Пророчества Льва Мудрого о России
Лев Мудрый был одним из образованнейших людей своего времени и много времени посвятил письменному творчеству. Он создавал сочинения как светского, так и научного толка. Исследователи его творчества сходятся во мнении, что большинство приписываемых Льву произведений действительно принадлежат ему. Но есть некоторое количество текстов, принадлежащих не ему, а его современникам, например богослову Льву Хиростофакту и ученому Льву Математику.
Самыми знаменитыми произведениями, которые приписываются Льву Мудрому, являются так называемые «Оракулы». Часть из них — стихи, а часть — народные поэмы, которые в действительности были созданы не ранее XIII века, то есть гораздо позже смерти реального Льва Мудрого. В дальнейшем эти «Оракулы» постоянно дополнялись и переписывались. Особенную популярность сборник текстов получил в Западной Европе в 16-м –17-м столетиях.
Примечательно, что в этом сборнике есть отдельный блок текстов, посвященный русскому царю Алексею Михайловичу: «Книга предсказаний». Он был написан примерно в 1656 году и тоже не имеет прямого отношения к Льву Мудрому.
В Константинополе в XIII–XIV веках происходил настоящий бум, связанный с Львом Мудрым. Ему приписывались многочисленные невероятные способности и чудеса. В народном сознании он стал кем-то вроде волшебника, который мог оживлять портреты и статуи и предвидеть будущее. Видимо, отсюда берет начало привязка «Оракулов» к имени Льва Мудрого.
Но что в «Оракулах» связано с Россией? В одном из текстов сборника есть такая цитата:
«О многоглаголемом царе, обитающем на окраине Византия [Константинополя], убогом и [бого]избранном, знаменитом и безвестном. Истинный царь... изгнанный людьми из своего жилища... объявится при конце [владычества] исмаильтян... в третий час... Подобает ему открыться в сиянии света и [иных] знамениях. Сей будет призван от ангела, имеющего образ человека-евнуха в белых ризах, который возглаголет в ухо ему, объятому сном: "Восстани, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ибо Он призывает тебя пасти народ великий". И в другой раз речет: "Изыди, сокровенный, и не таись, ибо многие тебя ищут". А на третий раз вручит ему скрижали каменные с начертанием двух законов, из коих первый – "Отомсти [врагам] и дай народу все потребное", второй – "Истреби нечестие, покарай огнем творящих дела содомские. Сверх сего иереев порочных из храма изгони, а достойных вновь на служение Богу поставь". Царь тот имеет особые знаки. На ногте правой ноги у него светлое пятно, а на обеих лопатках пурпуровидное начертание креста... имя же царя сего сокровенно в народах. И возложит Господь на главу ему руку Свою.
В те дни люди будут претерпевать великую тесноту, и преклонят лица долу, и посыплют прахом главу, и возопиют ко Господу Богу неба и земли. Тогда услышит Господь молитву их, и обратит слух Свой к населяющим землю, и пошлет архангела Своего в человеческом образе, и тот водворится на островах. И обретет святого Божия, дотоле невидимого и незнаемого. Потаенный и для всех безвестный, ведомый лишь Господу и себе самому, будет он из удела княжеского и от рода царского... свят Богу. Сего откроет и помажет в конце дней сам Бог...»
Эту часть текстов принято связывать с пророчеством о падении Константинополя.
Но более всего народные умы волновало так называемое пророчество о Белом царе. Стоит отметить, что белыми царями тюрки и монголы называли русских царей, начиная с Ивана Грозного. Так что любые рассуждения о том, что конкретно это пророчество имеет отношение к XXI веку, не выдерживают никакой критики. Также примечательно, что на русском языке эти тексты практически неизвестны и то, что сейчас можно обнаружить в Сети, как правило, вольная интерпретация авторов.