Шена Кэррол: «Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни»

Уже в эту пятницу, 18 января, в Московском театре мюзикла состоится мировая премьера нового спектакля творческого коллектива «7 Пальцев» — «Пассажиры». Режиссер постановки Шена Кэррол рассказала о путешествии на поезде, противоречиях нашей жизни и творчестве, а артисты постановки поделились своими мыслями о спектакле.
Шена Кэррол
Шена Кэррол
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда родилась идея поезда?

Творческий процесс завязан на множестве механизмов. Меня всегда привлекали поезда, они как напоминание об ушедших временах и землях, но в то же время - шаг навстречу будущему, они ведут нас к местам, где мы еще не бывали. Меня всегда привлекал образ поезда. Когда я была маленькой, в десяти километрах от моего дома была железная дорога. Каждый раз, проходя мимо, поезд словно звал тебя куда-то, это было что-то невероятно мощное. Ты не слышал больше ничего вокруг.

Позже, двадцатилетней, я долго работала в Европе, выступая здесь и там, и проводила много времени в поездах. Много поворотных моментов моей жизни случилось там. И меня всегда завораживали противоречия, заложенные в путешествии на поезде: это чувство, что ты вообще не движешься, что ты застрял в какой-то коробке, в то время как, на самом деле, ты несешься куда-то с бешеной скоростью. И всегда есть элемент случайности: мы сами принимаем решение сесть на тот или иной поезд, но потом мы оказываемся заблокированы в этом небольшом пространстве, не зная, кто станет нашим попутчиком, не имея ни малейшего контроля над чередой событий. У меня есть столько невероятных историй, связанных с поездами, с бесконечными разговорами со случайными попутчиками, людьми разных возрастов, национальностей, социального положения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы отразили эти мысли в спектакле «Пассажиры»?

В спектакле всегда есть несколько пластов, уровней восприятия. Когда я приступаю к работе, я позволяю идее медленно кипеть, пока не вытащу её сущность, суть, которая может быть выражена одним предложением. В случае с этим спектаклем смерть моего друга и партнера Ральфа Круза стала определяющим моментом.

Я начала писать за несколько месяцев до этого, намереваясь сделать спектакль с более повествовательным сюжетом, как «Убийство в "Восточном экспрессе"», с разными сюжетными арками для каждого персонажа. Потом умер Ральф, меня поглотила скорбь, было очень больно. Я потеряла своего единомышленника, свой «компас». Я верю, что творческий процесс – это противоядие для преодоления самых мрачных периодов жизни. Только в этот раз я говорила себе, что всё бессмысленно: совсем молодой человек умер, умер так рано. И нет никакого противоядия против этого, никакого выхода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И через несколько недель после смерти Ральфа, я сказала Себастьяну (Себастьян Солдевилья, один из со-основателей театра-цирка «7 Пальцев»), что я хочу, чтобы этот мир снова был волшебным местом, а не местом, где умирают дорогие мне люди. Он ответил: «Этот мир – одновременно и то и другое». И вот оно, для меня эта фраза сформулировала идею моей новой работы. И внезапно все противоречия жизни, которые для меня символизировали поезда, вернулись ко мне. Нет пути, который будет однозначно счастливым или несчастным; мы находимся на двух путях, и мы пытаемся следовать по обоим одновременно. Вот как поезд стал метафорой моей идеи, отражением этой дихотомии. И потом мне захотелось добавить главы: отъезд, пересадка, прибытие, во всех их проявлениях, приятных или тягостных. Долгие прощания, счастливые отъезды, задержки в пути в компании идеальных незнакомых, ночевки в поездах (есть что-то магическое в ночных поездах). Если говорить о музыке, мы включили песню, которую Рафаэль написал два года назад, но никогда не использовал. Есть пассаж, где на фортепиано играет он сам, так что отчасти он тоже часть этого спектакля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Черпали ли вы вдохновение от артистов, с которыми работали над «Пассажирами»?

