Выставка недели: «Еврейские художники в русском авангарде»

С 25 марта по 24 мая в Москве можно посмотреть работы Марка Шагала, Эля Лисицкого, Ильи Кабакова, Роберта Фалька и еще тридцати еврейских художников, чьи имена особенно выделены в истории искусства XX века. Рассказываем, почему эта выставка, сочетающая живопись авангарда, инсталляции московских концептуалистов и произведения соц-арта, вызовет у тебя подлинное воодушевление.
Выставка недели: «Еврейские художники в русском авангарде»
1. Юрий Альберт, «Я не Лихтенштейн» (холст, акрил, 2001)

Новая выставка в Еврейском музее и центре толерантности, посвященная эпохе русского авангарда, имеет все причины называться главной московской выставкой не только недели, но всего марта. Во-первых, на ней представлены художники, в большинстве своем известные каждому, даже немного близкому к искусству, человеку, во-вторых, ее куратор Иосиф Бакштейн проделал отличную работу по наполнению музейных залов, проследив за качеством контента, монтажа и соблюдением общей задумки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приехав в бывшие Бахметьевские гаражи и пройдя длинную зону с постоянной экспозицией музея, ты увидишь несколько белых стен, словно с обложки эпохального альбома Pink Floyd. Они делят пространство на несколько уютных маленьких залов, которые принадлежат 70-летнему периоду истории искусства. Их осмотр займет у тебя около часа.

Первый русский авангард

Выставку открывают художники, которые не только обогатили историю русского авангарда, но также дали достойный ответ всем, кто отрицал факт существования еврейского искусства. Марк Шагал стал одним из главных представителей эпохи, точно как и великий советский конструктивист Эль Лисицкий. Илья Чашник, ученик Малевича, вместе с автором «Черного квадрата» способствовал взлету супрематизма, а Роберт Фальк соединил пути русского модерна и авангарда, также став легендой искусства первой половины XX века. Их ранние и редкие работы ты увидишь в первых залах выставки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Натан Альтман, «Портрет Михоэлса» (холст, масло, 1927)
Марк Шагал, «Метельщик» (холст, масло, 1913)

Вторая волна авангарда

После смерти Сталина советское искусство ощутило определенную степень свободы и расцвело новым авангардным движением. Оно возникло как альтернатива официальному искусству и привлекало художников-евреев тем, что давало им возможность развиваться и не стесняться в выражениях. Первые опыты международного художественного обмена, а также тенденция освобождения искусства от советских официальных условностей привели к тому, что наши авторы снова зазвучали на мировой арене и пришли к новым творческим открытиям. «Бунт» искусства, слом всех канонов и глоток свежего живописного воздуха — то, что отличает картины Оскара Рабина, Владимира Яковлева, Михаила Гробмана и Эдуарда Штейнберга от их предшественников. Наши фавориты — полотна с изображением газеты «Неправда» или гигантской однорублевой монеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оскар Рабин, «Рубль» (холст, масло, 1966)
Оскар Рабин, «Рубль» (холст, масло, 1966)

Московский концептуализм и соц-арт

Современный сегмент выставки представляют гигант российского концептуального искусства Илья Кабаков, художники Виталий Комар, Александр Меламид и Ирина Нахова, звезда прошлой московской осени — Эрик Булатов, выставку которого в «Манеже» успел посмотреть даже самый ленивый, а также многие другие. Юрий Альберт, известный «взломщик шаблонов» и талантливый художник-концептуалист, например, изящно обыгрывает в своих картинах американское послевоенное искусство. Поп-арт Роя Лихтенштейна и его знаменитую картину «О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...» Альберт изменяет с присущей ему долей юмора и оставляет на ней свой вариант: «О, Юрий! Ты не Лихтенштейн... Но я тоже люблю тебя...».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Виталий Комар и Александр Меламид, «Будущий американский флаг» (акрилик, ткань, 1980)
Виталий Комар и Александр Меламид, «Будущий американский флаг» (акрилик, ткань, 1980)