«Быть режиссером ― значит постоянно учиться»: Гастон Дюпра и Мариано Кон о съемках фильма «Главная роль»
Откуда пришла идея и что из вашего личного опыта вы использовали в этом фильме?
Мариано Кон:
На мой взгляд, мы работаем довольно особенным образом. Мы ко всему подходим с самокритикой, определенной иронией и не идем на уступки. И в данном случае идея пришла от актеров, которые видели два наших предыдущих фильма и захотели работать с нами. Этот проект был рожден совместно.
Процесс написания сценария был очень и очень приятным благодаря нашему опыту работы над большим числом картин. А также профессионализму актеров, у которых за плечами столько фильмов у столь непохожих режиссеров, с опытом в некотором смысле противоположным. Мы всё это задействовали: эти разные способы видеть мир и воспринимать ту ситуацию, показанную в фильме ― ситуацию столкновения, в центре которой очень необычная и эксцентричная женщина-режиссер.
Приходилось ли вам в работе с актерами использовать какие-то приемы, которые вы показываете в фильме?
Мариано Кон:
Нет. Но мы слышали о других режиссерах, которые делали вещи подобные тем, что мы придумали, разрабатывая персонаж Пенелопы. Мы начали думать о логике этого персонажа, о том, как бы она поступила.
Например, у нас как у режиссеров иная позиция: мы ближе к актерам, мы не хотим с ними находиться в противостоянии. Но те испытания, через которые Лола Куэвас (персонаж Пенелопы Крус ― прим. редакции) заставляет пройти актеров, связаны с индивидуальными особенностями этого персонажа и с тем, что ей кажется возможным. Это очень продуманный и проработанный персонаж. Поэтому нам нетрудно было догадаться, что она подумает по тому или иному поводу.
Гастон Дюпра:
Во всяком случае со временем и режиссер и актер, по нашему опыту, становятся тонкими знатоками. Своего рода сомелье разных вкусов, переводчиков, актеров и режиссеров в силу самой природы нашей работы.
И, конечно, есть масса продюсеров, вроде того, что в фильме. И полно актеров с самым разными пунктиками и требованиями вроде тех, что мы видим. Так что, речь идет об опыте, о том, что в каждом из этих персонажей есть немножко от злодея ― из этого и родился фильм.
Что нового вы узнали об актерской игре на этом фильме?
Мариано Кон:
Всё. Актерское искусство неисчерпаемо. Каждый актер ― отдельный мир и особый способ выстраивания творческого процесса. В данном случае у трех актеров ― Пенелопы, Антонио и Оскара ― у каждого свои методы и способы работать. Мы учились, наблюдая за ними, и понимали, что нужно каждому из них, чтобы играть. В фильме заметно, что они очень разные актеры с точки зрения цвета, гаммы, спектра палитры, который они охватывают, колорита их актерской игры.
И да, быть режиссером ― значит постоянно учиться. Вы никогда не получите финальный диплом, как если бы вы были юристом или инженером. Работа режиссера ― это процесс, который никогда не заканчивается: вы продолжаете учиться и меняться. В данном случае с этой картиной мы смогли многому научиться у актеров.
Даже в том, что касается темы фильма. Потому что мы заранее не считали вопрос закрытым и понятным ― скорее мы вместе разбирались в предмете, с которым имели дело. Сегодня, когда работа над фильмом завершена, мы всё еще продолжаем размышлять над темой, или, вернее, темами, которые затрагивает фильм.
Гастон Дюпра:
Мы уже работали с Оскаром Мартинесом на других картинах и хорошо его знаем. Что мне нравится в Оскаре, так это его присутствие в кадре и то, как он умеет произносить тексты, вкладывая в них именно те идеи, которые мы хотим показать на экране. Я думаю, что в этом равных ему нет.
Что касается Пенелопы, не могу не отметить ее утонченность, ее манеру смотреть и то, как изящно она всегда смотрится в кадре. И еще музыкальность ее речи: она всегда вносит в текст какую-то музыкальную ноту. Ничего подобного я не видел ни у одного актера, с которым работал.
А что касается Антонио, то он обладает уникальным умением показывать иронию, быть ироничным в кадре ― такого я тоже никогда раньше не видел. И импровизация ― нечто взрывное, что рождается уже в процессе самих съемок.
Мы очень ценим и вашу ироничность. Откуда она берется, чем вдохновлена?
Гастон Дюпра:
Это само собой получается. У нас нет цели быть ироничными. Но в самом деле видно, что наш подход к вопросам сам по себе рождает неудобный юмор, напряжение, но это не намеренно. Мы заранее не ставили себе задачи работать в определенном жанре. Но оглядываясь назад, можно сказать, что это своего рода константа.
Мариано Кон:
Это не дар, а скорее ограничение.