В Санкт-Петербурге снова покажут мюзикл «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» по справедливости считается одной из вершин русской литературы. Глубина романа Булгакова позволяет каждому режиссеру трактовать роман в своем персональном ключе. Впервые постановкой романа на сцене занялся Юрий Любимов в далеком 1977 году. Он поставил спектакль, ставший визитной карточкой Театра на Таганке; Вениамин Смехов играл Воланда, а Александр Трофимов — Иешуа. В то же время появилось театральное суеверие, что «Мастера и Маргариту» нужно ставить с осторожностью, ходили слухи о различной «дьявольщине», о злом роке, преследующем актеров, занятых в постановках. Но продюсер и автор режиссерской концепции мюзикла «Мастер и Маргарита», Ирина Афанасьева не испугалась всех препятствий и поверила в успех, привнося в роман инновационные идеи. Перечитывая главы бессмертного романа Великого автора снова и снова, она сумела увидеть между строк еще одну лирическую линию, которую никто из постановщиков и режиссеров прежде не рассматривал — неземное влечение Воланда к Маргарите, и дерзнула воплотить ее на сцене. Команда «Мастера и Маргариты» с трепетом ждала первых отзывов взыскательной петербургской публики и реакции на смелый режиссерский ход. В итоге новая сюжетная линия очень органично вписалась в общий сюжет, а публика приняла и полюбила чувственного Воланда.
Мистических совпадений перед премьерой мюзикла «Мастер и Маргарита» прошлой осенью тоже было множество. Еще до начала показа оказалось, что в создании мюзикла принимают участие 6 композиторов, 6 либреттистов, 66 артистов, используются 66 декораций и 666 костюмов.
Петербургская актриса Анна Ковальчук, известная телезрителям по роли Маргариты в сериале Бортко, в реальной жизни в нечистую силу не верит. «Я очень люблю черных кошек, — признается она. — И у меня есть сокровенная мечта — иметь черную кошку. В детстве у меня она была. И машина у меня с номером 313. И вообще я обожаю это число». Правда, в отличие от сериала в мюзикле Анна играет не Маргариту, а Геллу — зеленоглазую и рыжеволосую ведьму — один из самых ярких персонажей Булгакова.
В чем действительно не стоит сомневаться, так это в популярности мюзикла. В общем-то, это и неудивительно: к его созданию были привлечены лучшие творческие ресурсы страны. Над мюзиклом работало сразу несколько либреттистов, среди которых внук писателя Сергей Шиловский-Булгаков. Создатели трепетно отнеслись к деталям и диалогам — многие остались без изменений или просто легли на стихи. Музыкальным руководителем проекта стал знаменитый итальянский дирижер и пианист Фабио Мастранджело. Хореография, поставленная знаменитым петербургским хореографом Дмитрием Пимоновым, удивительно гармонично вросла в постановку молодого и талантливого режиссера Софьи Сираканян. Помимо Анны Ковальчук, в постановке участвуют актриса и телеведущая Анастасия Макеева, композитор, актер и певец Глеб Матвейчук, участник проекта «Голос» Николай Тимохин, заслуженный артист России Вячеслав Штыпс и многие другие. Воланда играет оперный певец, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Иван Ожогин.
Переступив порог зрительного зала, вы попадете в параллельный мир, который подхватит вас вихрем и стремительно унесет в древний Ершалаим, каморку Мастера, «нехорошую» квартиру Лиходеева или вовсе на дьявольский бал Воланда. Современные 3D-технологии, арома-эффекты и сменяющие друг друга декорации непременно помогут вам забыть, что вы находитесь в театре и на дворе 2016 год. Добиваясь максимально полного погружения в происходящее во время спектакля, создатели применили еще одну передовую технологию, благодаря которой вы станете поистине частью шоу. Пациенты, сбежавшие из сумасшедшего дома, демоны и ведьмы, черные кошки, даже сам Воланд или прекрасная Маргарита в любой момент могут оказаться в непосредственной близости от вас. Вследствие чего каждое представление становится неповторимым и не похожим на предыдущее. Ну и, конечно, на самом мистическом мюзикле десятилетия не обойдется без магии и тайн. Каким образом парит над землей Маргарита? Как возносится ввысь злосчастный платочек Фриды? Как, вообще, обыкновенная московская квартира 1930-х годов может превратиться в чертоги Князя Тьмы (а именно так, напомним, назывался роман Булгакова в одной из ранних редакций)? Магия «Мастера и Маргариты» в данном случае смыкается с магией театра.