И жили они долго и счастливо: 5 режиссёров, которые умеют рассказывать сказки

Кто из нас в детстве не любил сказки, которые увлекали нас за собой в волшебный мир приключений и загадок? Многим удалось и во взрослом состоянии сохранить детскую потребность в чуде и желание удивляться. А уж и подавно удалось сохранить детскую непосредственность режиссёрам из нашей подборки, которые прославились своими сказками — иногда уютными и семейными, а иногда очень серьёзными и по-настоящему страшными.
И жили они долго и счастливо: 5 режиссёров, которые умеют рассказывать сказки

Тим Бёртон

Тим Бёртон
Getty Images

Главный сказочник Голливуда, фантазёр и мечтатель Тим Бёртон начал свою карьеру на студии Disney, где он работал мультипликатором. Бёртон принимал участие в создании таких мультфильмов студии, как «Лис и пёс» и «Чёрный котёл», а также снял несколько собственных проектов. Конфуз случился с его тридцатиминутным фильмом «Франкенвини»: Disney посчитал, что мрачная история о мальчике, воскресившем погибшего пса, не вяжется с имиджем детской студии, и не решился выпустить короткометражку. Тем интереснее, что спустя десятилетия Disney сам пригласил Бёртона для сотрудничества — сначала для работы над «Алисой в Стране чудес», а затем и для полнометражного «Франкенвини», основанного на короткометражке, когда-то забракованной студией. В своих работах Бёртон обращается не только к классическим сказкам и экранизациям (как, например, «Алиса в Стране чудес», «Чарли и шоколадная фабрика» или «Дамбо»), но и к оригинальным историям («Эдвард Руки-ножницы», «Крупная рыба», «Труп невесты») и даже байопикам («Эд Вуд» о худшем режиссёре Голливуда Эдварде Вуде – младшем, «Большие глаза» о художнице Маргарет Кин).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гильермо Дель Торо

Гильермо Дель Торо
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мексиканский режиссёр, обладатель двух «Оскаров» Гильермо Дель Торо — мастер создания жутковатых сказок для взрослых, в которых мистика и жестокая реальность соседствуют друг с другом. Его фильм «Хребет дьявола», который стал первым в планируемой трилогии о Гражданской в ойне в Испании, рассказывает историю детского приюта, в котором по коридорам бродит призрак погибшего мальчика. Смысловое продолжение трилогия получила в культовом жутковатом фэнтези «Лабиринт Фавна», в котором маленькая девочка Офелия знакомится с загадочным Фавном, который рассказывает ей о том, что на самом деле она принцесса волшебной страны, и, чтобы вернуться туда, ей надо успешно пройти три испытания. Сказочная эстетика продолжилась в хорроре «Багровый пик» с Мией Васиковска и Томом Хиддлстоном в главных ролях. Массовое признание Дель Торо получил в 2017 году с выходом фильма «Форма воды» о любви немой уборщицы и человека-амфибии. В 2021 году ожидается выход нового фильма режиссёра «Пиноккио».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Терри Гиллиам

Терри Гиллиам
Getty Images

Начинал свой путь с мультипликации и другой «сказочник для взрослых» Терри Гиллиам. Его первый фильм «Бармаглот» заимствует название из стишка Льюиса Кэрролла и рассказывает о борьбе сына деревенского бондаря со сказочным чудовищем. Продолжает сказочную линию Гиллиам в «Бандитах времени» — истории об одиннадцатилетнем мальчике, который встречается с шестью карликами-путешественниками по времени. Не обошёл стороной режиссёр и главных сказочников мировой литературы братьев Гримм, а также истории барона Мюнхгаузена и Дон Кихота. «Приключения барона Мюнхгаузена» принесли Гиллиаму первые номинации на «Оскар», а «Братья Гримм», несмотря на отрицательные отзывы критики, стали едва ли не культовыми. «Братья Гримм» вобрали в себя мотивы многих сказок знаменитых фольклористов, а основное действие завязано на двух мошенниках Уилле и Джейке Гриммах, которым однажды предстоит столкнуться с настоящим злом. «Человек, который убил Дон Кихота» — самый выстраданный проект Гиллиама, реализация которого затянулась на долгие тридцать лет. Главный герой — режиссёр Тони Грисони, который спустя годы встречает исполнившего роль Дон Кихота сапожника, который уверовал в то, что он действительно Дон Кихот. Тони отправляется вместе с ним в рискованное путешествие, которое пошатнёт его уверенность в реальности происходящего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эндрю Адамсон

Эндрю Адамсон
Getty Images

Новозеландский режиссёр Эндрю Адамсон начал свою режиссёрскую карьеру со всеми любимого «Шрека», с ног на голову перевернувшего все сказочные каноны. Он же снял вторую часть «Шрека», а вот в последующих принимал участие уже только в качестве исполнительного продюсера (что объясняет невысокое качество остальных частей франшизы). Помимо ироничного «Шрека» Адамсон подарил нам добрые и полные детских надежд и библейских аллюзий «Хроники Нарнии»: режиссёр снял первые две части — «Лев, колдунья и платяной шкаф» и «Принц Каспиан». К сожалению, последняя режиссёрская работа Адамсона датируется 2012 годом: и это фэнтези ​​«Cirque du Soleil: сказочный мир», история двух влюблённых по мотивам представлений цирка Дю Солей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Габор Чупо

Габор Чупо
Getty Images

В 1982 году венгерский мультипликатор и режиссёр вместе с женой создал анимационную студию Klasky Csupo, которой мы обязаны такими любимыми мультсериалами детства, как «Ох уж эти детки!», «Как говорит Джинджер» и «Дикая семейка Торнберри». Однако одной мультипликацией дело не ограничилось. В 2006 году режиссёр снял трогательное семейное фэнтези о силе воображения и дружбы «Мост в Терабитию», а в 2008 году вышел его приключенческий фильм «Тайна Мунакра» о девочке-сироте, которая после смерти отца приезжает к дяде в загадочное поместье «Лунная долина».