовать, и его коты становились все более и более популярными, но это ни приносило ему ни счастья, ни больших денег. Уэйн оставался неприспособленным к жизни безумцем и художником, который не мог договориться о достойных гонорарах, да что там, даже о соблюдении авторских прав, поэтому его коты множились и множились, не принося создателю никакой прибыли. Он даже расплачивался с цирюльником и башмачником оригиналами своих рисунков, настолько печально было его финансовое положение. «Луис прославился своей непрактичностью, — утверждает Шарп. — Есть масса свидетельств того, как он забывал подписывать свои картины. Если ему не хватало денег, он иногда мог выменивать оригиналы картин на обувь или стрижку. Были случаи, когда его работы копировали, аферисты без труда выманивали у него крупные суммы. Словом, он был крайне беспомощен, когда дело касалось денег».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кошачьи миры Луиса Уэйна
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Историю Луиса Уэйна Шарпу предложили продюсеры компании Shoebox Films Эд Кларк и Гай Хили, которым передал свою работу «Девять жизней Луиса Уэйна» автор сценария Саймон Стефенсон. В 2014 году сценарий был включён в британский «Чёрный список» — перечень самых перспективных сценариев в киноиндустрии, по которым пока не сняты фильмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Кошачьи миры Луиса Уэйна

«Мне сразу понравились его картины, в которых трогательно и с юмором отражаются детали нашей повседневной жизни, — признаётся режиссер. — При этом иногда в них чувствуются беспокойство, тревога и даже грусть. Мне хотелось уловить дух этих картин, их дикую палитру и узоры, их забавные сюжеты и даже периодически встречающуюся психоделику, и показать всё это в нашем фильме. Чем больше я читал о жизни Уэйна, тем больше поражался тому мужеству и подлинному героизму, с которыми он противостоял испытаниям. Это было похоже на одиссею. Я понимал, что сюжет может получиться воодушевляющим, захватывающим и, надеюсь, понятным для большинства зрителей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кошачьи миры Луиса Уэйна
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кларк и Хили решили, что обладатель премии BAFTA и «Эмми» Бенедикт Камбербэтч —идеальный кандидат на роль Уэйна, поэтому представили проект Адаму Экланду и Камбербэтчу, которые руководят компанией SunnyMarch, объяснив, что это будет исторический фильм про котов. Идея «исторического фильма про котов» очень понравился Камбербэтчу, и он, не раздумывая согласился. «Мне было трудно себе представить, какое влияние оказали картины Луиса на нашу культуру, пока я не взялся за эту роль, — признаётся Камбербэтч. — Помню, что у моей сестры, которая на 18 лет старше меня, висела репродукция его картины на стене. Я вспомнил, что мы с ней говорили о творчестве Луиса Уэйна. Его антропоморфные картины, рисунки и иллюстрации котов были юмористичными и политизированными, необычными и глубокими, ничего удивительного в том, что они воодушевляли целое поколение. Все, от мала до велика, обожали его работы».
Бенедикт сам увлекается рисованием, отчасти поэтому так легко согласился на роль художника. А для того чтобы подготовиться к съемкам, актер занимался с репетитором, который не только научил его держать карандаш точь-в-точь так, как держал его Луис Уэйн, но и делать зарисовки обеими руками одновременно, ведь Уэйн был амбидекстером. «Мы пробовали самые различные техники, — вспоминает актёр, — в том числе рисование двумя руками одновременно, что очень-очень сложно». Бенедикту пришлось не только освоить технику рисования двумя руками, но и обратить внимание на то, как менялись рисунки со временем — каждому периоду соответствовала своя манера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кошачьи миры Луиса Уэйна


Но самым сложным было не это, а сама личность художника, который жил в своем мире, мире антропоморфных котов, безумных изображений и его большой жизненной драмы. Как бы он ни пытался противостоять трудностям или сбежать от них в США, они догнали его, догнала его и шизофрения, которая, видимо, была наследственным заболеванием. Закончив жизнь в сумасшедшем доме, Уэйн рисовал до самого последнего момента, отправляя в мир своих котов, которые в отличие от него почему-то прекрасно смогли приспособиться к реальности.