Он был у них в руках! 8 фильмов, которые «прокатили» с «Оскаром»
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Далеко ходить не надо — в 2018 году все ставили на великолепную картину Мартина МакДоны о балансе трагедии и комедии, неприятия и гуманизма, шрифта рекламных щитов и написанных от руки личных писем, маленького городка и большой драмы.
Главная героиня (Фрэнсис МакДорманд) использует три рекламных щита при въезде в город, для того чтобы напомнить всем о бездействии полиции. Семь месяцев назад ее дочь изнасиловали и убили, а преступник всё еще не найден. Но начальник полиции, к которому она обращается на билбордах, вовсе не плохой и ленивый коп. Напротив, он — пример для подражания: честный, добрый, порядочный, образованный, а его письма хочется заучивать наизусть. Так что якобы основной конфликт заканчивается, даже не начавшись, МакДона уводит историю в другом направлении, и в итоге каждый персонаж сражается со своими демонами – будь то горе, смертельная болезнь или глупость. Победителей нет, разве что герой Сэма Рокуэлла, который проходит путь от откровенно озлобленного идиота-расиста до почти нормального человека.
Кому проиграл: «Билборды» проиграли главный «Оскар» интересной, но гораздо менее острой и яркой «Форме воды» Гильермо дель Торо.
Аватар
В это сложно поверить, но грандиозный «Аватар», одна из самых кассовых и красивых историй в мире, так и не получила главную статуэтку, проиграв «Повелителю бури». Кэмерон придумал сюжет фильма и написал первую версию сценария в 1995 году, то есть еще до выхода «Титаника», и планировал выпустить его в 1999 году. Но к сожалению, фантазия Кэмерона никак не вязалась с реальностью: создание планеты, населенной волшебными существами, стоило около 400 миллионов долларов и ни одна студия не могла позволить себе такой размах. Поэтому проект пришлось временно поставить на полку — в ожидании развития технологий.
История довольно проста: парализованному морпеху предлагают интересную работу. Бонусом к работе он получает трехметровое хвостатое тело и командировку на Пандору. Корпорации он нужен для того, чтобы договориться с местными жителями — аборигенами-друидами на'ави, ну или принять решение их уничтожить. Но несмотря на простоту, да, это современная сказка, «Аватар» стал революционным проектом. Хотя бы потому, что прекратил все разговоры о смерти кинопроката и дал новую жизнь технологии 3D. Да, придумал ее не Кэмерон, но он задал такую планку, что до сих пор киношники пытаются дотянуться до нее. Ну а если копнуть чуть глубже, то «Аватар», конечно, многоуровневая притча, которая рассказывает о побочных эффектах технического прогресса, и рассуждает о виртуальности как достойной альтернативе не особо веселой реальной жизни.
Кому проиграл: «Повелителю бури». Серьезно?!
Мемуары гейши
Маленькую Чио (Чжан Цзыи), дочь бедного рыбака, продают прислугой в окейю — дом, где живут гейши. Девочка расцветает, становится легендарной гейшей Саюри, легко расправляется с конкурентами, буквально движением одного рукава кимоно, а движением другого — очаровывает мужчин. Но, как водится, все эти мужчины ей совершенно не нужны, потому что любит она одного-единственного Ватанабе, любит с самого детства и разлюбливать не собирается.
«Мемуары» критиковали, и вполне заслуженно — за чрезмерно сахарную историю, за открыточную Японию, за китайских актрис в главных ролях, короче — за полную нереалистичность. Всё это, конечно, правда, но зачем требовать реалистичности от сказки, которая в принципе не обещала никакого жестокой правды, а обещала рассказать волшебную историю, которая заманит зрителя в такой же волшебный мир. Всё так и вышло, правда главный «Оскар» «Мемуарам» не достался, впрочем они оказались в отличной компании — в этом году прокатили еще и «Горбатую гору»
Кому проиграл: «Столкновение», и это очень обидно
Матрица
Да, революционная лента сестер (тогда еще братьев) Вачовски не получила главный приз киноакадемии, да и вообще ни одного серьезного «Оскара». История хакера Нео, который узнает страшную-страшную тайну о том, что мы все живем в иллюзии, конечно, не нова. Но создатели не претендовали на это — в фильме множество отсылок к сказкам Льюиса Кэрролла, к Кафке и даже к Гомеру. Это такой занимательный синтез всего и вся, удивительное чудовище, которое отрастило ноги, голову и хвост и вошло в историю.
