«50 оттенков серого»: причины не смотреть фильм, по мнению редакции
«50 оттенков серого», рейтинг IMDb: 3,2
В четверг (напоминаю, будний день) на сеансе в 22:20 в зале нет ни одного свободного места. Признаюсь, я ожидала, что буду сидеть в окружении парочек, но нет, что справа, что слева от меня с возбужденным щебетом усаживаются стайки разномастных девушек – с одной стороны 15-тисантиметровые шпильки и сумки Birkin, с другой – стоптанные сапоги и видавшие виды синтетические пуховики. Кажется, из всех обитателей ближайших мест, книгу до конца не осилила только я, потому что весь фильм меня будут преследовать комментарии фанаток, скрупулезно отслеживающих каждый виток невыносимо банального сюжета.
Итак, с трейлерами покончено, сеанс начинается. Нам показывают успешного и искушенного миллиардера с телом греческого бога и неказистую студентку, подрабатывающую в магазине стройматериалов. Она берет у него интервью взамен заболевшей подруги, внешне напоминающей Машу Цигаль в начале 2000-х, но точно никак не студентку-выпускницу. Конечно, она попадает в неловкое положение и растягивается на пороге его кабинета. По залу пробегает звонкий хохоток – да-да, это начало грандиозного романа, все в курсе, что будет дальше. Конечно, его больше интересует не интервью, а подробности биографии ничем не примечательной девушки, краснеющей от одного его взгляда и интересующейся, не гей ли он. Да, так оно и бывает, бизнесмены отменяют важные встречи, корпорации разваливаются и все это во имя любви, ну или нестандартных сексуальных предпочтений. Она начинает закусывать губу (и будет делать это весь фильм), миллиардер в ответ сходит с ума и забывает о сделках, валютных операциях и вот этом всем. Позже она узнает, что их отношения вовсе не то, как это бывает «у нормальных людей», а пока юный филолог сходит с ума по самому завидному холостяку Америки и наверняка уже примеряет его фамилию к своему имени.
Сидя на сеансе «50 оттенков серого», обо всех феминистических ценностях нашего времени забываешь примерно минуты через три. Сразу ясно, что «сильная самодостаточная женщина» – вовсе не тот поведенческий паттерн, к которому стремится пул поклонников книг Э.Л. Джеймс. Одобрительный смех и комментарии прокатываются по залу в те моменты, когда, по мнению сидящих рядом девушек, Ана Стил пытается «уесть» зарвавшегося Дориана, простите, Кристиана Грея: обсуждение пресловутого контракта между доминантом и сабмиссивом, ее последующий уход и неловкие попытки пошутить в исполнении главной героини вызывают самый громкий шквал смеха. Если вы подумали, что это саркастический смех, даже не надейтесь — это одобрительный хохот девушек, считающих, что «не все коту масленица, так ему и надо». И такие выходки, по мнению автора романа, — абсолютный максимум свободы, допустимой в отношениях между мужчиной и женщиной. В остальном – живи в роскошном пентхаусе, летай на вертолете, принимай в подарок машины – все это тебе положено по умолчанию. Ведь так выглядит идеальная жизнь по мнению любой девушки? Кристиан Грей заставляет Ану спать в отдельной спальне – зал негодует – влюбленные обязаны спать в обнимку. Наш с Алиной комментарий – «Ну и кому ты диктуешь правила, находясь в первый раз в чужой квартире?», встречен неодобрительным шепотом соседок.
Отдельного внимания заслуживает тема БДСМ в фильме, который заявлен как история об отношениях доминанта и сабмиссива. За несколько недель до выхода картины в прокат я успела прочитать пару десятков материалов о «Теме», которыми пестрила лента соцсетей. И да, теперь я тоже могу заявить, что от БДСМ в реальности фильм настолько же далек, как и его рейтинг на IMDb от десятки. Пока Кристиан слегка хлестает Ану плеткой, она в экстазе, а после мало-мальски напоминающей о жестком сексе сцены с ремнем, которая вызывает ностальгические слезы по «Нимфоманке» фон Триера, девушка наконец понимает, чего же миллиардер от нее хочет, и возмущенная его пристрастиями разворачивается и уходит. Этим и заканчивается первая часть трилогии, оставляя возбужденных девушек ждать выхода продолжения истории.
