Машину заказывали? Как Светлана Виноградова стала гендиректором «Рольфа»
В мире, где работу принято менять каждые пять лет, а то и каждый год, ты уже 25 лет верна своей компании, в которую пришла оператором сервис-бюро. Как так?
(Смеется.) Самой страшно от этой цифры! Не поверишь, но за 25 лет не было ни одного дня, похожего на другой. Времена менялись, компания переживала разные этапы, на каждом из них были разные цели и разные задачи. Все было очень динамично, и скучать никогда не приходилось.
А если что-то не получается?
Конечно, и такое бывает. И минуты отчаяния, когда хотелось все бросить и уйти, – тоже были. Но я стараюсь искать причины не в окружающем мире, а в себе. И – нахожу, меняю свое отношение к происходящему, выбираю новые инструменты – и вперед!
И как ты это поняла?
Его величество случай. С мужем познакомилась на теплоходе. Забавно, что он там был со своей девушкой... А что касается «Рольфа», то в лихие 90-е было странно ставить себе цель – найти компанию своей мечты, мне просто нужна была работа. Думаю, что секрет в позитивном отношении к жизни, желании чего-то добиваться, куда-то двигаться. И мне повезло, что мое профессиональное становление происходило в компании, где у каждого есть возможность для роста. Было бы желание!
Ты начала работать уже после рождения дочки?
Да. У меня дочка и двое внуков. Она гораздо более осознанно подходит к воспитанию детей, чем я. Для меня было главное, чтоб ребенок был одет, обут, накормлен... Я говорила ей, что нужно делать, а что не нужно. А моя дочь, представляешь, специально пошла к психологу, чтобы он объяснил, как правильно выстроить отношения между ее детьми, чтобы никого не травмировать. Дело в том, что у них большая разница в возрасте – 9,5 лет. Я общалась с ней сверху вниз, я старше, и потому права, а она на равных, прислушивается к мнению детей. Я применяю эту стратегию и в работе. Сейчас время руководителей, которые встают и говорят всем, куда идти и что делать, давно прошло. Сейчас время не боссов, а лидеров. А лидер поддерживает, обучает, развивает. Совместно с менеджерами ищет решение из самых сложных ситуаций. Важно найти подход к каждому, спросить сотрудника о том, чего он хочет и чего ему не хватает. Это сложно, но интересно, и это того стоит.
Получается?
Учитывая, что у «Рольфа» большой отрыв от конкурентов, и хотя рынок падает, у нас рост продаж, мы недавно продали миллионный автомобиль.
Заметила, что у тебя кабинете висит плакат с ценностями компании...
Да, и так в каждом дилерском центре. Наше конкурентное преимущество – человеческий подход. От того, как работают люди, зависит эффективность компании. Главное – это не опыт и знания, а желание. Желание самореализации. В жизни вообще важен баланс. Должен быть баланс между работой и семьей. Если человек устремляется в работу, то он забывает про другие направления, которые будут мстить. Я сама стараюсь балансировать и всех своих сотрудников учу этому. На совещаниях я прошу всех открыто говорить о наболевшем. Мы обсуждаем не только рабочие, но и семейные проблемы, думаем, как их решить. К примеру, большинство продавцов у нас из регионов, которые повторяют один и тот же сценарий, полагая, что только у них такие проблемы. Приезжает мужчина в Москву, привозит жену с ребенком, у нее тут нет родственников, друзей, она сидит дома и накручивает супруга, просит вернуться домой. Со временем я поняла, что с этим делать: теперь я приглашаю ее в дилерский центр, показываю ей все, иногда даже беру на работу, помогаю решать проблемы с нянями, детским садом. Я борюсь за людей.
По какому принципу ты набираешь команду?
Если два человека думают одинаково, значит, никто не думает. Важно, чтобы были разные люди. Это удобно подбирать команду под себя, но не эффективно.
Как ты выстраиваешь отношения с клиентами, у тебя наверняка есть постоянные покупатели?
О, да! Их много! Для клиентов я доступна 24/7. Недавно один позвонил в шесть часов утра, чтобы поделиться новостью – у него сын родился. Для него это важно, поэтому я готова в шесть утра не бросить трубку, а разделить с ним эту радость. За четверть века у меня смешались понятия «клиент» и «друг». Мы одна большая семья.
В автомобильном бизнесе преимущественно мужчины. В общении с ними ты чувствуешь себя на равных?
Лучше! Способность слушать и слышать людей – сейчас одна из самых востребованных. Думаю, ты согласишься со мной, что у многих женщин это получается лучше. Я могу выслушать, не боюсь показаться слабой, чтобы получить то, что мне нужно. И это работает. Мужчинам всегда хочется доказать свое превосходство.
Расскажи, как ты подбираешь одежду и мейкап.
Меньше всего мне хочется подкреплять стереотип жесткой женщины-руководителя, поэтому я избегаю строгих костюмов и белых рубашек. Я хочу, чтобы меня воспринимали такой, какая я есть. Я люблю экспериментировать со стилем, люблю яркие цвета в одежде.
Какой совет ты бы дала молодой девушке, которая стремится занять то же положение, что и ты в автомобильном бизнесе?
Самое главное – найти дело по душе. Если ты выбрала правильную профессию, то и результат не заставит себя ждать. Важно быть в гармонии с самим собой, понять, чего хочешь. Если ты будешь делать, то что тебе нравится, то будешь счастлив и рано или поздно поднимешься по карьерной лестнице... У меня были сотрудники, которые уходили в другие компании, потому что ставили себе цель к 30 годам жить в центре Москвы и ездить на статусном автомобиле. Я наблюдала за их поисками со стороны. Сейчас им уже 35, 40, но до своей цели они так и не дошли. С другой стороны, у нас многие директора приходили после окончания ВУЗа стажерами, продавцами или механиками, и построили очень успешную карьеру. А ведь многим из них чуть больше тридцати, и среди них есть женщины.
Совет таков: найди работу по душе, попытайся услышать, что ты хочешь, сделай так, чтобы ты была интересна. Если человек интересен сам себе, то он будет интересен и для окружающих. Но и потрудиться, конечно, придется. Не без этого.
А ты сама водишь?
Водительский стаж 23 года, у меня служебный автомобиль Mercedes-Benz S-Class. Поскольку я использую время в машине для работы, то я езжу с водителем. Но вообще, я люблю водить и очень люблю скорость.
Женщины сели за руль одновременно с мужчинами. Первой стала Берта Бенц – супруга одного из изобретателей автомобиля Карла Бенца, это произошло в 1888 году. Так почему же с машиной до сих пор ассоциируется мужчина? И почему звучат такие восклицания: «А! Ну все понятно, женщина за рулем!»
Наверное, это генетическая память, что-то заложенное самой природой. Все-таки мужчин на дорогах по-прежнему больше. Что касается пренебрежительного отношения мужчин к девушкам за рулем, то это ревность и попытка самоутвердиться. Этот стереотип, что женщины не умеют водить, придумали мужчины, так что давайте не будем его поддерживать.
До сих пор есть девушки, которые боятся садиться за руль, что ты им посоветуешь?
Современные автомобили устроены так, чтобы любой человек, независимо от гендера, мог комфортно ездить за рулем.