Кроме того, в «Матрице» действительно много технического новаторства. Например, сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике и — внимание — разработать новую программу! Которая после выхода картины в прокат стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин. Так что не «Аватором» единым!
Кому проиграл: «Красота по-американски», ну тут хотя бы не так обидно
Жизнь прекрасна
В Италии времен Второй мировой войны начинается охота на евреев. Гуидо с маленьким сыном отправляют в концентрационный лагерь, где мальчика ждет верная смерть — детей и стариков первыми отправляют в газовые камеры. Чтобы спасти сына, отец придумывает игру, главным призом в которой будет танк. Для его получения необходимо набрать 1000 очков, очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Ребенок, несмотря на боль, страх и голод, верит словам своего папы. Игра продолжается, пока не появляется новости о приближении американских войск. Гуидо говорит сыну, что наступила последняя часть игры, и теперь нужно хорошенько спрятаться, и не выходить, пока всё вокруг не стихнет.
Роберто Бениньи не только написал и снял эту трогательную историю, но и сыграл в ней главную роль, получив за это «Оскара», однако приз «За лучший фильм» ленте не достался.
Кому проиграл: милой, но совершенно точно не вечной картине «Влюбленный Шекспир». Впрочем, опять же — проиграл в отличной компании с «Спасти рядового Райана». Без комментариев.
Побег из Шоушенка
«Побег» неизменно возглавляет или хотя бы входит в тройку лидеров топов любимых зрителями фильмов. Например, в рейтинге «Топ-250» на Кинопоиске он лидирует уже много лет, сразу за ним — «Зеленая миля», которая тоже, кстати, вообще сидит без единого «Оскара».
Фильм снят по мотивам повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и продавая права за один доллар своему другу Фрэнку Дарабонту, автор признался, что писал эту повесть как трибьют классическим тюремным драмам – «хладнокровным люкам», беглым каторжникам и прочим алькатрасским сидельцам». Так что Дарабонту оставалось лишь задвинуть на задний план хитроумный сюжетный ход с побегом и снять историю о людях. Энди Дюфрейн – молодой человек, работавший вице-президентом крупного банка и несправедливо осужденный на два пожизненных заключения за убийство своей жены и любовника. И несмотря на весь ужас и сюрреалистичность ситуации, он сохраняет достоинство и самоуважение. Так что картина в итоге не о тюремных ужасах, и не о побеге из ада, а о человеческих отношениях.
Кому проиграл: «Форресту Гампу», а вместе с ним проиграло и тарантиновское «Криминальное чтиво»
Кабаре
Блистательный мюзикл с Лайзой Миннелли и со слоганом «Жизнь — это кабаре» изначально с успехом шел на Бродвее. Правда в бродвейскую версию Лайзу не взяли, но кто теперь помнит — что там играл, зато роль Миннелли вошла в историю.
Несмотря на мишуру и блестки, это конечно, жесткий политический памфлет, который при этом воспринимается как развлекательное шоу. Невинный англичанин Брайан приехал в Берлин преподавать английский язык. Его соседкой по пансиону оказалась сумасбродная американка, выступающая с песнями в местном кабаре Kit-Kat club. С ней он научился пить, курить, есть икру ложками, не путать женщин и мужчин в постели, а пока он учился — над Германией собрались тучи фашизма.
Кому проиграл: «Крестному отцу», ну тут без шансов. Зато у Миннелли есть «Оскар» за лучшую женскую роль!
Завтрак у Тиффани
Да, у ставшей уже классикой истории Холли Голайтли, которая настолько беспечна, что совершенно непонятно, как выживает ее кот, нет главного «Оскара».
Первоначально планировалось, что фильм снимет Джон Франкенхаймер, а главную роль сыграет Мэрилин Монро. Сейчас ленту уже невозможно представить без изящной Одри Хепберн, которая благодаря этой роли стала самой высокооплачиваемой на тот момент актрисой Голливуда. Ее героиня снимает небольшую квартиру, где всегда царит легкий хаос, ищет себе богатого мужа, и в моменты тоски — ходить завтракать к витрине Тиффани. Кажется, что в ее прекрасной головке вообще нет ни одной стоящей мысли и ни одного настоящего чувства, но однажды в квартиру сверху заселяется симпатичный писатель, и планы Холли на жизнь немного летят к чертям.