Пойду ли я на продолжение? Вряд ли. Единственное, что я не буду стараться забыть после просмотра, это саундтрек. Треки The Weeknd, Бейонсе и Джесси Уэр, сопровождавшие до скрежета зубов банальные сцены тернистого любовного пути героев, уже давно прописались в моем плейлисте, на счастье, без обложки с афишей фильма.
«50 оттенков серого» — плохое кино. Я сейчас не говорю о достоинствах или недостатках книги, легшей в основу ленты, — трилогию я не читала, и вряд ли что-то способно побудить меня ее прочесть. А вот фильм, к сожалению, посмотрела и убедилась в своих прогнозах: «50 оттенков серого» — кино плохое. Начнем с того, что начало резать глаз с первых же минут просмотра: неумелый монтаж.
Быстрая смена крупных планов во время диалогов напомнила мне «Рекламу на сумки» от небезызвестного в Youtube режиссера-самоучки Эльдара Богунова, а из визуальных клише можно склеить новый клип Бритни Спирс: вот робкая простушка Ана закусывает нижнюю губу, вот порочный Грей впивается пальцами в стол от возбуждения, потом он играет на пианино, а любимая рядом кутается в плед. Похоже, создатели фильма периодически забывали, что снимают полный метр, а не музыкальное видео. Хотя было бы неправильно обвинять в непрофессионализме только режиссера Сэм Тейлор-Джонсон и продюсеров картины. Создатели фильма были скованы условиями экранизации, согласно которым автор «Оттенков» Эрика Леонард Джеймс имела право вмешиваться в съемочный процесс и требовать полного соответствия сцен эпизодам из книги.
Как выяснилось, Эрика не только плохой литератор, но и в кинопроизводстве не очень-то разбирается, несмотря на то, что ее муж — сценарист. Кино мало того что плохо снято, так еще изобилует странными для взрослых людей диалогами. Эрика даже не дала шанса сценаристам как-то оживить реплики Кристиана и Анастейши, и в итоге любовники перекидываются друг с другом малоосмысленными фразами в стиле сериалов 80-х: «Позволь понять тебя, раскройся! – О, нет, я не такой! Это мои 50 оттенков!» (поднимите руку те, с кем хотя бы раз так разговаривали мужчины).
И что самое скверное, актеры понимают всю нелепость ситуации, но даже не пытаются что-то с этим сделать. Не меняющееся скорбное выражение лица Джейми Дорнана как бы намекает зрителю на то, что он сам уже не рад затее. Лучшая сцена, которая далась артисту, – это фотосессия его героя Кристина Грея, когда тот не может вымучить из себя улыбку. Да, в этот момент актер как никогда понял своего персонажа. Дакота Джонсон с ролью дурочки справляется лучше, хотя поведение ее героини и вызывает недоумение. Почему девушка, которой сразу обозначили формат предлагаемых отношений и продемонстрировали хлысты, веревки и анальные пробки, вдруг обижается на вполне невинную порку ремнем? Как мне объяснили те, кто книгу все-таки читал, Анастейша надеялась изменить своей любовью садиста (да, эта миссия как бы досталась именно ей, а не другим 15 женщинам, которые были до нее). А когда поняла, что шлепков все-таки не избежать, поспешила покинуть помещение в слезах. Но в фильме многогранный характер этой барышни раскрывается слабо, а точнее, вообще никак, поэтому объяснить ее поступки не представляется возможным. Как я уже сказала, фильм представляет собой скорее смену красивых кадров и пространных диалогов, нежели связное и логичное действие.
И, наконец, моя личная боль — это, собственно, завязка истории. Знаете, я много раз ходила на интервью с мужчинами, и некоторые из них были молоды и богаты... Где моя Audi и платья?! Никто из них даже не пожелал отвесить мне и легкого шлепка! Эрика Леонард, что я делаю не так?