Взрыв мозга гарантирован! Фильмы, где всё идет не своим чередом
В кельтской мифологии детей всегда предостерегали от встречи с эльфами и путешествий в их королевство. Время в их прекрасном зелёном мире, полном услад, течёт настолько медленно, что, когда человек решает вернуться домой, он обнаруживает, что прошло лет 50, а то и 100 и про него в его родной деревне уже все давно забыли. Современный мифотворец М. Найт Шьямалан в фильме «Время» предлагает обратную версию «эльфийской утопии»: на уютном песчаном пляже время, наоборот, несётся с невероятной скоростью. И пугает это даже больше, чем перспектива после чаепития с эльфами вернуться в будущее. Но в общем, как ни крути, в ловушки времени лучше попадать только в кино. «Время» уже в кинотеатрах!
«Сказка о потерянном времени»
Уважать время советских детей учили всегда, в том числе при помощи кино: в экранизации сказки Евгения Шварца злые волшебники меняются телами с юными бездельниками, ведь молодежь совсем не умеет ценить собственную молодость и проводит время чёрт-те как. Школьники, которые вдруг стали старичками, должны проявить смекалку и инициативу, чтобы вернуть себе неожиданно потерянные годы.
Несмотря на морализаторство, сказка с Георгием Вициным, Риной Зеленой и Олегом Анофриевым до сих пор выглядит вполне современно. (Ну и когда, как ни сегодня, актуальна сатира о детях в телах стариков? Не на пустом месте рождаются шутки, что наши дети настолько устали, что главной игрушкой 2021 года объявлены антистрессовые попиты). Ну а для своего времени фильм и вовсе новаторский — Александр Птушко соединяет в ленте съемку и анимацию, и смотрится это так естественно! Ну особенно если учитывать, что фильмы вышел на экраны в 1964 году.
«Загадочная история Бенджамина Баттона»
Один из самых романтичных фильмов Дэвида Финчера с Брэдом Питтом в главной роли. Его герой рождается стариком и, вместо того чтобы взрослеть, молодеет. Конечно, где-то по дороге случается и большая любовь (Кейт Бланшетт), но вот беда, их пути в этом мире никак не пересекаются, потому что она движется вперед, а он — назад. Наблюдать за трансформациями Бенжамина так же волнующе, как и за отношениями героев Питта и Бланшетт. Да, любовь, может, и не способна победить время, но точно способна наполнить его смыслом! А для создателей невероятного старящего грима и омолаживающей компьютерной графики «Загадочная история» — это ещё и заслуженные статуэтки «Оскара». Их ценность так и вовсе вне времени.
«Век Адалин»
Раз сказали про молодеющего мужчину, надо упомянуть и нестареющую женщину. Тем более что «Век Адалин» часто сравнивают с «Бенджамином Баттоном». После автокатастрофы красавица Адалин перестаёт стареть. И проживает в возрасте 27 лет почти целый век, пока не встречает того мужчину, ради которого стоит жить ДАЛЬШЕ!
Может быть, «Веку Адалин» не угнаться за картиной Финчера. Она слишком красива и слащава, как и исполнительница главной роли Блейк Лайвли. Однако она затрагивает важные темы, например отношений Адалин со стареющей на глазах дочерью. А костюмы тут — отдельная радость, все же женская мода и ее изменения куда интереснее мужской.
«Дом у озера»
Многие писали письма неизвестному адресату. Вот и героиня Сандра Буллок попыталась написать письмо будущему жильцу своего дома. Но вместо этого письмо получил жилец предыдущий. И так началась невероятная переписка между людьми, которых разделяют два года. Всегда. «Дом у озера» заставит рыдать даже тех, кто не любит мелодрамы. И не потому, что Буллок и Киану Ривз — идеальная пара. А потому, что они умело моделируют и проговаривают проблемы вполне современные — как мы, порой почти осознанно, проходим мимо собственного счастья. Мелодрама оказывается завуалированной лекцией по психологии, но и не перестает быть мелодрамой.
«Лангольеры»
Но что мы всё о романтике, когда игры со временем — это опасно и фантастически? Повесть «Лангольеры» Стивен Кинг опубликовал в 1990 году, а уже в 1995 вышел двухсерийный фильм по ней. Зубастые лангольеры — пожиратели времени. Впрочем, не слишком опасные, если вы по случайности не оказались в прошлом. Кинг разрушает теорию о том, что прошлое — это вечно живое пространство, где вы можете встретить самого себя. Это мёртвая материя, которую надо уничтожить, и для этого существуют чистильщики. Но что делать пассажирам рейса №29, которые случайно пролетели сквозь северное сияние и оказались внутри этого застывшего пространства? Возможно, сейчас этот фильм покажется чуть наивным, да и спецэффекты из 90-х не особо впечатляют. Но зато какая атмосфера, какая игра Бронсона Пинчота, какой героизм Дэвида Морса! Ну и безжалостный вывод автора о том, что застревать в прошлом не рекомендуется никому.
«Манифест»
Самолёты вообще отличный способ путешествовать во времени незаметно для себя. Фантасты ещё не раз воспользуются этой идеей. Но прямо сейчас доступно три сезона проекта «Манифест», в котором пассажиры авиарейса Монтего 828 случайно налетали себе 5 лет и теперь разбираются в своих обновлённых жизнях и причинах, по которым они в этой ситуации оказались. И если первый сезон — это личностная драма, попытка ответить на вопрос «А если это случится с нами?», то во втором создатели наконец добираются до мистики. И всё становится запутаннее и интереснее. Спродюсировал сериал не кто иной, как Роберт Земекис, научивший нас путешествовать назад в будущее.
«Белое Рождество» (сериал «Чёрное зеркало»)
Сериал «Чёрное зеркало» хорошенько встряхнул общественность, наглядно продемонстрировав, до каких ужасов мы можем усовершенствовать нашу жизнь. Но то, что они сделали в рождественской серии в 2014 году, точно будет являться в поучительных кошмарах, поскольку время превратили в ловушку. И оказалось, что вечная жизнь — это самое жестокое из возможных наказаний. Две истории внутри одной серии от Рэйфа Сполла и Джона Хэмма так или иначе затрагивают тему времени, задействуя для этого пока что не существующие технологии. Вместе с ними зритель попадает в многочисленные смысловые ловушки, чтобы в финале прийти к ужасающему выводу. Просто поверьте: крик ужаса, который издаёт персонаж Сполла, сольётся с вашим собственным.
«Начало»
О своём романе со временем Кристофер Нолан признается почти в каждом фильме. Оно завораживает режиссера, а его любопытство дарит миру культовые фильмы. И, конечно, можно было бы написать про недавний «Довод», где герои пятятся назад, чтобы пройти вперёд. Про «Интерстеллар», который возвёл в абсолют довольно типичный космический парадокс: пока не изобрели гравицапу (ну или двигатель гиперпространства), наши близкие на Земле будут обычно стареть, пока мы покоряем иные миры. Но, пожалуй, самый интересный вариант течения времени Кристофер Нолан предложил в ленте «Начало». Пока вы минуту спите у себя в кровати, во сне проходят часы, дни и даже годы. Об эффекте сна во сне, наверное, слышали многие, но Нолан выстроил на основе этой теории целую пирамиду. Сложную, эффектную, парадоксальную, пугающую. В этих мирах можно прожить любую жизнь, построить любую реальность. Главное — суметь вовремя проснуться...