Тревожность у детей
Знаешь, что такое тревожность? — Это способность испытывать состояние повышенного беспокойства. У малыша эта эмоциональная реакция может быть вызвана ожидающими его «испытаниями»: походом к врачу, вхождением в новый коллектив, и даже поездкой в отпуск! Любые перемены способны вызвать у ребенка волнение — от легких переживаний до выраженного стресса.
Почему дети так сильно переживают любую мелочь? Причина заключается в том, что детская нервная система не зрелая — она только находится в процессе созревания, который завершится к подростковому периоду. Отсюда и так называемые кризисы развития, сопровождающиеся страхами и тревожностью. И то, что взрослым может показаться пустяком, для ребенка может быть целой катастрофой!
А теперь вспомни, что ты чувствуешь, собираясь на новую работу... Ты еще не знаешь, какие люди там работают и как они к тебе отнесутся, как лучше себя с ними вести, что в коллективе принято, а что нет. Неудивительно, что смена работы вызывает у взрослого человека стресс. А теперь представь ребенка, который идет в школу или детский сад (особенно в первый раз) — он не знает, что его ждет, и тревога по этому поводу вполне естественна. Выраженность тревожности может варьировать, в зависимости от темперамента ребенка и устойчивости нервной системы.
Одни дети становятся вялыми от стресса, жалуются на утомляемость, другие реагируют иначе, становясь просто неуправляемыми. На этом фоне возможны и психосоматические реакции в виде болей в животе, тошноты, головокружения, расстройства стула, головных болей. У некоторых детей прослеживается усиление одного из перечисленных признаков перед выходом в школу и ослабление его, в случае если школа отменяется. Но не стоит думать, что эти дети симулянты, некоторые дети именно так и реагируют на стресс — на телесном уровне. В данном случае симптом — способ сказать о своей тревоге, и необходимость в нем отпадает при устранении причины, вызывающей тревогу.
В интернете есть масса хороших рекомендаций на тему, как помочь ребенку справиться со стрессом. Родителям рекомендуется проявлять терпимость и понимание, окружать ребенка заботой. Это дает точку опоры — ребенок чувствует, что за пределами дома есть место, где ему будет хорошо и комфортно, и это помогает справляться со стрессом. Полезно будет и сократить эмоциональные нагрузки в период адаптации к школе: не спешить отводить ребенка в кружки и секции (хотя бы в первый месяц учебы), ограничить просмотр телевизора (особенно перед сном), уменьшить время, которое ребенок проводит в интернете.
При повышенной тревожности психологи рекомендуют давать ребенку успокаивающие препараты. Арсенал современных средств велик, но начинать лучше с легких успокаивающих. Многие родители выбирают валериану или пустырник — проверенные временем лекарства. Их единственным минусом является седативный эффект — после приема успокаивающего ребенок захочет спать, и такие средства лучше давать перед сном. В дневное время ребенка будет поддерживать препарат дневного действия — Тенотен детский. Главный плюс препарата — он не вызывает сонливости и заторможенности, и поэтому рекомендован ученикам. В этом случае ученик будет спокоен и собран, что позволит ему лучше усваивать новый учебный материал.
А что делать, если простые меры и простые успокаивающие не помогают? Если ребенок буквально ходит по потолку или наоборот, бледной тенью проходит в свою комнату и не желает оттуда показываться? В таком случае стоит обратиться за профессиональной помощью к детскому психологу. И ничего страшно в этом нет — это раньше с нервным срывом могли сразу отправить к психиатру, сейчас есть психологи, и обращаться к ним так же естественно, как и к парикмахеру или репетитору по математике. В любом случае, если для ребенка что-то стало проблемой, ему нужно помочь. Психологи говорят, что от того, как насколько успешно адаптируется ребенок в первый учебный год, будет зависеть его дальнейшая успешность в социальной жизни.