ARTLIFE FEST: когда искусство не знает границ

18 сентября в московском «Манеже» открылся международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST. Мы сходили на выставку и поговорили с ее куратором Анастасией Андреевой.
ARTLIFE FEST: когда искусство не знает границ

«Преодолевая расстояния» – такую тему выбрали организаторы фестиваля в этом году. И действительно – в экспозиции представлены работы 62 художников и скульпторов из 22 стран.

Среди хедлайнеров: легенда фешен-иллюстрации Дэвид Даунтон из США, итальянский иллюстратор Марко Мельграти, один из лучших современных портретистов из Великобритании Бен Эштон, самый высокооплачиваемый гиперреалист Ким Ёнг Сонг из Южной Кореи и наша соотечественница, художница Анна Березовская.

Около работ Ким Ёнг Сонга всегда многолюдно. Они выполнены с удивительной скурпулезностью, отличаются такой яркостью и точностью передачи цветов и деталей, что напоминают макросъемку. Художник работает над полотнами более 12 часов ежедневно, и на создание одной картины у него уходит от трех месяцев до четырех лет. Кажется, что его герои вот-вот оживут и выйдут из рамы. И правда, с помощью специально разработанного приложения ARTLIFE хамелеон начинает менять окраску, а большая рыба уплывает, поблескивая чешуей.

Всего в среду дополненной реальности (AR) интегрированы 40 картин. Благодаря бесплатному приложению мир искусства становится интерактивным, и гости выставки могут наблюдать, как на картинах распускаются цветы, персонажи танцуют и улыбаются, пейзажи становятся подвижными. В приложении есть и аудиогид, рассказывающий обо всех участниках фестиваля.

Интересна история Бена Эштона. Несмотря на то, что его портреты, выполненные в технике гиперреализма, высмеивают британский снобизм и чопорность, художник дважды удостаивался звания лучшего портретиста по версии Национальной портретной галереи в Лондоне. Своими учителями Эштон считает Рембрандта, ван Дейка, Вермеера и Рубенса, а его работы выставляются не только на родине в Великобритании, но и в США, Германии и других странах.

Работы Марко Мельграти неизменно вызывают смех. Этот иллюстратор-карикатурист сотрудничает с такими газетами и журналами, как Washington Times, GQ Magazine, Politico, Corriere della Sera. Его остроумные картины и подписи к ним посвящены проблемам современного общества.

Художница из Польши Агнес Грохульска создает картины в авторской технике, опираясь на традиции реализма. Она использует масло, уголь и графит, а ее любимые сюжеты – портреты и пейзажи. Карьера Агнес началась в 2006 году, и на сегодняшний день она считается одной из самых коммерчески успешных художниц своего поколения.

Кстати, на ARTLIFE FEST можно не только посмотреть картины этих прекрасных художников, но и купить сувениры – футболки, толстовки, блокноты и другие аксессуары с их авторскими принтами. Все средства, полученные от продажи лимитированной линейки, пойдут в благотворительный фонд ARTLIFE CHARITY.

Делиться впечатлениями о фестивале можно еще долго – он того стоит, но мы передадим слово его куратору Анастасии Андреевой.

Этот фестиваль уже третий по счету. А с чего всё началось?

Началось всё 4 года назад – с небольшой студии, где мы с друзьями и знакомыми занимались живописью. Мы собирались по выходным, общались, рисовали и выкладывали фото в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Они вызывали интерес, нам задавали вопросы о возможности присоединиться. Тогда мы задумались о расширении и самоокупаемости. Так, не имея изначально никакого бизнес-плана, да и вообще идеи на этом зарабатывать, мы решили организовывать школу живописи. Составили расписание, стали приглашать художников на мастер-классы, разработали разные направления. Со временем школа выросла в онлайн-академию. Ведь за пределами Москвы очень сложно получить качественный офлайн-контент, а мы считаем, что искусство должно быть доступно всем желающим.

Как появилась идея организовать фестиваль?

Это было ранней весной 2017 года. Мы с коллегой – с которой начинали наше дело и продолжаем работать вместе до сих – были в отпуске. Я поделилась своим желанием сделать большое мероприятие. Чтобы было много активностей, чтобы к нам могли приехать не один-два художника, как до этого на мастер-классы, а много и из разных стран. Коллега меня поддержала. Смелость города берет – это про нас. И мы потихоньку стали приглашать людей в команду, двигаться в этом направлении. Как и в ситуации с созданием Академии, мы набили много шишек, но и опыт получили колоссальный.

В чем заключались основные сложности?

