Что будет с российскими дизайнерами после изоляции: главное, что нужно знать
Еще неделю назад большинство из нас было настроено более-менее оптимистично – мы весело покупали дизайнерские маски, рассылали мемы про гречку и громко порицали любителей шашлыков. Спустя 14 дней после начала режима изоляции в Москве и других городах смех поутих. Когда на мир только накатывала волна заражений, паниковали в основном крупные модные дома – Китай закрыл свои заводы, производство поставили на паузу, мероприятия отменились, а в поставках воцарил хаос. Теперь же, когда большинство стран объявило режим изоляции, поток потребителей сошел на нет, и в депрессию впал уже практически весь бизнес. Даже тот, кто развивается онлайн. В связи с этим возникла угроза, что некоторые российские бренды прекратят свое существование. Разбираемся, так это на самом деле.
Причина
Мир захлестнул новый вид коронавируса – Covid-19, который уже объявили пандемией. Следом произошла встреча ОПЕК, на которой страны не смогли договориться, из-за чего цена на нефть резко упала и произошло ослабление рубля.
Последствия
Коронавирус ударил по всем, и спорить, какая отрасль пострадала больше, не имеет смысла. Если крупному бизнесу еще удается справляться с падением прибыли, то среднему и малому грозит банкротство. Российские дизайнеры в этом плане находятся в настоящей зоне риска.
По словам Даши Самкович, основательницы и главного дизайнера бренда I Am Studio, продажи упали на 60-70%. «Мы отменили создание двух летних капсульных коллекций, сократили тиражи на осень. Сроки выпуска коллекций сдвинутся. Мы надеемся, если они немного опоздают с выходом, это некритично — спрос, потребительское поведение и потребности всё равно изменятся», – считает дизайнер.
В конце марта телеграм-канал «Мур» на основе сообщения от анонимного источника заявил о массовых увольнениях сотрудников 12Storeez. Иван Хохлов, CEO и основатель марки, вышел 8 апреля в прямой эфир и опроверг эту информацию. По его словам, они сократили не более 50 человек и сделали это с выплатой компенсаций, но при этом уменьшили оклады сотрудникам и выплаты по KPI. Кроме того, пришлось отказаться от новой мужской коллекции и отменить открытие новых магазинов.
Основательницы бренда Nearly Naked Ирина Кукшева и Лиза Буйнова переживают за возможности фабрики: «Она у нас в карантинной Италии, под вопросом поставки материалов с кожевенных, каблучных и прочих сопутствующих производств. Сроки не определены. Мы не уверены, что при всех наших стараниях сможем реализовать планы на зиму-осень – 2020/21. Но мы, как всегда, много работаем; уже приступили к коллекции нового сезона».
Молодой и перспективный сектор виртуальной моды, как и предполагалось, пострадал не сильно, если не сказать, что наоборот. «На количество заказов цифровой одежды карантин никак не повлиял – они как были, так и есть. А число различных предложений о сотрудничестве даже выросло», – рассказывает Регина Турбина, основательница бренда Ophelica, который помимо реальной одежды, предлагает еще и виртуальную, созданную в 3D-конструкторе.
Как справляются
Кто-то ставит задачу не увольнять людей, кто-то сокращает производство, а кто-то использует маркетинг на полную и просит помощь у государства.
В марте 12Storeez выставили на продажу пачку гречки за 10 рублей. Как потом объяснили представители бренда каналу «Мур», хотели просто «поднять настроение покупателям». Потом от идеи отказались и решили крупу вкладывать в онлайн-заказы – в случайном порядке.
I Am Studio онлайн-покупательницам подарят многоразовые тканевые перчатки «для защиты от вируса», сообщается в пресс-релизе бренда. «Мы не рассчитывали на то, что анонс перчаток повлияет на продажи. Мы хотели сделать что-то полезное и красивое. Мы разослали подарки нашим любимым героиням, с которыми уже давно сотрудничаем, и надеемся, что и многие клиенты получили комплимент от нас. Это такой приятный жест, который, наверное, невозможно оценить в продажах и денежном эквиваленте», – прокомментировала акцию Даша Самкович.
Однако основным инструментом в поддержке бизнеса остаются скидки. О них объявили практически все российские бренды: 12Storeez, Ina Vokich, Ruban, Ushatava, I Am Studio и многие другие. I Am Studio, например, не снимают с продажи прошлые коллекции: «У нас большие скидки на зимнюю коллекцию, которая не была востребована из-за теплой зимы, сейчас вещи активно покупают. Мы выставили на продажу вещи прошлого лета. Шелковые цветочные платья из лимитированной линии SELECTED, наряды из круизных коллекций можно приобрести по очень приятным ценам, и на это большой спрос» – говорит Самкович.
Кроме того, в условиях распространения вируса многие бренды задумались о безопасной доставке. Во-первых, предложили бесконтактную передачу, во-вторых, написали клиентам письмо о том, как они проверяют самочувствие сотрудников, в-третьих, отменили плату за доставку.
Ожидания
«Пока весь мир на паузе, можно замедлиться, проанализировать свою деятельность, составить планы. Я, как художник, стараюсь переосмыслить свой стиль, найти дополнительные пути для самореализации, узнать что-то новое. После карантина, как и до него, буду фокусироваться на создании капсульных коллекций и еще больше продвигать цифровую моду» – делится планами Регина Турбина.
Даша Самкович уверена, что мода изменится, как и вся индустрия: «Люди будут покупать меньше. Станут больше думать о здоровье, продуктах питания, уходе за собой. На мой взгляд, китч в моде отойдет на второй план, подиумные и high-level-бренды уже не так смогут влиять на индустрию. Естественность и природная красота выйдут на первый план. Все начнут заботиться о себе, саморазвиваться, и одежду выбирать ту, которая подчеркнет естественную красоту, а не ту, которая соответствует последним тенденциям».
«Наш энтузиазм, как и всего малого бизнеса, постепенно вернет все на круги своя. Главное – не сдаваться и искать новые, возможно, дигитальные способы коммуникации с клиентами. N.early N.aked – бренд небольшой, скромный, но с характером. Наступающий кризис помог определить более четкое направление развития:
«Роскошь и хвастовство исчезнут, но качество и вкус выживут»», – подвела черту Ирина Кукшева.