Моя изначальная задумка составляет только половину спектакля. Вторая половина – это то, что приносят с собой артисты, то, что вкладывают в спектакль они. Я убеждена, чтобы добиться лучшего от артистов, надо добраться до их сути. Они намного лучше, когда вкладываются в спектакль, с которым внутренне глубоко связаны. Начиная работать с моей идеей, мы усиливаем и развиваем ее их находками, и так рождается наш общий ребенок. Импровизация играет ключевую роль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы начинаем работать с темой, общим видением, концепцией или театральным контекстом, и насаживаем всё новые и новые мысли на эту основу. Обычно, есть такой момент, когда поиск затрагивает верную струну, и с этого момента сущность, о которой я говорила, проявляется. С этого момента мы можем создать всё, что угодно. Артисты учатся друг у друга , мы создаем наш общий бессознательный словарь.

Как вы подбираете артистов для спектакля?

Я приглашаю артистов, с которыми я точно знаю, что хочу работать. Некоторых из них я встретила в Монреальской национальной цирковой школе, с некоторыми я когда-то работала и поддерживаю связь. Я особенно ценю разноплановых артистов, когда она или он могут прекрасно двигаться и одновременно быть комедийным артистом. И мне важно работать с хорошими людьми, с хорошей душой. Я люблю работать с людьми, чьи человеческие качества также хороши, как и их актерские способности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, еще одна интересная вещь об этом спектакле – здесь есть цирковые дисциплины, которые никогда раньше не появлялись в спектаклях театра «7 пальцев»: партерный полет и эквилибр на проволоке.

Сейчас, когда вы увидите свой спектакль целиком, что вы чувствуете?

Я нервничаю. Но так всегда бывает с живым спектаклем. Я особенно счастлива одной вещи: та суть, о которой я говорила – я чувствую её, когда смотрю спектакль. Мы действительно прикоснулись к тому, чего я хотела достичь. В какой-то момент создания спектакля ты должен стать своим собственным зрителем и любить то, что ты делаешь на сцене. Я люблю видеть своих артистов на сцене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое важное и самое сложное — это оставаться правдивым по отношению к тому, что ты хочешь создать на сцене. Не сбиваться с курса по мере развития спектакля, сохранять изначальное видение. Потому что мы точно можем создать бесконечную череду прекрасных картинок, но если, в конце концов, мы не выскажем свою основную мысль, это всё бессмысленно. Именно поэтому важно уметь также жертвовать какими-то отдельными вещами и находками во имя главной мысли.

Чем по вашему мнению цирк в Квебеке отличается от цирка во всем мира?

Квебекский цирк является первооткрывателем в области современного цирка. В других странах современный цирк является скорее движением против жанра традиционного цирка. Это два очень различных, непримиримых направления, как республиканцы и демократы. Цирк в Квебеке очень плавный, изменчивый. Квебек – это плодородная и творческая земля, где чувствуешь огромную поддержку от общества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне кажется, что одна из причин, почему Квебек играет такую важную роль в развитии современного цирка – это мощный запрос на невербальные формы искусства. Вопрос языка в этой провинции очень деликатный, это в какой-то степени источник раздора. Цирк же наоборот объединяет людей из всех слоев общества. Цирк здесь признан правительством формой искусства, что придает ему легитимность и силу.

Появилось ли у вас больше ресурсов для воплощения своих идей в Квебеке?

Именно по этой причине мы базируемся в Монреале. Я из Америки, Себастьян – француз. В этом мире мало мест, где цирковой компании дают возможность выступать со спектаклем два месяца подряд, как мы не раз выступали здесь в TOHU. Это смесь поддержки и готовности ко всему новому. Квебекцы очень увлекающиеся люди. Бывает среда полная критики и конкуренции, здесь все наоборот, и это дарит свободу творчества.


А что думают о постановке сотрудники театра-цирка и артисты труппы?

