Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру»
Действительно ли ты не можешь оформить свой интерес к духовным практикам самостоятельно, используя свой разум, а главное — скептическое отношение? Ответ один: конечно, можешь. Главное – держать себя в руках, не вестись на громкие обещания и выстроить верный алгоритм, чтобы не стать одной из тысяч людей с горящими глазами, которые рано или поздно оказываются в компании таких же «просветленных» где-нибудь на Бали.
Что делать?
Первое, с чего нужно начать, — понять, какие инструменты есть в твоем распоряжении. Этими инструментами будут логика, воображение, опыт и эмоции, а помощниками — культура, философия, психология и всего лишь щепотка эзотерики. Ты можешь спросить: как можно всё это смешивать в одном котле? Но почему нет? Это продукты человеческого разума, которые смогли пройти сквозь века и остаться актуальными даже для современного городского жителя.
Второй пункт на пути понимания твоих потребностей — ответ на вопрос: зачем тебе вообще это надо? Ты движешься в сторону духовных практик, чего-то «мистического» и сакрального потому, что сейчас это модно? Или чтобы обрести внутреннюю уверенность? Или потому, что веришь, что есть нечто большее, что находится за пределами привычного понимания мира?
В любом случае оформление твоего интереса в ту или иную духовную практику действительно может стать тем стержнем, который позволит тебе проходить через трудности, ощущая внутреннюю силу. И даже если «вся эта эзотерика» тебя заинтересовала просто потому, что сейчас все вокруг на ней как будто помешались, в этом нет ничего плохого. Это просто потребность переключиться на время от реальности — такая же, как просмотр фильма в кинотеатре. Главное — быть максимально аккуратной, чтобы не стать добычей разного рода «мастеров» или жертвой чего-то по-настоящему опасного.
И, наконец, третий пункт — понимание того, что твоя собственная духовная практика будет не чем иным, как общением с твоим подсознанием. И ориентироваться в этом процессе мы будем не на что-то эзотерическое, а на вполне себе научную психоаналитическую концепцию архетипов К. Г. Юнга — ученика Зигмунда Фрейда. Зачем это нужно? Прежде всего затем, что наш разум всегда требует хоть какой-то доказательной базы, в противном случае играть в эту игру он не станет. А все это и есть не что иное, как игра для нашего мозга. Такая же игра, как карьера, общественные нормы, личные отношения и все остальные сферы жизни, в которых мы сами выстраиваем собственные правила поведения. «Весь мир театр, и каждый в нем актер». Каждая из этих ролей складывается десятилетиями, путем проб и ошибок, и всё для того, чтобы играть их максимально эффективно. То есть адаптироваться в новых ситуациях с минимальными рисками.
Но исторически сложилось так, что та роль, которая поддерживала бы личный внутренний мир человека, исчезла. И стала настолько далекой от современной реальности, что часть нашей психики, отвечающая за духовные потребности, попросту находится «не в тонусе». Именно из-за этого в нас появляется эта тяга к чему-то духовному, именно так наше подсознание сигнализирует нам, что внутри непорядок. С этим непорядком можно справляться различными способами и самый очевидный — пойти к психотерапевту или психологу. Но на поиск подходящего лично тебе специалиста можно потратить массу времени, а состояние за это время не улучшится.
И поэтому в этих духовных поисках создается еще одна роль — личная, тайная, связанная с внутренней деятельностью. Именно поэтому о ней не стоит много рассказывать. Более того, эту роль даже не нужно никак называть, так как разворачиваться она будет исключительно внутри тебя. И давай просто признаем тот факт, что у тебя есть сила, как и у каждого человека. У нас есть сила менять свою жизнь, действовать вопреки обстоятельствам реальности и совершать изменения.
Ритуал
И завершающий пункт на этом пути — создание некоего личного ритуала, действия, точки, которую мы будем периодически повторять, потому что нашему разуму необходима рутина, чтобы он принял правила этой новой игры и поверил в новую роль. Не переживай, тебе не придется прыгать голышом вокруг костра в полнолуние (в конце концов, ты еще не на Бали). Тебе необходимо какое-то простое и несложное действие: к примеру, зажечь свечу в полнолуние. Создай свой собственный ритуал, применив фантазию, но помни: это не более чем игра, а потому не стоит относиться к ней со звериной серьезностью. Помни слова барона Мюнхгаузена: «Умное лицо — еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».
К примеру, зажигая свечу, ты можешь благодарить за прожитый день и напоминать самой себе, что у тебя есть силы справиться и со следующим днем. Либо обратиться с благодарностью ко всем, кто жил до тебя, — к своим предкам. Это поможет осознать изменчивость, текучесть жизни и то, что если твои предки смогли прожить свои горести и радости, то и ты сможешь.
«Что за глупость, зажигать свечу вечером после ужина и сериальчика!» На самом деле это не глупость, а осознанное символическое действие, совершая которое ты будешь выступать центром своей собственной жизни, собирая все события вокруг себя. Это важно и нужно твоему внутреннему миру.
И последнее. В ситуации, когда тебе требуется принять сложное решение, выйти из непростой ситуации, прежде чем действовать, задумайся, как бы ты поступила, если бы была самой мудрой, самой знающей и полной сил — такой, к которой приходят за советом, опытом и помощью. Это получится далеко не с первого и не со второго раза, но в будущем такой подход позволит тебе избегать импульсивных решений и, что самое важное, всегда быть на своей стороне, слушая себя и доверяя себе. А такой навык позволяет поистине творить чудеса со своей собственной жизнью безо всякой посторонней помощи.
Фото: Getty Images