Интервью с Клэр Фой: от королевы Елизаветы до «Грязной герцогини»
В сериале от Sony Pictures Television «Очень британский скандал» звезда «Короны» Клэр Фой сыграла Маргарет Кэмпбелл, герцогиню Аргайл, ну а сама история крутится вокруг ее громкого развода. Маргарет была в центре внимания еще с юности: в 16 лет она вынуждена была сделать аборт, но это не охладило ее пыл и любовь к любовным приключениям, так что список ее любовников скорее похож на аллею славы. При этом она была представлена ко двору и получила негласное звание дебютантки года.
Она жила так, как хотела и спала с теми, с кем хотела. При этом умудрилась дважды сходить замуж и даже родить детей. Известная своей харизмой, красотой и стилем, Маргарет, герцогиня Аргайл, после второго развода захватила первые полосы всех газет 60-х с обвинениями в подделке документов, воровстве, насилии, употреблении наркотиков, слежке и взяточничестве. Сериал выворачивает этот скандал наизнанку, чтобы исследовать социальный и политический климат послевоенной Британии, взглянуть на отношение к женщинам и спросить, была ли справедливой реакция общественности или нападки на герцогиню были продиктованы стереотипами?
VOICE поговорил об этой удивительной истории с самой Клэр Фой, которую мы полюбили еще во времена «Крошки Доррит» и с тех не перестаем ей восхищаться.
Давайте начнем с первых впечатлений об истории и сценарии, что именно вам так понравилось в нем?
Я никогда не слышала об этой истории, совершенно ничего о ней не знала, так что читала сценарий как увлекательный роман. Он еще и очень хорошо написан, так что повествование захватило меня и я с нетерпением переворачивала страницы, чтобы узнать, что будет дальше. Это всегда хороший знак.
Конечно, я была в ужасе от того, как с Маргарет обошлись СМИ и английское общество в целом.
У вас много исторических проектов в фильмографии. Что это для вас, любовь к истории, способ путешествовать во времени? Почему вы выбираете эти проекты?
На самом деле сейчас множество исторических проектов и они нравятся людям прежде всего из-за того, что обеспечивают некую дистанцию. Вы удаляетесь от событий и можете посмотреть на них с расстояния, с высоты лет. Не то, чтобы я специально выбирала исторические проекты, я скорее выбираю персонажей, которых играю, ну и режиссеров, сценаристов и других актеров, с которыми мне предстоит работать.
Может в прошлом у нас было больше интересных героев?
Скорее я думаю, что сейчас довольно сложно рассказывать истории о женщинах. Нам проще говорить о женщинах из прошлого, чем из настоящего.
Как бы вы описали Маргарет? В этом сериале она точно не зло во плоти, каким ее когда-то представляла пресса.
Она очень сложная женщина. В ней есть черты, которыми я восхищаюсь, ну и те, которые у меня вызывают множество вопросов. Она была очень, очень популярна в Англии. Ее нельзя назвать королевой вечеринок в классическом понимании, хотя бы потому что до 30 лет она не пила и не курила, но при этом была известна тем, что любила веселиться и каждый вечер проводила где-то вне дома. Ее обожали везде, где бы она не появлялась! Но при этом она была очень инфантильной, довольно избалованной и эти черты ее характера заставляли ее принимать решения, которые вредили ей же самой, ну и близким людям.
Как в сериале отражена мизогиния общества 60-х и есть ли какие-то параллели с обществом после эпохи metoo?
Мы не говорим об этом в лоб, но рефлексируем о реальности того времени. Это реальная история, то как общество затравило Маргарет — тоже совершенно реально. И зрители могут провести параллели с настоящим временем и увидеть, как все изменилось, ну или наоборот, как что-то осталось неизменным. И это очень важно и полезно, потому что у людей не должно быть иллюзий по поводу такого, что женщины сейчас не подвергаются тем же унижениям, а то и более серьезным, и что этого не происходило с начала времен! Сериал не пытается прокомментировать повестку, но место для рефлексий предоставляет.
Думаете, что Маргарет была феминисткой или просто женщиной, которая любила жить по своим правилам?
Я считаю, что вы не можете назвать женщину феминисткой, если она сама так себя не определяет. Я не думаю, что она считала себя феминисткой. Она не любила других женин и точно не наслаждалась женской компанией. Так что я бы сказала нет. Но при этом, конечно, ее поведение — оно вполне себе феминистично, хотя бы в том смысле, что она сражалась с несправедливостью, с которой ей пришлось столкнуться. Не знаю, потому ли, что она была женщиной, а он мужчиной, не уверена, что она отдавала себе отчет, что сражается с патриархальными пережитками, и что она видел это так. Но называть ее феминисткой я бы не стала, это опасно.
Была бы ее история другой, если бы все это произошло сейчас, а не в 60-е?
Не думаю, что в современном обществе ее ждал бы такой унизительный судебный процесс. Но вот изоляция, в которой оказалась Маргарет, то, как пресса наслаждалась перемыванием ее костей и выставлением ее ужасной и аморальной персоной — вот это вполне могло случиться. Осуждение женщины и ее связей до сих пор используются как оружие в медиа, я бы даже сказала, что давление медиа на женщин и осуждение, стали еще сильнее, что сложно вообразить.
Несмотря на то, что Маргарет была очень сильной женщины, давайте честно, это не какой-то особо героический персонаж. Как вы находили эту грань — вызвать эмпатию, но при этом не пытать выбелить героя?
У меня были моменты, когда я хотела потрясти ее и накричать: «Что ты, черт побери, делаешь?» Но это не моя работа. Так что даже если я не согласна с ее решениями, ничего не поделаешь. Я просто должна понять, почему герой совершает тот или иной поступок, почему он воспринимает себя именно так, а вот так относится к остальным и почему делает такой странный для тебя выбор. И вот это моя работа, точнее лучшая ее часть!
Маргарет была отличным объектом для исследования, в том числе позволила мне понять больше про себя, про какие-то вещи, которые мне не нравятся в себе самой. Мне пришлось принять их, чтобы лучше понять свою героиню, кто она была и почему она вела себя так. Я знала, что не могу превратить ее в кого-то, кем она не была, я должна быть честной по поводу того, кто такая Маргарет. Что я должна сделать, так это заставить аудиторию ей сочувствовать. Но не делая ее милее и приятнее, нет.
Скандалы случаются в любой стране, но именно в Великобритании общество к ним относится с каким-то удивительным восторгом, как будто это не скандал, а выигрыш в лотерею. Что вы думаете об этом?
Ну нет, вряд ли мы воспринимает скандалы как победу, нет, любое общество стыдится скандалов. Нет, скорее это такая любовь к слухам, ощущение, что вы можете обсуждать и осуждать публичных людей, перемывать им косточки. Мы обожаем обсуждать — соседей или знаменитостей. И не сказать, что опыт прошлого, когда это осуждение не привело ни к чему хорошему, нас чему-то учат. Так что думаю, что нам нужно чаще оглядываться назад и рефлексировать по поводу тех или иных событий. Не могу говорить за весь мир, для моей страны это точно так.
Вы упомянули давление общества и прессы, которая Маргарет испытала, вы можете сказать, испытывали ли вы что-то подобное?
Нет, ничего такого в моей жизни к счастью не происходило. Она была на всех обложках всех газет, ее осуждали и унижали всей страной. Нет, ничего похожего. Но я думаю, что вам, журналистам, нужно быть внимательнее с тем, как вы пишите о людях. Потому что читатели воспринимают этих людей именно через информацию и пресса довольно мощно манипулирует общественным мнением. У нас, актеров, не так много контроля в этом смысле.