Тина Диаб
Тина Диаб
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тина Диаб, гастрольный директор театра-цирка «7 Пальцев»:

«Сочетая атмосферу путешествия на поезде с современными мультимедийными технологиями, "Пассажиры" расширяют границы зрительского переживания. Эта новаторская постановка. Она получила восторженные отзывы и завоевала признание как публики, так и профессионалов. С момента премьеры в Монреале 14 ноября 2018 года этот спектакль посмотрели 370 продюсеров и прокатчиков, даты его показа на престижных площадках по всему миру расписаны вплоть до мая 2021 года.

Эта постановка обладает невероятной гибкостью и подвижностью. Это спектакль мечты с потрясающим составом исполнителей. В нем чувствуется дух «7 Пальцев», отличающийся междисциплинарным и творческим подходом.»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сабина ван Ренсбур
Сабина ван Ренсбур

Сабина ван Ренсбур, артистка труппы спектакля «Пассажиры»:

«Этот спектакль, мне кажется, являет собой прекрасное и универсальное выражение того, как важны человеческие отношения. У всех нас свои цели, мечты, падения, своя боль, но в этом спектакле мы проживаем все это вместе. Мы не одиноки.

Лично для меня это скорее ностальгический спектакль. Он напоминает мне о моментах прощания, о последних часах, проведенных с тем, кого я любила, с теми замечательными людьми, которых мне довелось встретить в жизни.Он напоминает о том, что нужно наслаждаться каждым мгновением, потому что мы никогда не знаем, какое из них будет последним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот спектакль – моя жизнь на ближайшие два года, и я безумно горжусь этим. Я люблю эту постановку, как и людей, участвующих в ней. И предвкушаю, как мы объедем с «Пассажирами» весь мир.»

Брин Шоллькопф
Брин Шоллькопф

Брин Шоллькопф, артист труппы спектакля «Пассажиры»:

«Что значит для меня этот спектакль? Для меня главным в процессе создания этого спектакля было то, какая важная роль отводилась взаимоотношениям внутри команды в течение этих четырех месяцев. Уже в самом начале работы мы выполняли различные упражнения и импровизации. Шена уделяла особое внимание тому, чтобы нам было комфортно не только работать вместе, но и проводить время друг с другом, делясь пережитым опытом и рассказывая истории, зачастую связанные с темой путешествия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждому из нас было чем поделиться: истории отъездов и приездов, взлетов и падений. То, что мы делились этими историями, очень сплотило нашу команду и позволило нам быть открытыми друг с другом, доверять друг другу во время всего процесса выпуска спектакля. Каждый из нас смог почувствовать, почему другой принимает участие в этой постановке, что сделало её по-настоящему исключительной. Без любого члена команды этот опыт был бы совсем другим. Я думаю, это очень особенная ситуация.»

Фрейя Уайлд
Фрейя Уайлд
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фрейя Уайлд, артистка труппы спектакля «Пассажиры»:

«Работа с Шеной над этой постановкой была потрясающим опытом. Я восхищаюсь ее подходом. Она спокойна, оказывает поддержку, умеет слушать, никогда не повышает голоса. У нее есть четкая концепция, но она всегда открыта для предложений. Этот спектакль создавался совместно всеми членами команды, каждый из участников по-своему творчески мыслит. Вдохновленная рассказанными нами историями на раннем этапе создания спектакля, Шена сумела переплести различные идеи и стили каждого исполнителя в короткие зарисовки и мини-рассказы о путешествиях. Я очень счастлива тому, какие профессиональные взаимоотношения у нас были с Шеной, и готова тут же ввязаться в любой проект вместе с ней, зная, что он будет воплощён на высшем уровне.»

Прочитать более подробно о постановке и купить билеты, ты можешь посетив сайт Московского театра мюзикла, на сцене которого спектакль будет идти до 9 февраля 2019 года включительно.