Почему стоит сходить на «Щелкунчика в Зарядье»? Рассказывает Павел Каплевич

Впервые с 1892 года спектакль «Щелкунчик» будет представлен в новом формате: музыка, хореография, сценография и костюмы изменят привычное восприятие любимого произведения.
Почему стоит сходить на «Щелкунчика в Зарядье»? Рассказывает Павел Каплевич

Балетоперная сказка для детей и взрослых «Щелкунчик в Зарядье» пройдет со 2 по 8 января.​ В преддверии премьеры VOICE пообщался с Павлом Каплевичем, который выступил лидером проекта и создателем оригинальных декораций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как в постановке «Щелкунчик в Зарядье» Вам удалось соединить классику и современное искусство?

Вообще, это моё кредо — присутствовать на всех территориях одновременно. Я всегда мыслю в категориях прошлого, настоящего и будущего, учитываю, что было вчера и что может быть завтра. Как говорил Мейерхольд, человек искусства — он как птица, которая одним крылом чертит в небе, а другим — по земле. Вот я и пытаюсь быть такой птицей. Не всегда удается, иногда к земле припадаешь сильнее — и тогда скучнее результат. Но я стремлюсь к гармонии, к идеальному синтезу противоположностей.

Будет ли постановка интересна тем, кто знаком с историей Щелкунчика? А заинтересует ли спектакль взрослых читательниц VOICE?

Конечно! Особенно для тех, кто интересуется современным искусством, а читательницы VOICE, я думаю, в большинстве своём именно такие. Они ведь следят за модой, за трендами. Тенденция быть свободным и в то же время по-детски наивным и неожиданным — она как раз должна быть интересна вашей аудитории. Наш «Щелкунчик» построен на контрастах и раскрывает крайние точки во всём — в форме, цвете, подходе, концепции. Каждый сможет открыть что-то для себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как возможности зала «Зарядье» помогли вам осуществить задуманное?

Возможности зала огромны и многогранны, но для нас самое важное — это шикарная акустика. Ведь у нас будут звучать невероятные голоса солистов Большого и Мариинского театров, театра Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-оперы», «Новой оперы». Помимо этого, площадка модная и актуальная. Она находится практически на территории Кремля — в самом центре столицы, в сердце страны — и все больше притягивает людей, которые интересуются классическим искусством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие танцы будут в спектакле — только балет или что-то еще?

Это не балет в чистом виде, это современные танцы с элементами классики. Скажем, Фея Драже у нас — это классическая балерина с поставленной специально для нее академической хореографией, мыши — это уже современный балет, а Щелкунчик — цирк, там будут и полеты, и различные акробатические трюки. То есть это мультижанровая история, и мы это особо подчёркиваем, для нас важен этот органичный союз с классикой. Мы и с музыкой поступили также: композитор Алексей Наджаров сделал специально для нас электронную аранжировку произведения Чайковского. Действие на сцене будет сопровождаться живым оркестром Questa Musica Филиппа Чижевского, дополненным новым электронным звучанием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будет ли шоу выходить за пределы сцены? Есть ли в нем элементы интерактивности?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Честно признаться, мне бы не очень хотелось, чтобы оно сильно выходило за пределы сцены. Конечно, перед началом и в финале наши артисты будут выходить к зрителям. Например, чтобы дети могли дотронуться до мышки — это будет тот самый момент волшебства. У нас ведь мыши совсем не такие, какими мы привыкли их видеть в «Щелкунчике» — серые, с какими-то плащами, огромными хвостами. У нас они фиолетовые и пушистые, нежные и ласковые, любят сладкое — особенно варенье. Причём банка варенья — это у нас тоже отдельный персонаж. Мы также используем в постановке спецэффекты и 3D-графику, но пусть детали пока останутся в секрете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Персонажи оригинального произведения будут чем-то отличаться от персонажей в постановке? Какова роль костюмов?

Однозначно — это отражение нашей фантазии на тему Щелкунчика и Маши, Щелкунчика и кукол, Щелкунчика и мышей, Маши и сладостей. Можно сказать, что это праздник непослушания, в котором дети хотят освободиться от занудства взрослых. Они хотят погрузиться в настоящее беззаботное детство, полное игрушек и сладостей, хулиганить, превращаться в солдатиков, мышек, даже в конфеты. В финале у нас все попадают в страну мечты — Конфетенбург. Думаю, взрослым тоже будет интересно, они ведь тоже втайне хотят веселья, радостей и сладкого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костюмы во всём этом великолепии играют, конечно, чуть ли не определяющую роль. Легендарный Андрей Бартенев представит 140 костюмов, настолько удивительных и разнообразных, что я уже сам жду не дождусь момента, когда мы все это сможем вам показать. Это будет настоящее дефиле от Андрея Бартенева!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас «Щелкунчик» как никогда популярен: шоу на льду, фильм Disney, ваш спектакль, другие постановки. Почему сказка начала XIX века сегодня так актуальна?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет «Щелкунчика» оказался очень динамичным и живучим — во многом благодаря содержащимся в нем безграничным возможностям для творческих экспериментов. В нём живо сочетается классика и современность. Именно поэтому постановок «Щелкунчика» в Москве сегодня так много, он стал главным героем Нового года в России и за её пределами. Например, мой сын сейчас находится в Гонконге, и с его слов там нет места, где бы не было «Щелкунчика», он везде. Так что можно сказать, что эта история ещё только набирает обороты.