Каллиграфия — путь к спокойствию
Ручной труд
Большинство из нас способны написать разве что записку – «ушла к маме» или перечень дел на завтра. Хотя письмо от руки – не просто передача информации, а самовыражение и саморегуляция. В арт-терапии недавно даже появилось направление – каллиграфотерапия. По словам Веры Белозеровой, доктора искусствоведения и доцента РГГУ, китайская и японская каллиграфия всегда несла установку на оздоровление тела и психики человека. Мастера сёдо жили долго и до конца сохраняли ясность ума. Пик их творчества приходился на 70–90 лет. Каллиграфия так же полезна, как иглорефлексотерапия и гимнастика цигун. «Мастера древности понимали: многократное повторение канонических движений ведет к постижению Истины и пониманию гармонии мира», – считает Марина Голомидова, известный специалист в области японской культуры. «Путь письма», как и остальные японские «пути» (чая, меча), – вещи практические, в них нужно действовать руками, точно следуя наставлениям сэнсэя (учителя). Философский смысл занятия явится сам, когда ты о нем и думать не будешь, увлеченная правильным выполнением домашнего задания.
Подробности письма
Главное в каллиграфии не «красивый почерк», а выверенное соотношение черт и пропорций каждого иероглифа и всей надписи в целом. На свитке не должно быть слишком много пятен туши или белого пространства. В соблюдении этого баланса выражаются умение, искусность и опыт автора. В идеале резко-угловатые и рваные черты сменяются мягкими и плавно-округлыми. Иероглифы и строки текста лишены геометрической правильности, ровности, симметрии. При этом у зрителя не должно возникать ощущения «визуальной какофонии». Настоящая каллиграфия не режет глаз, а, как часто говорят, является застывшей музыкой. Малейшее напряжение или ослабление кисти руки мастера сказывается на качестве изображения. Это можно сравнить с силой удара по струнам гитары и звуком, который возникает в итоге. При занятии каллиграфией человек в первую очередь учится сосредоточенности, отвлекается от суеты, начинает видеть и понимать красоту вокруг. В процессе письма участвуют все органы чувств: ощущаешь вязкость от соприкосновения кисти с бумагой, слышишь ее легкий шелест, вдыхаешь приятный запах туши, вид иероглифов приносит наслаждение. Некоторые каллиграфы даже имеют привычку облизывать кисточку, таким образом задействуют даже чувство вкуса.
Правила написания
Урасэнкэ (www.chanoyu.ru/culture/calligraphy.html). Московское представительство чайной школы, занятия ведет Алексей Мамонов. Здесь можно узнать много интересного не только о «пути письма», но и о чайной церемонии.
Институт Конфуция РГГУ (www.confucius-institute.ru/), преподаватель – Александр Беляев. Обучат как японскому, так и китайскому стилю каллиграфии, помогут больше узнать о культуре Китая.
«Белая кошка» (www.baimao.ru), мастер – Александр Журавлев. Работает интернет-магазин со всеми необходимыми для каллиграфа принадлежностями.
Китайская каллиграфия (www.calligraphy.baguadao.ru), руководит группой Константин Агеев. Помимо практических занятий здесь изучают основы японской философии.
Каллиграфия онлайн
«Международная выставка каллиграфии» (www.calligraphy.mvk.ru) – крупнейший интернет-портал, посвященный письму как изысканному виду искусства, где можно узнать много интересного о самых разных видах калли-графии.
«Современный музей каллиграфии» в Москве (www.callig-museum.ru) – первый в России, открылся недавно, посвящен искусству письма.
Елена Ионова
Фото: Дмитрий Отростков