Что будет с российскими дизайнерами после изоляции: главное, что нужно знать

VOICE изучил текущее состоянии отрасли, поговорил с участниками рынка и коротко рассказывает о том, что ждет отечественные бренды после окончания изоляции.
Что будет с российскими дизайнерами после изоляции: главное, что нужно знать
Shutterstock, Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

Еще неделю назад большинство из нас было настроено более-менее оптимистично – мы весело покупали дизайнерские маски, рассылали мемы про гречку и громко порицали любителей шашлыков. Спустя 14 дней после начала режима изоляции в Москве и других городах смех поутих. Когда на мир только накатывала волна заражений, паниковали в основном крупные модные дома – Китай закрыл свои заводы, производство поставили на паузу, мероприятия отменились, а в поставках воцарил хаос. Теперь же, когда большинство стран объявило режим изоляции, поток потребителей сошел на нет, и в депрессию впал уже практически весь бизнес. Даже тот, кто развивается онлайн. В связи с этим возникла угроза, что некоторые российские бренды прекратят свое существование. Разбираемся, так это на самом деле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина

Мир захлестнул новый вид коронавируса – Covid-19, который уже объявили пандемией. Следом произошла встреча ОПЕК, на которой страны не смогли договориться, из-за чего цена на нефть резко упала и произошло ослабление рубля.

Последствия

Коронавирус ударил по всем, и спорить, какая отрасль пострадала больше, не имеет смысла. Если крупному бизнесу еще удается справляться с падением прибыли, то среднему и малому грозит банкротство. Российские дизайнеры в этом плане находятся в настоящей зоне риска.

По словам Даши Самкович, основательницы и главного дизайнера бренда I Am Studio, продажи упали на 60-70%. «Мы отменили создание двух летних капсульных коллекций, сократили тиражи на осень. Сроки выпуска коллекций сдвинутся. Мы надеемся, если они немного опоздают с выходом, это некритично — спрос, потребительское поведение и потребности всё равно изменятся», – считает дизайнер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце марта телеграм-канал «Мур» на основе сообщения от анонимного источника заявил о массовых увольнениях сотрудников 12Storeez. Иван Хохлов, CEO и основатель марки, вышел 8 апреля в прямой эфир и опроверг эту информацию. По его словам, они сократили не более 50 человек и сделали это с выплатой компенсаций, но при этом уменьшили оклады сотрудникам и выплаты по KPI. Кроме того, пришлось отказаться от новой мужской коллекции и отменить открытие новых магазинов.

Основательницы бренда Nearly Naked Ирина Кукшева и Лиза Буйнова переживают за возможности фабрики: «Она у нас в карантинной Италии, под вопросом поставки материалов с кожевенных, каблучных и прочих сопутствующих производств. Сроки не определены. Мы не уверены, что при всех наших стараниях сможем реализовать планы на зиму-осень – 2020/21. Но мы, как всегда, много работаем; уже приступили к коллекции нового сезона».

Молодой и перспективный сектор виртуальной моды, как и предполагалось, пострадал не сильно, если не сказать, что наоборот. «На количество заказов цифровой одежды карантин никак не повлиял – они как были, так и есть. А число различных предложений о сотрудничестве даже выросло», – рассказывает Регина Турбина, основательница бренда Ophelica, который помимо реальной одежды, предлагает еще и виртуальную, созданную в 3D-конструкторе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как справляются

Кто-то ставит задачу не увольнять людей, кто-то сокращает производство, а кто-то использует маркетинг на полную и просит помощь у государства.

В марте 12Storeez выставили на продажу пачку гречки за 10 рублей. Как потом объяснили представители бренда каналу «Мур», хотели просто «поднять настроение покупателям». Потом от идеи отказались и решили крупу вкладывать в онлайн-заказы – в случайном порядке.

I Am Studio онлайн-покупательницам подарят многоразовые тканевые перчатки «для защиты от вируса», сообщается в пресс-релизе бренда. «Мы не рассчитывали на то, что анонс перчаток повлияет на продажи. Мы хотели сделать что-то полезное и красивое. Мы разослали подарки нашим любимым героиням, с которыми уже давно сотрудничаем, и надеемся, что и многие клиенты получили комплимент от нас. Это такой приятный жест, который, наверное, невозможно оценить в продажах и денежном эквиваленте», – прокомментировала акцию Даша Самкович.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако основным инструментом в поддержке бизнеса остаются скидки. О них объявили практически все российские бренды: 12Storeez, Ina Vokich, Ruban, Ushatava, I Am Studio и многие другие. I Am Studio, например, не снимают с продажи прошлые коллекции: «У нас большие скидки на зимнюю коллекцию, которая не была востребована из-за теплой зимы, сейчас вещи активно покупают. Мы выставили на продажу вещи прошлого лета. Шелковые цветочные платья из лимитированной линии SELECTED, наряды из круизных коллекций можно приобрести по очень приятным ценам, и на это большой спрос» – говорит Самкович.

Кроме того, в условиях распространения вируса многие бренды задумались о безопасной доставке. Во-первых, предложили бесконтактную передачу, во-вторых, написали клиентам письмо о том, как они проверяют самочувствие сотрудников, в-третьих, отменили плату за доставку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ожидания

«Пока весь мир на паузе, можно замедлиться, проанализировать свою деятельность, составить планы. Я, как художник, стараюсь переосмыслить свой стиль, найти дополнительные пути для самореализации, узнать что-то новое. После карантина, как и до него, буду фокусироваться на создании капсульных коллекций и еще больше продвигать цифровую моду» – делится планами Регина Турбина.

Даша Самкович уверена, что мода изменится, как и вся индустрия: «Люди будут покупать меньше. Станут больше думать о здоровье, продуктах питания, уходе за собой. На мой взгляд, китч в моде отойдет на второй план, подиумные и high-level-бренды уже не так смогут влиять на индустрию. Естественность и природная красота выйдут на первый план. Все начнут заботиться о себе, саморазвиваться, и одежду выбирать ту, которая подчеркнет естественную красоту, а не ту, которая соответствует последним тенденциям».

«Наш энтузиазм, как и всего малого бизнеса, постепенно вернет все на круги своя. Главное – не сдаваться и искать новые, возможно, дигитальные способы коммуникации с клиентами. N.early N.aked – бренд небольшой, скромный, но с характером. Наступающий кризис помог определить более четкое направление развития:

«Роскошь и хвастовство исчезнут, но качество и вкус выживут»», – подвела черту Ирина Кукшева.