Мы всё делали с нуля. В истории с онлайн-образованием были одними из первых. И обучение живописи дистанционно для многих стало неким разрывом шаблона, ведь обычно всё происходит в мастерских, учебных классах. Никто не понимал, как это может работать. Мы объясняли художникам, операторам, как мы видим процесс, маркетологам – как продвигать идею, на какую аудиторию. Мы ко всему приходили путем проб и ошибок. Расписание разрабатывали сами, с художниками договаривались, оформляли сайт. Всё, чем сейчас занимаются целые отделы, мы делали вдвоем. Так что всю прелесть стартапа прочувствовали на себе.

При создании фестиваля мы столкнулись с массой организационных вопросов. Поиски места, переговоры с художниками, доставка и оформление картин. Мы всё это делали в первый раз. Но нас поддержал Департамент культуры правительства Москвы, за что им большое спасибо. Без помощи такое масштабное мероприятие мы бы не провели. В этом году мы разместились в Манеже, в центре столицы, рядом с Кремлем. И вход на фестиваль бесплатный.

Чем ARTLIFE FEST 2020 отличается от предыдущих?

Как я уже сказала, масштабом. В прошлом году площадь выставки составляла 2000 м2, в этом – 5000. Мы представляем более 420 картин художников из 22 стран мира. Среди работ не только живопись и графика, как было раньше, но и скульптура. Мы подготовили 50 лекций, 11 мастер-классов в разных техниках, 10 демоклассов и трансляций. В этом году мы выпустили коллекцию одежды – футболки, толстовки, а также ежедневники, блокноты, постеры с дизайном наших художников. Деньги, вырученные от продажи, мы передадим в наш благотворительный фонд.

Расскажите о нем поподробнее.

Официально благотворительный фонд ARTLIFE CHARITY был организован в этом году. Но по факту деятельность мы ведем с 2018 года. У нас был экспериментальный проект в рамках фестиваля. С преподавателем из Академии мы приехали в детский онкоцентр, чтобы провести мастер-класс для маленьких пациентов. И когда я увидела реакцию, обратную связь от детей, которые лечатся, от их родителей, увидела, насколько они были вовлечены, увлечены и заинтересованы, я поняла, что мы недооцениваем влияние искусства на психическое здоровье и эмоциональное состояние.

В такие минуты понимаешь, что если хотя бы одного человека ты можешь сделать счастливым, хоть чуть-чуть изменить его судьбу, значит, не просто так живешь на этом свете. Тогда мы и решили основать фонд, направленный на просветительскую деятельность. Мы работаем с детьми, которые живут в детских домах, учатся в воскресных школах, лечатся в онкоцентрах. Мы хотим, чтобы у них были хорошие обучающие программы и качественные материалы, чтобы они могли заниматься живописью, историей искусств, английским языком.

Да, в этом году на наш фестиваль приехали дети из художественных школ Сочи, Краснодара, других городов. Они посмотрели выставку, приняли участие в мастер-классах, погуляли по Москве. Организацию и расходы на себя взял фонд.

В чем вы видите свою миссию? Какие задачи ставите перед собой?

Наша глобальная миссия – показать, что современное искусство может быть разным, что это не только сложносочиненные инсталляции и абстракции. Есть классическая школа, и это тоже современное искусство. И понимать искусство, чувствовать его может каждый. Мы стремимся сделать занятия живописью доступными для всех желающих, независимо от города, в котором они живут, и имеющихся навыков. Среди наших студентов – и новички в начале творческого пути, и художники с опытом, которые хотят повысить свой уровень. Мы стараемся работать в дружелюбном формате, избегать снобизма. Главный критерий при приглашении художников-преподавателей и участников выставки – готовность делиться своими знаниями и опытом. Наша Академия и наше мероприятие созданы для людей – абсолютно разных, даже для тех, кто никакого отношения к искусству не имеет. Любому должно быть всё понятно – домохозяйке, повару, юристу, экономисту. Поэтому мы прорабатываем всё максимально качественно.

Чем вы особенно гордитесь?

Я очень довольна той подборкой экспонатов, которая получилась у нас в этом году. Учитывая все условия – карантин, закрытые границы. С Дэвидом Даунтоном, легендой фешен-иллюстрации, мы вели переговоры 3 года. И вот иллюстратор, запечатлевший Диту фон Тиз, Каролину Эрреру, Катрин Денев, разработал обложку для нашего ежегодного журнала. Его работы впервые увидят в России. Я очень горжусь этой коллаборацией. Еще мы привезли картины ведущего гиперреалиста в мире – Ким Ёнг Сонга из Южной Кореи. Этот невероятный художник пишет флору и фауну, и это нужно видеть. Его потрясающие рыбы, гекконы, улитки и бабочки буквально оживают и, кажется, вот-вот сорвутся с полотна.

То, что наш благотворительный Фонд теперь работает официально, тоже считаю большим достижением. Для всей команды это очень важный шаг.

Лично для себя я очень рада тому, что поступила учиться в МГУ на кафедру теории и практики истории искусств.