Выставка недели: «Грамматика свободы» в «Гараже»
Первый урок, который дает нам выставка, будет ясен каждому зрителю. Не важно, насколько хорошо ты понимаешь контекст всей экспозиции, связанный с социально-политической проблематикой Восточной Европы, и ориентируешься в современном искусстве региона. Все это можно сделать прямо на месте, читая аннотации и слушая экскурсии, которых в «Гараже» огромное количество. Есть аудиогиды, которые предоставляются бесплатно, есть специальные мини-экскурсии для тех, кто вечно спешит, рассказы о выставке для студентов и слабослышащих, а также ряд образовательных мероприятий. Было бы только желание. И оно у нас было: изучать «Грамматику свободы» мы приехали к самому открытию музея, пока в нем не так много посетителей.
Первое, что тебе бросится в глаза при входе — видеоинсталляция, в которой двое мужчин бьют друг друга по лицу, произнося бранные слова, которые транслируются в субтитрах без малейшей цензуры. Обнаженные женщины и черно-белые фотографии древнего образца продолжают тему гендерной свободы, пока перед нами не появляется стена, обклеенная полностью исписанными листами A4. Эта инсталляция — дело рук российского концептуалиста Юрия Альберта, который любит собирать воздух из своей мастерской в банки и выставлять их на публике, писать короткие инструкции к перформансам, которые заставляют твое сознание перевернуться, и делать прочие странные вещи. Его новая работа, занявшая всю стену, позволит тебе прочитать книгу «Писем к Тео» от начала до конца — до верхних листав ты, при желании, сможешь забраться с помощью стремянки.
В уроке «номер два» — истории, прежде всего посвященной свободе художников в условиях тоталитарной системы — обрати внимание на миниатюрные работы Казимира Малевича, инсталляции с фотографиями и видеоработы восточноевропейских художников. Выставку продолжат Тимур Новиков с грандиозным полотном СССР и прочие работы на околосоветские темы, например, картина с вымышленной цитатой Владимира Ленина о «реальности Кока-колы».
Отдельный зал отведен одной из тотальных инсталляций Ильи Кабакова — работа «20 способов достать яблоко, слушая музыку Моцарта» представляет собой целый зал с гигантским обеденным столом, за которым можно сидеть сколько тебе вздумается, и наслаждаться музыкой, слегка перебиваемой гулом в музеных залах. Прочти инструкции, написанные самыми знаменитыми в мире российскими современными художниками, взгляни на лежащее в центре стола яблоко, и крепко призадумайся. Интересно, что похожую работу четы Кабаковых (тоже с использованием классической музыки и воссозданием интерьера) сейчас показывают в главном художественном музее Гамбурга Кунстхалле, и инсталляция их включена в одну выставку с полотнами таких гигантов как Эдвард Мунк, Огюст Ренуар и Рене Магритт.
Следующий раздел «Грамматики» посвящен внутренней свободе каждого человека, вопросам его самореализации и положения в обществе. Наглядным примером станут, например, фотографии с изображением «художника за работой», показывающие лежащего на кровати человека. В том, что его работа состоит в созерцании и анализе происходящих в мире процессов, можешь и не сомневаться.
Выставка «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» открыта в Музее современного искусства «Гараж» с 6 февраля до 19 апреля 2015 года.