Стоп! Снято!
На показе ролика ко дню рождения друга, который ты снимала полгода, именинник отблагодарил тебя восторженным храпом? Наталья Куликова, режиссер экспериментальных фильмов, расскажет, как записать и смонтировать видео, которое сделает тебя как минимум локальным оскароносцем.
Первое – определиться, зачем тебе это нужно. Лично я собираюсь показать своим будущим детям, как их родители впервые ели улиток в Париже, мчались на велосипедах к Северному морю по голландским дюнам или искали пруд с черепахами. А кто будет твоим зрителем? Если твое видео – подарок на день рождения, важно снять его в стиле, который понравится имениннику, и только ему. Собираешься осветить в блоге общественную проблему? Снимай так, чтобы было интересно многим.
ШАГ 2: Есть тема!
...и она должна быть тебе близка. Хуже того, полностью захватить твои мысли. Темой одного из моих фильмов были особенности ведения бизнеса иностранцами в России. Я общалась с экспатом, который часами рассказывал забавные, абсурдные и странные истории о своей работе. Как же мне был интересен его опыт! То же самое должно произойти с тобой: чтобы заразить идеей остальных, сначала придется заболеть самой.
ШАГ 3: Ты мой герой!
Кажется, какая проблема: вокруг полно людей, о которых не то что один фильм – сериалы можно снимать! И все же нужно четко сформулировать, что в твоем ключевом персонаже есть такого, чего нет в других. Я считаю, что отталкиваться нужно именно от героя. Найди по-настоящему харизматичного человека, в жизни которого присутствует интрига, есть конфликт, – и половина успеха в кармане.
ШАГ 4: Ваши идеи?
Твоя лента должна оставить четкое послевкусие: конкретную мысль или идею, которая придаст фильму цельность. Идею нужно сузить, сделать ее острой, как отточенный карандаш. Фильм о друге Пете – скучно. Кино о том, как Петя делает жизнь других людей ярче, совсем другое дело (правда, подобное уже было в «Амели» – но ведь Петя гораздо круче!). Кстати, придумать идею еще не значит ее раскрыть. Ищи ей подтверждение не только в рассказах героя, но и во всем, что его окружает. Не бойся утрировать. Твое видение вопроса – одна из возможных точек зрения. Делай акцент на всем, что ее доказывает.
ШАГ 5: По сценарию
У документального кино нет жесткого сценария, но полная импровизация закончится тем, что перед тобой окажется груда разрозненного материала. Предсказать, что произойдет в фильме, нельзя, но обязательно нужно делать предположения. Если ты плохо знаешь героя, пообщайся с ним до съемок. У каждого есть круг интересов, есть темы, в которых он дока, в конце концов, есть забавные черты характера! Твоя задача – подметить это и продумать, как персонаж поведет себя в той или иной ситуации.
ШАГ 6: У микрофона
В моем первом фильме почти все интервью были испорчены: я перебивала героя, договаривала за него предложения, не давая бедняге закончить. А ты хочешь доминировать в своем ролике? Если нет – учись терпению. Выслушивай ответы, даже если кажется, что интервьюируемый болтает попусту. Иногда люди думают вслух и лишь после этого формулируют свою точку зрения. Не бойся пауз. Возможно, благодаря твоему молчанию герой вспомнит новые интересные подробности. И всегда помни: ты берешь интервью, чтобы узнать мнение героя, а не изменить его.
ШАГ 7: Камера, мотор
Съемочный день – это тандем с камерой. Я не выпускаю ее из рук. В какой-то момент герой может сделать или сказать нечто такое, что станет второй сюжетной линией или просто ярким моментом. Я считаю, документальное кино нельзя строить на одних интервью. Зритель устает слушать – и (глядите!) уже с интересом рассматривает часы или пиджак спикера. Лучше «прожить» с героем какое-то время. Снимайте как можно больше: пусть персонаж устанет от камеры и перестанет на нее играть. Ведь поначалу любой человек во время съемки ведет себя неестественно.
ШАГ 8: В движении
Каким будет ритм снятого тобой фильма? Даже если плавным, помни, что статика утомляет зрителя. Пусть герой отвечает на вопросы, гуляя по улицам, раскачиваясь на качелях, потягивая эспрессо – да пусть хоть морковку в супермаркете выбирает, лишь бы была динамика. Но двигаться должен он, а не камера. Используй штатив или, если рука твоя тверда, держи камеру в ней. А знаешь, что самое важное? Титаническим усилием воли побороть страсть к бесконечным наездам и отъездам. Чтобы сделать крупный план, просто нажми «паузу» и подойди поближе.
Хороший монтаж может совершить невозможное: сделать событие ярче, чем оно было на самом деле.
ШАГ 9: Все правильно?
Типичная ошибка – снимать так, что горизонт ровно делит кадр пополам, а персонаж стоит прямо в центре. Скукотища! Экспериментируй, разнообразь картинку, меняй точки съемки. Пусть на первом плане колышется цветок, а герой «отдыхает» на заднем. Надо продемонстрировать высоту дома? Присядь на корточки и сними его снизу вверх: небосвод займет большую часть кадра и здание «вытянется». Снимая людей, сидящих на ступеньках, опустись до их уровня. Аналогично – с детьми и собаками.
ШАГ 10: История в деталях
Большинство любителей забывают о деталях. Однако лучший способ раскрыть образ героя – это обратить внимание зрителей на нюансы. Книга, наряд, изгиб губ (ироничный, а может, презрительный), манера сидеть – все это расскажет о персонаже куда больше его слов. А еще детали нужны для перебивок. Направь камеру на стакан, столик, что-то необычное в интерьере. Потом наверняка используешь.
ШАГ 11: Вас не слышно!
Место для беседы с героем должно быть безветренным и в идеале не рядом с трассой (шум машин будет забивать слова твоего героя). Если снимаешь чье-то выступление, никогда не болтай сама и шикай на сидящих рядом: в записи вас будет слышно гораздо лучше, чем оратора. Строго говоря, для таких случаев нужно использовать выносной микрофон или диктофон, а потом сводить звук с изображением. А еще хорошо бы иметь отдельные записи на все случаи жизни: стук колес поезда, шум дождя. Пригодится при монтаже.
ШАГ 12: Сбор урожая
Монтаж конструирует реальность твоего фильма. Отсмотри материал, отбери необходимые кадры и занеси их в тетрадку (продолжительность и описание). Так ты легко найдешь нужный кусок, когда он понадобится. Затем создай монтажный лист – окончательный план фильма. Определи линию повествования и держись сюжетной схемы: завязка, развитие, кульминация, развязка и некий итог.
Необязательно придерживаться хронологии: наоборот, ты можешь варьировать комбинации. При последовательном временном монтаже кадры сменяют друг друга по логике сюжета. Но не менее интересен монтаж параллельный. Скажем, мы хотим сравнить жизнь Ивановых и Петровых. Сначала можно показать, как собирается в школу девочка из первой семьи, а сразу после – из второй. Здесь важно создать иллюзию одновременности. Что бы ты ни выбрала, помни, что хороший монтаж позволит совершить невозможное, а именно: сделает событие в твоей памяти гораздо ярче, чем оно было на самом деле.
Записала Екатерина Конюшкова
ФОТО: ACP